По согласованному маршруту

Челябинское УФАС России возбудило дело по признакам картели в отношении четырех транспортных предприятий Магнитогорска. Ведомство подозревает, что частные перевозчики по согласованию подняли цены на проезд в маршрутных такси. В администрации города сообщили, что не могут повлиять на стоимость проезда, поскольку перевозчики работают на нерегулируемых маршрутах. Перевозчики сговор отрицают, объясняя повышение цен подорожанием ГСМ и затратами на обновление автопарка. В Челябинске, где также подорожал проезд в маршрутках, антимонопольное ведомство нарушений не выявило.

Дело по признакам нарушения пункта 1 части 1 ст.11 «Закона о защите конкуренции» (запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов) возбуждено после жалобы администрации Магнитогорска и трех горожан. Как сообщили „Ъ-Южный Урал” в пресс-службе Челябинского УФАС, четыре перевозчика в конце февраля синхронно повысили цены на проезд в маршрутных такси с 20 до 25 рублей. Предприниматели 27 февраля одновременно подали в администрацию города уведомление о планах поднять стоимость проезда на 11 маршрутах, которые они обслуживают, в апреле и мае. Фактическое повышение цен произошло 27 и 28 февраля. «Перевозчики, являющиеся конкурентами на рынке, в одно время установили одинаковую цену на проезд сразу по нескольким маршрутам. То есть, предприниматели не стремились к привлечению пассажиров на свои маршруты с предложением наиболее выгодной цены, что свойственно для конкурентного рынка, а лишили потребителей такого выбора. Такое антиконкурентное поведение соответствует экономическим интересам всех участников картеля и, в конечном счете, должно привести к дополнительной прибыли», — полагают в УФАС.

В администрации Магнитогорска сообщили, что в городе действует 42 регулярных автобусных маршрута, только на двух из них работает муниципальное предприятие «Магнитогорский городской транспорт» (также обслуживает 45 трамвайных маршрутов). Остальные 40 маршрутов обслуживают десять частных перевозчиков по нерегулируемым тарифам. Из четырех перевозчиков, заподозренных в сговоре, крупный по меркам города только один — у него пять маршрутов. Остальные обслуживают три, два и один маршрут. «Перевозчики объясняют свои действия тем, что могли бы каждый год повышать по рублю, но не делали этого. При этом горюче-смазочные материалы и запчасти дорожают. Мы не согласны с одновременным повышением проезда на маршрутах сразу нескольких перевозчиков, поэтому направили заявление в УФАС», — пояснил главный аналитик управления инженерного обеспечения, транспорта и связи Магнитогорска Александр Долгополов.

Перевозчики сговор отрицают. Индивидуальный предприниматель Андрей Ефимов (обслуживает три маршрута) сообщил, что в 2016 году купил 15 новых автобусов, взяв в кредит несколько миллионов рублей. «Рассчитываю не затягивать с выплатой, поэтому первым поднял стоимость проезда до 25 рублей. Все кредитные договоры я предъявлю УФАС. Три года назад меня уже пытались обвинить в сговоре, но я доказал в арбитражном суде Челябинской области, что невиновен», — пояснил он. По словам бизнесмена, проезд на маршруте №13 стоит 25 рублей уже полтора года, поскольку это нерентабельное направление.

С 27 марта подорожал проезд также в Челябинске. Перевозчики подняли цены с 20 до 23 рублей. Челябинское УФАС поясняло, что перевозчики на нерегулируемых маршрутах вправе самостоятельно устанавливать цены, а факторами повышения стоимости является конкуренция и законы спроса и предложения. Признаков нарушения антимонопольного законодательства в Челябинске ведомство не усмотрело, поскольку увеличение цены произошло впервые за последние два года. По информации ведомства, подорожание стоимости обусловлено экономическими факторами и не превышает уровень инфляции. Совокупная доля тех, кто поднял цены на проезд, на рынке перевозок Челябинска не превышает 20%, а каждого из них — 8%, что говорит об отсутствии воздействия на конкуренцию.

Надежда Алексеева, Юлия Гарипова