Протокол от 21.09.2018

ПРОТОКОЛ

заседания Экспертного совета по применению

законодательства о контрактной системе

21.09.2018                                                                                                                         г. Челябинск

            Повестка заседания в соответствии с планом работы Экспертного совета по применению законодательства о контрактной системе на 2018 год:

1. Административная и судебная практика, проблемы применения антимонопольного законодательства, законодательства о контрактной системе при приобретении и использовании государственными и муниципальными заказчиками информационных технологий (программное обеспечение, базы данных).

2. Актуальные вопросы осуществления закупок жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

На заседании Экспертного совета по применению законодательства о контрактной системе (далее - Совет) присутствовали следующие члены Совета:

Председатель Совета – заместитель руководителя Челябинского УФАС России Сапрыкина Наталья Владимировна.

Секретарь Совета – начальник отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Долгополова Ксения Андреевна.

Члены Совета:

Грязев Александр Александрович, первый заместитель министра финансов Челябинской области;

Давыдова Екатерина Вячеславовна, заместитель министра информационных технологий и связи Челябинской области

Колесников Артём Сергеевич, заместитель начальника Управления муниципального заказа Администрации города Челябинска;

Щербаков Ярослав Евгеньевич, член Челябинского областного отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства.

На заседании Совета также присутствовали:

Сазонов Николай Вячеславович, представитель Министерства культуры Челябинской области;

Вдовина Татьяна Викторовна, представитель Южно-Уральской торгово-промышленной палаты;

Легостаев Геннадий Владимирович, представитель Министерства здравоохранения Челябинской области;

Леонтьева Татьяна Борисовна, представитель Управления Федерального казначейства по Челябинской области;

Ниятбаева Лиля Гауфиновна, представитель СУ СК РФ по Челябинской области;

Настенко Ирина Мадиевна, представитель Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области;

Кольщенко Эльвира Ринатовна, представитель Министерства социальных отношений Челябинской области;

Рожкова Инна Юрьевна, представитель Министерства социальных отношений Челябинской области;

Кузнецов Андрей Сергеевич, представитель МКУ «Челябстройзаказчик»;

Гаврилей Ирина Викторовна, представитель Администрации Еманжелинского муниципального района;

Соколова Наталья Аркадьевна, представитель Министерства экологии Челябинской области;

Федосеев Алексей Сергеевич, представитель Министерства экологии Челябинской области.

1) Доклад и результаты обсуждения по первому вопросу повестки заседания Совета:

Председатель Совета Сапрыкина Н.В. отметила тенденцию нарушения антимонопольного законодательства при безвозмездной передаче хозяйствующими субъектами программного обеспечения (баз данных) в пользование органов исполнительной власти Челябинской области, органов местного самоуправления и учреждений, позволяющей в дальнейшем получать информацию о потребности заказчиков и планируемых закупках.

В качестве примера приведено дело о нарушении антимонопольного законодательства, ответчиками по которому выступили Министерство здравоохранения Челябинской области, Государственное казенное учреждение Челябинской области «Центр организации закупок в сфере здравоохранения» и АО «Областной аптечный склад». В рамках рассмотрения данного дела установлено, что АО «ОАС» разработан программный продукт «Андора», который внедрен в лечебный учреждения области. При этом по указаниям Министерства указанный продукт стал обязательным в использовании для формирования лечебными учреждениями потребности в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения.

В результате АО «ОАС» имело доступ к указанному программному продукту и формируемой в нём базе данных, что позволяло в оперативном порядке получать информацию о финансовом обеспечении учреждений здравоохранения (в части приобретения лекарственных средств и изделий медицинского назначения), о планируемых к размещению закупках.

По результатам рассмотрения дела в действиях Министерства здравоохранения Челябинской области  и ОАО «ОАС» признано нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о контрактной системе).

Также Сапрыкина Н.В. указала, что антимонопольным органом рассмотрено дело в отношении МБУЗ «ССМП», по результатам которого в действиях указанного учреждения признано нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в создании преимущественных условий при участии в закупках на поставку радиоэлектронных средств ООО «РРС-Балтика» и ЗАО «Телесфор».

Указанные преимущества хозяйствующим субъектам созданы путём осуществления закупок радиоэлектронных средств, имеющих в своём составе программное обеспечение с «закрытыми» протоколами, по договорам, заключенным по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, а в дальнейшем в проведении электронных аукционов, в описании объектов закупок по которым заказчиком устанавливалось требование об обеспечении совместимости приобретаемого оборудования с уже имеющимся у заказчика, в том числе и с программным обеспечением, установленным в данном оборудовании.

            Член Совета Давыдова Е.В. сообщила, что в Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ПП РФ № 1236) в 01.01.2018 внесены изменения, согласно которым запрет распространяется на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а исключением является программное обеспечение, включенное в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения).

            Кроме того, расширен перечень объектов закупок, на которые распространяется запрет, а именно:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

            Внесенные в ПП РФ № 1236 изменения установили порядок определения происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации, из государств - члену Евразийского экономического союза, согласно которому подтверждением является наличие программ для электронных вычислительных машин и баз данных в Реестре российского программного обеспечения, Реестре евразийского программного обеспечения.

Вместе с тем, при применении ПП РФ № 1236 возникают следующие проблемы:

– сложности проведения анализа планируемого к закупке программного обеспечения (баз данных) при работе с реестрами российских программ, выражающиеся в огромном объёме информации, подлежащей анализу, отсутствии в отношении некоторых программ полных ссылок на сайты производителей, позволяющих сразу перейти из реестра по ссылке на страницу, содержащую информацию о программе (базе данных);

–вопросы применения ПП РФ № 1236 в отношении закупок  на доработку или модернизацию  программного обеспечения (баз данных) (отсутствие обязанности разработчиков программного обеспечения подавать заявление на включение разработанного за бюджетные средства программного обеспечения (баз данных), отсутствие правового механизма осуществления анализа Реестра в отношении услуг на доработку или модернизацию программного обеспечения (баз данных).

