Сага об ОСАГО

Страхование автомобилей и ответственности водителей в России уже многие годы не может выйти из зоны эксперимента.

После очередного витка скандалов, громких заявлений о выявленных нарушениях, штрафах и обещаний светлого будущего для автомобилистов ничего не меняется. Теперь появилась новая надежда - на электронные полисы.

Оформить полис по Интернету можно было и в 2015 году. Некоторые автовладельцы даже успели этим воспользоваться. Но вскоре компании закрыли ссылки на электронное страхование. И вновь сосредоточились на работе по-старому - с большими "живыми" очередями, с дополнительными услугами, которые приносят немалую прибыль. Во многих компаниях водители узнали, что не смогут застраховать автомобиль, если ему десять лет или более. Запрет коснулся и слишком молодых, и весьма пожилых владельцев машин. Конечно же, неофициальный, но жители нашей страны в целом и в Магнитогорске в частности не любят оформлять жалобы в письменной форме - это требует времени, сил, нервов, которые, говорят, не восстанавливаются. К тому же, это странно, что для получения услуги, к которой обязывает государство, нужно рьяно доказывать свои права, искать правду, бороться.

- Это общероссийская проблема,  - заверила председатель межрегиональной российской организации "Агентство защиты прав потребителей финансовых услуг" Елена Фасахова. - И потребитель должен понимать, что если ему отказывают в услуге, оказывают её несвоевременно или навязывают дополнительные услуги - это противоречит закону.

Елена Александровна пояснила, что, к сожалению, пока автовладельцам придётся прикладывать усилия, чтобы всё было по правилам. И советует обращаться в страховые компании в письменной форме. Скачать заявление установленного образца можно на сайте Российского союза автостраховщиков. К заявлению должны быть приложены пакет документов, копии. Если страховая компания не выдаёт полис сразу, она должна это сделать в течение десяти дней. Не получили - следует обратиться с претензией в компанию. Это называется "оспорить в досудебном порядке". Если претензия не удовлетворена, следует обращаться в суд. Учтите, штраф за нарушение будет наложен и на компанию, и на агента, который отказал вам в услуге. До 300 тысяч рублей. Так что вам есть чем пугать страховую организацию.

Также юристы советуют при отказе обращаться с жалобой в Банк России. Именно он курирует и контролирует страховые компании, но рейдов и внезапных ревизий не проводит, действует только по заявлениям потребителей. В Банке России есть электронная приёмная. Можно воспользоваться и обычной почтой. К жалобе вы должны приложить заявление с отметкой страховой компании или квитанцию, подтверждающую отправку заявления. Можно использовать запись диктофона, фото- и видеоматериалы.

Рейды и проверки периодически устраивают общественные организации, которые вправе проводить мониторинг качества услуг. Например, активисты Народного фронта в Челябинской области выявили таким образом нарушения условий продаж полисов ОСАГО весной этого года. Впрочем, наш регион не стал в этом отношении уникальным. Народный фронт проверил 70 областей РФ, и нарушения были обнаружены в 52 из них.

Одной из причин проблемы с оформлением полисов в этом году объявлен дефицит бланков, которого, как выяснилось, нет.  Челябинское УФАС России проверило страховые компании и к середине лета смогло авторитетно заявить, что с бланками всё в порядке. Зато выявлен сговор страховщиков - по данным УФАС, в нём уличили 18 организаций. Компании оштрафованы на 32 миллиона рублей. Судебные заседания по поводу этого сговора проходят до сих пор. На днях к штрафам приговорены ещё три компании. Суммы колеблются от 600 тысяч рублей до шести миллионов.

Сотрудники УФАС рекомендуют автовладельцам приходить в страховую компанию не за день, а за месяц до окончания срока полиса. И тоже советуют при возникновении проблем обращаться в письменном виде.

Вряд ли в этом случае какая-либо компания решится отказать вам в услуге. Тем более, что у них уже есть печальный опыт таких отказов. И, вдобавок, у вас будет документальное подтверждение - на тот случай, если полис всё-таки не оформят.

"Обойдусь без полиса!"

Некоторые магнитогорцы уже начали подавать заявления в письменной форме. Но не все получили после этого страховку. "Я не дождалась, сходила в другую компанию, оплатила страхование, допуслугу и получила полис, - рассказала нам одна из читательниц "ММ". - Дорого, зато быстро. Меня приняли по записи, без очереди".

Одному из наших земляков предложили заплатить 16 тысяч рублей за авто с объёмом двигателя 1,3. "Пять лет безаварийной езды, и такая сумма получилась с дополнительными услугами", - жалуется он.

Многие сидели в бесконечных очередях, хотя можно записаться по телефону или при личном визите. Правда, сроки записи очень разные - от недели до месяца и больше. Целесообразно было бы внедрить приём по электронной очереди, как в банках и многих других организациях. Ввести лимит - не более 10-15 минут на человека. Нарушитель должен нести ответственность за нарушение регламента - по жалобе гражданина. Но пока многие магнитогорцы продолжают изнывать в очередях, периодически гневно разбираясь, кто за кем стоял.

