Главные нарушители по госзакупкам

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Заинтригованные информацией о губернаторских ручках за 36 млн рублей, челябинцы задаются вопросом: а как у нас обстоят дела с госзакупками, торгами и аукционами? Специалисты Челябинского УФАС подвели итоги минувшего года. Кто является главным нарушителем в сфере госзакупок? В чем причины нарушений и есть ли возможность их предотвратить или исправить – подробности в статье на Chel.ru.

Почти половина жалоб (299 из 799) в Челябинское УФАС поступила по закупкам в сферах строительства, проектирования, содержания объектов, капитального и текущего ремонта. Особенно отличились в прошлом году такие объекты, как дошкольные и школьные образовательные учреждения. Например, контракт на строительство детского сада по ул. Калинина, 15а в микрорайоне №19 Копейска был заключен в декабре 2014 года без проведения торгов. Причем цена контракта немалая – 112 911 804 рублей. Несмотря на то, что на участие в аукционе было подано пять заявок, а предложения – от трех из них, управление строительства МУ Копейского городского округа осуществило закупку у единственного участника без проведения аукциона, причем по цене более высокой, чем у победителя. Кроме того, ООО «СК «Авантаж»» было освобождено от обязанности предоставления обеспечения контракта. В итоге, помимо штрафов за нарушения КоАП РФ, прокуратурой Челябинской области подан иск в суд о признании недействительным этого контракта. Арбитражный суд приостановил работы по контракту до вынесения решения и вступления его в силу.Погорели на детсадах

В 2014 году была удовлетворена жалоба ООО «Анкор» на действия администрации Сосновского муниципального района Челябинской области при проведении аукциона на выполнение подрядных работ по строительству ДОУ на 240 мест по ул. Пионерская в поселке Полетаево на сумму 169,4 млн руб. Предписание УФАС обязало заказчика отменить закупку, а в этом году продолжится разбирательство этого дела. Аукцион на право заключения муниципального контракта на строительство д/с на 140 мест в Верхнеуральске пришлось отменить и управлению образования администрации Верхнеуральского муниципального района. Заказчик не справился с грамотным оформлением документации.

За 2014–2015 годы рассмотрено 20 жалоб, связанных со строительством дошкольных образовательных учреждений и проектно-изыскательскими работами на строительство и реконструкцию таких объектов.

«Поездили» по ушам

Среди лидера по жалобам медицинской тематики Челябинское УФАС называет министерство социальных отношений Челябинской области. Всего на него поступило 23 жалобы, возбуждено три дела о нарушении антимонопольного законодательства. Причины жалоб различны: министерство переносит сроки проведения аукционов с начала года на декабрь, когда исполнение контракта становится практически невозможным. Объединяет в один лот разнонаправленные предложения, например, производство, поставку слуховых аппаратов вместе с их регулированием для инвалида и установкой.

«В результате этих нарушений опять страдают люди – инвалиды, не получающие вовремя средства реабилитации или те же слуховые аппараты, – делает вывод заместитель руководителя Челябинского УФАС Наталья Сапрыкина. – Хотя ошибок можно было избежать благодаря просто знанию законов о бюджете, о конкурсных процедурах и аккуратному им следованию».

В четвертом квартале 2014 года министерством соцотношений проведено десять электронных аукционов на поставку технических средств реабилитации (слуховых аппаратов, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления для инвалидов) на общую сумму около 45 млн рублей. Потребность в приобретении технических средств реабилитации существовала с начала 2014 года, что отражено в плане-графике закупок. По мнению антимонопольщиков, у министерства была возможность своевременно осуществить закупки средств реабилитации. Однако чиновники в течение длительного времени не обеспечивали осуществление запланированных процедур госзакупок в соответствии с законодательством о контрактной системе. Неоднократные изменения, вносимые в план-график государственных закупок, привели к тому, что значительный объем закупок технических средств реабилитации осуществлялся только в последнем квартале 2014 года. В связи с этим при проведении торгов установлены короткие сроки для выполнения поставщиком всех предусмотренных обязательств по контракту.

Как сообщили Chel.ru в министерстве социальных отношений Челябинской области, новая контрактная служба в этом ведомстве была создана к августу 2014 года, и ее становление совпало с размещением закупок на поставку наиболее сложных технических средств реабилитации, в том числе и слуховых аппаратов.

«Необходимо отметить, что в предыдущие годы закупки слуховых аппаратов осуществлялись в IV квартале, предмет закупки был таким же и формировался в соответствии с действующим законодательством. Государственный контракт содержал элементы различных договоров (поставка, выполнение работ, оказание услуг), так как работы и услуги были технологически и функционально связаны с товаром, - рассказала министр социальных отношений Челябинской области Татьяна Никитина. - Поставщики, с которыми заключали государственные контракты, исполняли их в полном объеме».

Татьяна Никитина также указала, что в 2014 году все жалобы по закупкам слуховых аппаратов поступали от одной организации, которая только в 5% таких закупках принимала участие, в том числе и на таких же условиях, в случае заключения государственных контрактов, исполняла свои обязательства. Большинство поступивших жалоб, по словам министра, признано необоснованными.

В прошлом году в Челябинской области количество жалоб на нарушения закона о контрактной системе увеличилось по сравнению с предыдущим периодом более чем на 30%. Правда, из 799 обращений, поступивших в прошлом году в Челябинское УФАС, почти половина – 312 – признаны необоснованными.

Скупые заплатят жизнями?

«Главная проблема нашей сферы – это вымывание из тендерных списков участников, предлагающих квалифицированные услуги за их реальную стоимость, – рассказывает директор АНО «Учебно-инжиниринговый центр» Владимир Чертков. – При средней цене обучения одного человека 2–2,5 тыс. руб. невозможно обучить его за 300 руб. при стоимости 100 руб. только за типографское изготовление удостоверений. Например, в недавнем конкурсе от солидного лечебного учреждения был выбран участник, предложивший цену обучения 410 руб. за человека. Руководители компании-заказчика согласились, объясняя, что им будет достаточно того, что все 125 человек появятся в учебном центре лишь один раз для получения корочек. А ведь это люди, работающие с кровью, инфекциями, отвечающие за наше здоровье и жизни».

К сожалению, производственные предприятия и других отраслей демонстрируют поверхностное отношение к обучению работников и руководителей. Они не загружают себя тем, что работодатель несет ответственность не только административную и финансовую, но и уголовную, если его люди гибнут из-за профессиональной неподготовленности, забывают о том, что каждый пункт в правилах промышленной безопасности написан кровью.

«Не хотелось бы оставаться пессимистом, но за прошедший год я не увидел никаких положительных изменений в связи с законодательными нововведениями о контрактной системе и мерами усиления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, – комментирует Владимир Чертков. – И мне не очень верится, что мы их будем наблюдать в ближайшее время».

 

 

Лариса Викторова