Сергей Пузыревский: «пятый антимонопольный пакет» призван адаптировать законодательство к условиям цифровой экономики

ФАС России стала органом предупредительного контроля, переходит на риск-ориентированный подход сфере антимонопольного регулирования и смотрит в будущее, совершенствуя законодательства в соответствии с новыми вызовами

21 марта в г. Челябинске состоялось публичное обсуждение итогов деятельности Челябинского УФАС России за 2017 год и 1 квартал 2018 года. На мероприятии с докладом выступил заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский.

Он рассказал о результатах модернизации антимонопольного законодательства с принятием «четвертого антимонопольного пакета», предусматривающего внедрение превентивных мер, предупреждающих последующие нарушения. В частности, был значительно расширен перечень нарушений, по которым выдаются предупреждения, что по сути дает возможность нарушителю оперативно исправить ситуацию. Так, ФАС России завершил трансформацию в орган предупредительного контроля. Согласно последним данным, в 2017 году антимонопольное ведомство направило 4477 предупреждений представителям органов власти и хозяйствующим субъектам. В 2016 году этот показатель составлял 5486. Количество возбужденных дел в 2017 году снизилось до 3534 против 4040 в 2016 году.

«Стоит отметить, что сегодня в регионах также проводится проконкурентная реформа, предусмотренная Стандартом развития конкуренции в субъектах Российской Федерации», - сообщил он.

Также он уточнил, что ФАС России переходит на риск-ориентированный подход в сфере антимонопольного регулирования. 1 марта 2018 года Правительство Российской Федерации утвердило критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определённой категории риска. Уровни риска от нарушения антимонопольного законодательства могут быть средними, умеренными и низкими. Для определения категории риска необходимо оценить масштаб деятельности предприятия и его вид. За каждый критерий назначается определенное количество баллов, которые в сумме определят категорию риска.

«Однако сегодня характер рыночной власти изменяется, уходя в цифровые технологии. И нам необходимо оперативно реагировать на новые вызовы. Сегодня ведется подготовка «пятого антимонопольного пакета», призванного оптимизировать законодательство для повышения эффективности регулирования в эпоху цифровой экономики. Мы пересматриваем критерии определения доминирующего положения на рынке и применение антимонопольного законодательства в сфере интеллектуальной собственности», - заключил он.

Публичное обсуждение итогов деятельности Челябинского УФАС России за 2017 год и 1 квартал 2018 года состоялось в рамках регионального семинара-совещания "Тарифное и антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности. Контроль закупочной деятельности хозсубъектов, подлежащих тарифному регулированию (в рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ). Проблемы применения административной ответственности. Судебная практика".