Отметим, среди наших респондентов изредка находились те, кто оформил полис быстро и без допуслуг. Увы, таких очень мало. Зато чаще стали попадаться водители, которые вообще не страхуют машины. Объясняют тем, что это слишком сложно, требует много времени, денег, а потом "всё равно, если в аварию по своей вине попадёшь, тебе денег не дадут. Зачем тогда платил?" Если что, поясняют такие автовладельцы, то можно договориться на месте ДТП, в крайнем случае, решать вопрос через суд.

Единый агент

Между тем, Российский союз автостраховщиков запустил специальный проект. Он называется "Единый агент РСА". Смысл его в том, что компании, у которых нет представительств в проблемных регионах, будут продавать свои полисы через офисы коллег. В РСА говорят о 300 договорах, ежедневно заключаемых компаниями в рамках "Единого агента РСА". Представители организации сообщили, что со 2 августа по 25 сентября в Челябинской области через "Единого агента РСА" полисы получили четыре тысячи человек. А всего в проблемных регионах выдано 66 тысяч таких страховок. Могут воспользоваться этим и магнитогорцы. В городе в рамках проекта РСА работают пять компаний. Список можно посмотреть на сайте Российского союза автостраховщиков.

Большинство компаний, работающих в Магнитке, не принимают участие ни в проекте РСА, ни в других преобразованиях.

- Пока что ничего не изменилось, - призналась нам сотрудница одной из страховых организаций. - С "Единым агентом" мы не работаем. Водитель, конечно, может отказаться от дополнительной услуги, но тогда его вряд ли застрахуют. Может быть, что-то решит повторное введение электронных полисов. Они должны появиться с января 2017 года. Мы почву зондируем, тоже хотели делать электронные полисы. Руководство нам говорит, что нельзя. В Москве делают, а мы пока до этого не дошли.

Печатаем сами

По закону с начала следующего года все страховые компании действительно обязаны продавать электронные полисы. Их можно будет купить на сайтах страховых компаний. По крайней мере, так задумано. Как выйдет на самом деле, пока неясно. К примеру, Российский союз автостраховщиков считает, что население да и рынок к этому ещё не готовы. Не отлажены системы межведомственного электронного взаимодействия, которое необходимо для проверки сведений. Из-за плохого взаимодействия или его отсутствия возможно заключение договоров на основании непроверенной информации, с некорректным расчётом премий.

Будем надеяться, что все технические вопросы удастся решить, и полис действительно можно будет заказать и быстро получить по Интернету. Распечатать его можно на принтере, на обычной бумаге. И в связи с этим, конечно, возникает вопрос, для чего разрабатывали дорогие новые виды полисов с суперзащитой? Мы поинтересовались, как отнесутся к напечатанным на принтере страховкам дорожные инспекторы. Оказалось, нормально.

- Электронные полисы ОСАГО проверяют по единой базе РСА, - пояснила инспектор отделения пропаганды БДД ОГИБДД УМВД России по Магнитогорску Нонна Аверичева. - По номеру полиса ОСАГО проверяют, действителен ли полис. Если полис не подтверждается (недействителен), сотрудник ГИБДД составляет протокол об административном правонарушении в соответствии с ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ. В этом случае предусмотрен административный штраф 800 рублей.

Для проверки магнитогорским инспекторам придётся обращаться в дежурную часть ГИБДД. Там полис проверят и сообщат коллеге, нарушителя он остановил или добропорядочного гражданина. В Челябинске обещают смотреть информацию на месте встречи - в ноутбуке, к примеру.

Натуральный обмен

Добавим, это ещё не все новшества, которые планируют ввести в сфере страхования автомобилей. Появился, к примеру, законопроект Минфина, который предлагает в два раза увеличить лимит выплат по Европротоколу, то есть при оформлении мелких аварий без ГИБДД. Сейчас, напомним, лимит - 50 тысяч рублей. Поднять его предлагают до ста тысяч. Российский союз автостраховщиков пока против. Его представители говорят, что подобная практика в регионах может привести к распространению случаев мошенничества. Впрочем, Ассоциация защиты прав страхователей поддерживает расширение лимита.

Ещё одна новость в сфере страхования - переход на так называемое натуральное возмещение. То есть, предлагается ремонтировать авто, пострадавшее в аварии, а не выплачивать деньги. Плюсом называют то, что ремонт будут проводить без учёта износа автомобиля, а при денежной выплате это весьма ощутимо сказывалось на её размерах. Минусом может оказаться некачественная работа автосервиса, но СТО обещают выбирать придирчиво. Такую практику, кстати, уже давно используют, но пока автовладелец имеет право выбора. По официальным данным, ремонты выбирают более 30 процентов россиян. Есть предложение заставить страховые компании, которые работают с недобросовестными автосервисами, расплачиваться с клиентами деньгами - если ремонт оказался неудовлетворительным.

Есть и другие идеи, как изменить страхование. Например, отменить коэффициент мощности двигателя. Или ввести коэффициент за систематическое нарушение правил, при котором цена страховки может вырасти в несколько раз.