Протокол от 18.10.2019
ПРОТОКОЛ
расширенного заседания Экспертного совета по применению
законодательства о контрактной системе
18.10.2019 г. Челябинск
Повестка заседания в соответствии с планом работы Экспертного совета по применению законодательства о контрактной системе на 2019 год:
- Практика прокурорского надзора за исполнением законодательства при осуществлении государственных и муниципальных закупок;
- Приемка товаров, работ, услуг, не соответствующих условиям контракта. Есть ли административная ответственность за это?»;
- Порядок формирования лота (ремонт, капитальный ремонт, строительство, реконструкция). Контракты жизненного цикла. Проблемы заключения государственного контракта со вторым участником по результатам расторжения государственного контракта с победителем
- Правоприменительная практика при реализации национального проекта «Цифровая экономика».
На заседании Экспертного совета по применению законодательства о контрактной системе (далее - Совет) присутствовали следующие члены Совета:
Председатель Совета – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Ливончик Влада Анатольевна.
Секретарь Совета – главный специалист-эксперт отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Кокшарова Инна Олеговна.
На заседании экспертного совета приняли участие как члены совета, так и представители органов местного самоуправлении, бюджетных учреждений г. Челябинска и Челябинской области.
Доклады и результаты обсуждения повестки заседания Совета:
С приветственным словом выступил председатель совета - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Ливончик Влада Анатольевна.
1) С докладом на тему «Практика прокурорского надзора за исполнением законодательства при осуществлении государственных и муниципальных закупок» выступил прокурор отдела по надзору за исполнением закона в сфере экономики и охраны прокуратуры Челябинской области Вадеев Алексей Владимирович.
Представителем Прокуратуры Челябинской области представлены количественные данные, согласно которым за 9 месяцев 2019 года прокурорами выявлено почти 1500 нарушений закона при осуществлении закупок, для пресечения которых опротестовано 36 незаконных правовых актов, внесено почти 460 представлений, к административной и дисциплинарной ответственности привлечено свыше 400 лиц, в суды направлено 8 исков, предостережено о недопустимости нарушения закона свыше 100 должностных лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено 3 уголовных дела.
Вместе с тем представителем прокуратуры отмечено, что практика возбуждения уголовных дел по специальным составам преступлений в сфере государственных и муниципальных закупок, предусмотренных статьями 200.4 - 200.6 и 304 УК РФ (ответственность работников контрактных служб, контрактных управляющих, членов комиссий и лиц, осуществляющих приемку; их подкуп и заведомо ложное экспертное заключение, провокация подкупа) на территории Челябинской области отсутствует.
Докладчиком приведены примеры наиболее распространенных нарушений законодательства о контрактной системе, связанных с неправильным выбором заказчиками способов осуществления государственных и муниципальных закупок («дробление» закупок, искусственное создание условий чрезвычайной ситуации, несоблюдение ограничений при «закупках малого объема», что послужило основанием для возбуждения дел об административных правонарушениях по ч.ч. 1 и 2 ст. 7.29 КоАП РФ).
Кроме того, представителем Прокуратуры освещен ряд административных дел, касающихся несоблюдения должностным лицами заказчика требований пунктов 7.1, 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, действий заказчика по изменению условий контракта, не предусмотренных законодательством о контрактной системе, а также иные примеры привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о контрактной системе.
2) С докладом на тему «Приемка товаров, работ, услуг, не соответствующих условиям контракта. Есть ли административная ответственность за это?» выступила первый заместитель начальника Главного контрольного управления Челябинской области – Мишукова Светлана Викторовна, которая осветила вопросы и практические примеры привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о контрактной системе при приемке товаров (работ, услуг), не отвечающих требованиям законодательства о контрактной системе.
3) Начальник правового управления Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области - Плюта Алексей Викторович выступил с докладом (презентация) затрагивающим, три проблемных вопроса применения законодательства о контрактной системе:
- порядок формирования лота (ремонт, капитальный ремонт, строительство, реконструкция);
- контракты жизненного цикла;
- проблемы заключения государственного контракта со вторым участником по результатам расторжения государственного контракта с победителем.
