Уехали на ярмарку

Минпромторг России разработал пакет законопроектов, упрощающих порядок организации розничных рынков и осуществления на них торговой деятельности. В министерстве признали: действующим законодательством установлены для этого сектора излишне жесткие условия. Результат оказался предсказуем: по данным Росстата, с 2010-го по 2017 год доля рынков и ярмарок в обороте розничной торговли в целом по стране снизилась с 12,4 до 6,6 процента, а количество рынков за 10 лет сократилось почти впятеро.
 Фото: Татьяна Андреева/РГ Стационарные рынки мало отличаются от супермаркетов: здесь продают продукцию не только фермеры, но и крупные производители. Фото: Татьяна Андреева/РГ
Стационарные рынки мало отличаются от супермаркетов: здесь продают продукцию не только фермеры, но и крупные производители. Фото: Татьяна Андреева/РГ

Между тем рынки и ярмарки зачастую являются единственным гарантированным каналом сбыта для мелких и средних хозяйств и производителей продуктов питания, подчеркивает замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. А они, между прочим, обеспечивают огромный объем: в 2016 году половина сельскохозяйственных товаров была произведена в фермерских и личных подсобных хозяйствах, а по некоторым позициям их доля составляет 85-90 процентов.

Смягчение правил крестьян обрадовало. Вот только рынков в регионах УрФО, как выяснили корреспонденты "РГ", осталось очень мало. Впрочем, далеко не все они закрылись - многие продолжили работать в другом формате.

Выпутаться из сетей

 

С 2015 года, когда новый закон обязал торговцев переехать в капитальные строения, число розничных рынков в Челябинской области резко сократилось. По данным Челябинскстата, на 1 июля 2017 года на Южном Урале их насчитывалось 19, в том числе 15  частных  и четыре муниципальных. Число торговых мест - 2600.

Постоянно действующих сельскохозяйственных рынков в регионе только три, но зато растет число сезонных ярмарок, на которых аграрии могут по низкой цене реализовать урожай напрямую потребителю. Особенностью этого года на Южном Урале станут так называемые "социальные ярмарки", на которых продтовары будут продаваться круглый год без торговой наценки. Первая из таких ярмарок откроется на Каширинском рынке в Челябинске, где в последнее время большая часть площадей пребывала в запустении.

- Торговая надбавка сетей на продукты питания, в том числе первой необходимости, составляет от 100 до 200 процентов, то есть цена практически удваивается. Вариант решения проблемы - малоформатная торговля, в том числе базары и ярмарки, - считает инициатор проекта  депутат Госдумы Анатолий Литовченко.

По мнению многих экспертов, ужесточившие условия игры законы были в свое время приняты в интересах торговых сетей. И сегодня в Челябинской области ретейл чувствует себя весьма вольготно: более половины оборота розничной торговли приходится на его долю. Итоги мониторинга Челябинского УФАС в 2016 году показали, что в 14 муниципальных образованиях региона превышена допустимая доля сетей на рынке (25 процентов). Годом ранее таких территорий было девять. Только в Челябинске 902 сетевых магазина. Антимонопольщики отмечают, что за год доля сетей выросла с 49 до 57 процентов и предупреждают превысившие лимит сети о недопустимости открытия новых супермаркетов.

В торговых сетях цена на продукты практически удваивается. Вариант решения проблемы - малоформатная торговля, в том числе ярмарки

- Фермер работает на свой страх и риск, потому что гарантированного рынка сбыта у него нет, - сетует исполнительный директор областного Союза крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов Дмитрий Трофимов. - А ведь качество продукции фермеров гораздо выше, чем у крупных производителей.

Но прорваться в торговые сети у мелких хозяйств по-прежнему не получается, уловки ретейлеров - кабальные условия входа, драконовские штрафы и т.п. - всем известны и не меняются, несмотря на активную борьбу с ними общественных организаций товаропроизводителей. В таких условиях сезонные ярмарки могут стать хорошим подспорьем для крестьян.

Теневой базар

В криминальные сводки Свердловской области на днях попало сообщение о рейде "Народного контроля" по нелегальным розничным рынкам Екатеринбурга.На общественников из ОНФ напали с ножами охранники незаконных торговых рядов. В ларьках в основном продавали контрафактную продукцию, реализаторов которой и защищали бандиты. Но рядом стояли бабушки, сбывающие урожай со своих огородов. На официальный рынок с пучком чеснока и пакетиком огородных помидоров не пойдешь, приходится нарушать закон и записываться в нелегалы.

- Торговля с рук, в принципе, запрещена. Но процветает. Сколько таких рынков в Екатеринбурге, не знает никто. Они появляются то там, то здесь. Как бороться со стихийной торговлей - вопрос до сих пор открытый, - обрисовал картину главный специалист комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Алексей Леонов.

Только за первое полугодие 2017-го сотрудники ОБЭП составили более 200 протоколов о ликвидации незаконных уличных торговых точек, возбудили два уголовных дела. Количество нарушителей растет пропорционально сокращению легальных базаров. С 2010 года, после ужесточения правил торговли на открытых площадках, на Среднем Урале исчезло 59 рынков. Осталось всего 12 объектов в 10 муниципалитетах.

