Доступным жильем заинтересовалась ФАС

Строители Челябинска пожаловались в УФАС на помеху, которая не дает полноценно реализовывать госпрограмму «Жилье для российской семьи». Оказалось, что общий реестр желающих купить льготную квартиру по госпрограмме фактически находится в руках ЮУ КЖСИ, что осложняет остальным игрокам рынка доступ к этому списку. После рассмотрения претензии антимонопольная служба встала на сторону застройщиков. Теперь, согласно предписанию УФАС, правительство Челябинской области до 1 июня обязано переназначить уполномоченное лицо, которое будет вести реестр участников госпрограммы.

«Ранее Министерство соцотношений передавало застройщикам, которые работают по программе «Жилье для российской семьи», информацию об участниках в полном объеме, – говорит управляющий компании-застройщика ООО «ЭкоСити» Андрей Аликин. – Часть семей из реестра обращались в нашу компанию самостоятельно, других мы могли обзванивать по списку сами. Когда реестр стала вести ЮУ КЖСИ, ситуация кардинально изменилась. Корпорация предоставляет застройщикам данные только о тех южноуральцах, которые определились с покупкой жилья в конкретном микрорайоне сразу – на стадии регистрации в реестре. Таких людей немного – порядка 400-500 человек из почти 1900, находящихся в списке сегодня. Остальные семьи по-прежнему выбирают, в какой новостройке приобрести квартиры по госпрограмме».При формировании программы «Жилье для российской семьи» в регионах, в том числе и на Южном Урале, было подписано трехстороннее соглашение между областным правительством, Минстроем Челябинской области и АИЖК. Согласно этому соглашению субъекты должны были сформировать требования, по которым южноуральцы могут принять участие в программе, а также должны вести специальный реестр. Эти функции были возложены на Министерство соцотношений региона. В ведомстве начали формировать такой список участников. Однако в 2015 году постановлением губернатора Челябинской области Бориса Дубровского эти полномочия с министерства были сняты и переданы в ЮУ КЖСИ. Одному из застройщиков, который также работает по госпрограмме «Жилье для российской семьи», это показалось несправедливым.

По данным ЮУ КЖСИ, в конце апреля этого года в реестре участников госпрограммы числилось 1675 человек. Из них большинство (1155 участников) – это жители Челябинска. В рамках программы «Жилье для российской семьи» в регионе должно быть реализовано десять проектов в Челябинске и Сосновском районе, Южноуральске, Магнитогорске, Копейске, Миассе. Возведением доступного жилья по программе в регионе занимаются семь застройщиков: ООО «Трест Магнитострой», АО «Трест Уралавстострой», ООО «КПД Заказчик», ООО «РегионПроект», ООО «Проект Парковый-1», ООО «ЭкоСити», ООО «Дельта».

Компания «ЭкоСити» усмотрела нарушение закона о конкуренции и обратилась в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области. «Застройщики могли получать лишь малую часть информации, и это усложняет реализацию программы, – продолжает спикер. – В ЮУ КЖСИ оставались две трети данных о потенциальных покупателях. Большинство семей из реестра оказались в информационном вакууме, ведь их наверняка агитировали за покупку квартир в конкретных проектах корпорации. УФАС спустя полтора месяца после нашего обращения вынесла решение о том, что действия ЮУ КЖСИ нарушают закон о конкуренции. Считаю, что после устранения этих нарушений выиграют в первую очередь покупатели жилья».

На официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области сообщается, что в данном случае действительно просматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства. Ведь вести реестр потенциальных покупателей должен только орган местного самоуправления, что указано в разделе 2 Методических рекомендаций, пункта 15 Проекта акта.

«ОАО “ЮУ КЖСИ” является хозяйствующим субъектом и осуществляет в том числе подготовку к продаже собственной недвижимости, покупку и продажу собственного жилья, производство общестроительных работ по возведению зданий и другое, – также говорится в сообщении от регионального УФАС. – Являясь уполномоченным на ведение сводного реестра, корпорация получает доступ к информации в приоритетном порядке. Следовательно, она имеет возможность использовать такую информацию, в том числе о гражданах, имеющих намерение приобрести жилье экономкласса, при осуществлении предпринимательской деятельности».

Таким образом, действия областного правительства по утверждению уполномоченным лицом на ведение реестра ОАО «ЮУ КЖСИ» могут привести к ограничению и устранению конкуренции на рынке по строительству жилья экономкласса на Южном Урале. «Кроме того, действия правительства Челябинской области по возложению на ОАО “ЮУ КЖСИ” функций органов власти по информационному обеспечению реализации программы “Жилье для российской семьи” на территории Челябинской области содержат признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции», – сообщается на сайте регионального УФАС.

В антимонопольной службе областное правительство предупредили, что необходимо изменить Положения №386-П в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до 1 июня 2016 года. В том числе в части определения лица, уполномоченного на ведение сводного реестра, и по информационному обеспечению программы, которое возложено на органы власти. Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается, и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

«Являясь регоператором федерального Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию, ЮУ КЖСИ выдавала ипотечные займы по стандартам АИЖК и помогала в развитии государственных программ по повышению доступности жилья на территории Челябинской области, – прокомментировали в ЮУ КЖСИ. – Во исполнение этих целей корпорация и была уполномочена вести сводный реестр граждан – участников госпрограммы. На сегодняшний момент ЮУ КЖСИ не осуществляет строительную деятельность в рамках госпрограммы “Жилье для российской семьи”. По земельному участку в микрорайоне 19-1 до сих пор ведутся судебные разбирательства».

По информации УФАС по Челябинской области, ОАО «ЮУ КЖСИ» претендовало на право заключения договоров о комплексном освоении территории для строительства жилья экономкласса земельных участков, расположенных в микрорайонах 19-2 и 19-1. Договор о комплексном освоении территории заключен с ООО «КПД Заказчик», выступающим стороной договора простого товарищества «Патриот», участником которого также является ОАО «ЮУ КЖСИ». Указанный проект включен в перечень проектов, реализуемых в рамках рассматриваемой программы.

 
 
Евгения Исакова