            Кроме того, возникают проблемы осуществления закупок программного обеспечения (баз данных) в случаях изменения текущего федерального или  регионального законодательства, которые могут существенно повлиять на технические и функциональные требования к закупаемому программному продукту на стадии заключения или исполнения контракта, а также получением прав на доработку и модернизацию ранее приобретённого программного обеспечения.

            Согласно тезисам доклада Е.В. Давыдовой, в настоящее время Министерство информационных технологий и связи Челябинской области устанавливает в контрактах требование о передаче заказчику неисключительных прав, в том числе на доработку и модернизацию программного обеспечения, а также представлении исполнителем по контракту баз данных, ключей доступа и иной информации, необходимой для размещения в дальнейшем закупки на доработку и модернизацию указанного программного обеспечения.

            По результатам обсуждения члены Совета приняли следующее решение.

1) Принять к сведению информацию по докладам Сапрыкиной Н.В. и Давыдовой Е.В.

2) Обсудить проблемы, возникающие при осуществлении закупок на поставку, доработку или модернизацию программного обеспечения в рабочем порядке с представителями Министерства информационных технологий и связи Челябинской области.

            2) Доклад и результаты обсуждения по второму вопросу повестки заседания Совета:

            Представитель Прокуратуры Челябинской области Вадеев Алексей Владимирович представил Совету сведения, согласно которым в Челябинской области по состоянию на 01.07.2018 на учёте в качестве нуждающихся в жилье числятся 5 995 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них старше 18 лет – 3,5 тыс. человек, а достигших возраста 23 лет 619 человек.

            Вадеев А.В. отметил, что после окончания общеобразовательных учреждений и выпуска из детских домов дети совершают преступления и попадают в места лишения свободы, а также нуждающимся детям предоставляются помещения, не соответствующие санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, условиям заключенных контрактов, приобретенные по завышенным ценам.

            Вадеев А.В. сообщил, что при наличии фактов представления детям жилых помещений, не отвечающих санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, условиям заключенных контрактов, органы прокуратуры обращаются с исками в суд о признании таких контрактов недействительными.

            В качестве одной из проблем представитель Прокуратуры Челябинской области отметил низкую учётную норму представления жилья (30 кв. метров), отсутствие чётких требований законодательства о контрактной системе к характеристикам жилых помещений, подлежащих приобретению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, не привлечение заказчиками к приёмке жилых помещений экспертов.

            Представитель Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Вдовина Т.В., представитель Администрации Еманжелинского муниципального района Гаврилей И.В. отметили, что отсутствие в законодательстве требований к жилым помещениям, подлежащим приобретению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приводит к подготовке заказчиками описания объекта закупки, которое не позволяет учесть всех нюансов таких закупок, а отсутствие денежных средств на проведение внешней экспертизы приводит к приёмке жилых помещений, не отвечающих условиям контрактов.

            Секретарь Совета Долгополова К.А. также отметила, что при осуществлении закупок по рассматриваемому объекту возникает ряд следующих проблем.

            1) Регистрация на электронных площадках в качестве участников закупок и участие в закупках посредников (агентства недвижимости, риэлторы и т.д.), а не собственника продаваемого объекта недвижимости.

В силу статьи 130 ГК РФ жилые и нежилые помещения относятся к недвижимым вещам.

По договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя квартиру (статья 549 ГК РФ).

В договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества (статья 554 ГК РФ).

Договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (статья 558 ГК РФ).

Следует отметить, в силу части 1 статьи 288 ГК РФ только собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением, следовательно, такой муниципальный контракт может быть заключен только с собственником объекта недвижимости.

В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.

Таким образом, продавцом недвижимости, а соответственно и участником закупки, может являться исключительно собственник продаваемого объекта недвижимости.

            2) Отсутствие в документациях о закупках требований  к участникам закупок по пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) о наличии у участника закупки права собственности на продаваемое жилое помещение.

            3) Отсутствие в документациях о закупках исчерпывающего перечня документов, которые могут быть представлены участниками закупки в качестве подтверждения наличия права собственности на продаваемое жилое помещения, исходя из года возникновения такого права с учётом изменявшегося законодательства (до 1998 года, с 1998 года по 2016 год, с 2016 год по настоящее время).

            4) Указание в качестве стороны по контракту представителя по доверенности (агентство, риэлтор), а не собственника продаваемого объекта недвижимости.

            По результатам обсуждения указанного вопроса члены Совета пришли к выводу о необходимости разработки методических рекомендаций по формированию заказчиками описания объекта закупки, требований к участникам закупки и составу заявки, осуществлению обоснования начальной (максимальной) цены контракта по рассматриваемому объекту закупки.

           

            По результатам обсуждения члены Совета приняли следующее решение.

1) Принять к сведению информацию по докладам Вадеева А.В. и Долгополовой К.А.

2) Членам Совета направить для обсуждения на следующем заседании Совета рекомендации по формированию заказчиками описания объекта закупки, требований к участникам закупки и составу заявки, осуществлению обоснования начальной (максимальной) цены контракта по рассматриваемому объекту закупки с целью их дальнейшего доведения до сведения заказчиков, осуществляющих деятельность на территории Челябинской области.

             

           

Председатель Совета                                                                                      Н.В. Сапрыкина

Долгополова Ксения Андреевна

8 (351) 263-18-46

to74-dolgopolova@fas.gov.ru

Дата проведения Совета: 
4 октября 2018, 09:26