Потерю доступных для мелких хозяйств и частников прилавков областные власти пытаются компенсировать развитием ярмарочной торговли. Только в нынешнем году в регионе запланировано провести 2620 выездных базаров на 186 площадках. Муниципалитеты активно помогают, к примеру, в Екатеринбурге регулярно отдают под рыночные ряды площадку у метро "Динамо", а то и центральную площадь города.

Но большую часть затрат, в том числе на уборку территории по окончании мероприятия, несут организаторы ярмарки, то есть торговцы. Ярмарочная морока этим не ограничивается. Места предоставляются строго на договорной основе при наличии разрешительных документов, перечень которых утвержден местными властями. То есть прийти на торжище со своим товаром "с улицы" местный производитель не сможет. Все равно потребуются затраты - не меньшие, чем оплата места на розничном рынке.

Ближе к покупателям

В Тюменской области розничные рынки сдают позиции с начала "нулевых". Десять лет назад на них приходилась четверть товарооборота, в 2011-м - 5,4 процента, сегодня их доля совсем мала. Пять лет назад рынков насчитывалось 26, сейчас их всего 12, и преимущественно они работают в Тюмени, где проживает половина населения региона. Торговля переместилась в магазины различного формата. Их совокупная площадь за последние три года увеличилась на 20 процентов, в продовольственном секторе превысила нормативную в 2,3 раза.

Неудивительно, что существенная часть розничного рынка вышла за отведенные ему границы, представ в виде стихийной торговли: тут продукты не только на лотках, нередко они разложены на какой-либо подстилке прямо на асфальте. Если садоводы предлагают выращенное на собственных грядках, то многие другие граждане, не имеющие отношения к огородничеству и легальному предпринимательству, делают барыш на реализации тех же овощей, ягод да фруктов, только уже приобретенных на оптовых базах или завезенных фурами из Средней Азии. Бизнес микромасштаба, зато от налогов легко уйти. Административный штраф для физлиц за это незаконное занятие необременителен - в Тюменской области он не превышает тысячи рублей. Перспектива изъятия товара контролерами (за лето уничтожено свыше 10 тонн) уличных торговцев тоже ничуть не пугает.

Бурный рост торговли "на ящичках" в условиях стагнации продаж встревожил ретейл, сельхозпроизводителей, испытывающих проблемы со сбытом, а также надзорные структуры. Горадминистрация, акцентируя внимание на антисанитарии и отсутствии фискальных сборов с этого сегмента, предложила областным законодателям скорректировать Административный кодекс, подняв планку штрафа до пяти тысяч рублей. Депутаты посоветовали прежде подумать, как отделить садоводов от перекупщиков, как первым создать комфортные условия для приработка, а вторых принудить перейти на легальные площадки.

Депутаты посоветовали мэрии подумать, как отделить садоводов от перекупщиков, первым создать комфортные условия, а вторых принудить перейти на легальные площадки

Да, а достаточно ли таких площадок? В 2012 году фермерам, крестьянским подворьям, сельхозпроизводителям, огородникам было целенаправленно отведено на рынках в общей сложности 572 места, главным образом в Тюмени. В нынешнем году в городе, по данным профильного муниципального департамента, таких мест зарезервировано 131. Почти треть из них - на Центральном рынке, куда попасть многие желают, да далеко не всем удается. На некоторых других базарах "квота" не всегда выбирается: сотни садоводов ежедневно выходят на тротуары - "ближе к покупателям". Мини-рынки в Тюмени есть, но их недостаточно. Периодически гостевые улицы и площади "зачищают" от дачников, что, по мнению сопредседателя тюменского регионального отделения ОНФ Евгения Семеняко, контрпродуктивно. "Создайте условия для сезонной торговли, а не гоните людей", - призывает общественник.

Идея хорошая, но запоздалая

По мнению координатора коалиции владельцев малых торговых форматов и киоскеров по Курганской области, члена региональной "Опоры России" Ивана Камшилова, инициатива минпромторга по упрощению условий для розничных рынков запоздала. В ближайшее время практически весь малый бизнес, в том числе торгующий на рынках, будет обязан вести электронный учет, установить кассы нового образца. Судя по первому этапу внедрения нововведения, процесс идет со скрипом. Общественник прогнозирует, что после 1 июля 2018 года произойдет сокращение малого предпринимательства как минимум в два раза. Как в таких условиях говорить о возвращении базаров?

В Зауралье сейчас шесть розничных рынков, лет десять назад их было в несколько раз больше: многие владельцы не сумели выполнить все условия изменившегося законодательства. По словам Камшилова, большинство просто сменило организационную форму - рынки стали именоваться ярмарками. Кстати, в региональном реестре 34 ярмарки, в том числе пять аграрных и одна вещевая.

- Рассчитывали всех загнать под крышу, но предприниматели категорически отказывались "крышеваться", потому что эта затея в значительной мере повышала цену аренды, удорожала товар, малый бизнес терял и без того небольшие преимущества, - говорит общественник. - В то же время сети даже во время кризиса при общем сокращении потребительского спроса увеличили объем продаж, успешно минимизировали налогообложение, в первую очередь в региональный и местные бюджеты.