По первому вопросу докладчик указал, что при формировании лота Министерство руководствуется следующими критериями:
- конкретным видом необходимых дорожных работ (ремонт или реконструкция, или строительство, или капитальный ремонт т. д.).
- территорией расположения региональных или межмуниципальных автомобильных дорог (по районам).
При этом Плюта А.В. указал на необходимость принятия акта Правительства РФ, который будет определять предельный объем работ в натуральном и (или) денежном выражении, который может быть включен в один лот по каждому виду работ. Вместе с тем на сегодняшний день указанный акт Правительства РФ не принят.
В отношении заключения контрактов жизненного цикла представитель Министерства пояснил, что на сегодняшний день планируется внесение изменений в Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1087«Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла» в части расширения перечня случаев заключения контрактов жизненного цикла в сфере дорожной деятельности в части выполнения работ по проектированию и реконструкции автомобильных дорог (участков автомобильных дорог) и выполнения работ по проектированию и капитальному ремонту автомобильных дорог.
Кроме того, докладчиком освещен вопрос заключения контракта со вторым участником закупки в случае одностороннего отказа от исполнения контракта с победителем закупки по части 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в том числе указано на наличие технической возможности внесения сведений о контракте в отдельный раздел реестра контрактов.
Также содокладчиком представителя Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области выступила директор департамента права НП СРО ССК Урала и Сибири Разумова Наталья Михайловна, которая поставила перед членами совета вопрос о том, является ли договор с единственным поставщиком, заключенный по пунктам 24, 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, договором, заключенным с использованием конкурентных способов закупок в разрезе требований к членам СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Начальник правового управления Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области Настенко Ирина Мадиевна также выступила с проблемными вопросами применения Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, а именно: в случае, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, требуется ли разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Кроме того, Настенко И.М. поднят вопрос о применении части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в части порядка рассмотрения и оценки вторых частей заявок участников закупки в случае, если участник закупки предоставляет документы в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки, а не посредством направления оператору электронной площадки.
4) Заместитель Министра - начальник Управления планирования, правового обеспечения и финансов Министерства информационных технологий и связи Челябинской области - Екатерина Вячеславовна Давыдова осветила тему, связанную с правоприменительной практикой при реализации национального проекта «Цифровая экономика» (презентация).
Так, докладчиком освещены проблемы цифровизации в аспекте применения законодательства о контрактной системе, в частности при закупке продукции радиоэлектронной промышленности и программного обеспечения.
Так, Давыдова Е.В. указала на то, что Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» не содержит сведения:
- о порядке формирования начальной (максимальной) цены контракта при закупке радиоэлектронной продукции;
- о технических (функциональных) характеристик товаров в реестре.
Кроме того, докладчиком отмечено, что также имеются пробелы в части применения Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в том числе:
- отсутствует зарегистрированное ПО соответствующего класса в реестре отечественного программного обеспечения;
- имеется сложность в определении класса, к которому относится приобретаемое (разрабатываемое) ПО;
- имеется сложность поиска информации в реестре.
Также в ходе выступления Давыдова Е.В. указала, что одной из проблем применения законодательства о контрактной системе является реализация требования в части предоставления участниками закупок обеспечения гарантийных обязательств, которое с учетом срока гарантии (например, расширенная гарантия составляет 3 года) приводит к увеличению срока, на который предоставляется обеспечение гарантийных обязательств, к увеличению стоимости указанного обеспечения и, как следствие, к сокращению количества участников закупки.
По итогам заседания экспертного совета принято решение, что вопросам, требующим разъяснения положений законодательства о контрактной системе в части применения Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, определения понятия конкурентного способа закупки в разрезе законодательства в области саморегулирования, будут направлены соответствующие запросы в Министерство финансов РФ и ФАС России для разъяснения позиции по данным вопросам.
Председатель Совета В.А. Ливончик
Секретарь Совета И.О. Кокшарова