Вопросы и ответы прямой линии с руководством Челябинского УФАС России

Вопрос: В какие сроки сетевая организация обязана выдать договор на технологическое присоединение?

Ответ: Вопросы по технологическому присоединению к электрическим сетям сетевой организации регламентировано Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила присоединения).

 

В соответствии с пунктом 15 Правил присоединения сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

 

Вопрос: Вправе ли сетевая организация включать в договор на технологическое присоединение условие об авансе за выполнение мероприятий по технологическому присоединению до установления Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области» индивидуальной платы.

 

Ответ: В Челябинской области государственное регулирование цен, а именно, установление платы за технологическое присоединение к электрическим сетям для территориальных сетевых организаций, в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 постановления Губернатора Челябинской области от 01.09.2004 № 477 «Об утверждении положения, структуры и штатной численности Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» осуществляет Государственный комитет «Единый тарифный орган Челябинской области».

 

В соответствии с пунктом 13, 14 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом ФСТ России от 11.09.2012 N 209-э/1 (далее – Методические указания), при установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту учитываются расходы сетевой организации по осуществлению технологического присоединения заявителя, в том числе учитываются расходы сетевой организацией на подготовку сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором и разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями.

 

При расчете индивидуальной платы по технологическому присоединению Государственный орган «Единый тарифный орган Челябинской области» использует Методические указания.

 

В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

 

Гражданским кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами не предусмотрена обязанность для заявителя уплатить аванс сетевой организации за выполнение мероприятий по технологическому присоединению до момента утверждения индивидуальной платы Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области».

 

Стороны договора на технологическое присоединение по обоюдному согласию могут включить в него условие об уплате аванса за технологическое присоединение.

 

Однако, если Вы не согласны с включением в договор на технологическое присоединение условия об авансе и оплаты его до момента утверждения Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области» индивидуальной платы за технологическое присоединение, считая его невыгодным и ущемляющим Ваши интересы, то вы Вправе исключить указанное условие из договора технологического присоединения путем направления в сетевую организацию соответствующего протокола разногласий.

 

В случае, если сетевая организация не рассмотрит указанный протокол разногласий либо отклонит ваши предложения по исключению условия об авансе из договора технологического присоединения после его рассмотрения, Вы праве обратиться в Челябинское УФАС России с заявлением, оформленным надлежащим образом, на действия сетевой организации.

 

Вопрос: По техническим условиям мне необходимо протянуть кабельную линию 0,4 кВ от шкафа учета и распределения электрической энергии до энергопринимающего устройства моего жилого дома. Вправе ли сетевая организация требовать от меня согласование проектной документации на электроснабжение на стадии исполнения договора на технологическое присоединение?

 

Ответ: Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6 утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее – Правила технической эксплуатации), которые имеют целью обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии, действие Правил распространяются на граждан, эксплуатирующих электроустановки напряжением до 220 кВ включительно.

 

Согласно пункту 2.3.2 Правил технической эксплуатации все вновь сооружаемые и реконструируемые ВЛ (напряжением 0,38 - 220 кВ) и токопроводы должны быть выполнены в соответствии с правилами устройства электроустановок и действующими строительными нормами и правилами.

 

При согласовании технической документации на вновь проектируемые (реконструируемые) ВЛ и токопроводы заявитель должен представлять проектным организациям данные о фактических условиях в зоне проектируемой ВЛ, токопровода (климатические условия, характер и интенсивность загрязнения и др.) и требовать учета этих условий в проектах. Намечаемые проектные решения по новым и реконструируемым ВЛ (токопроводам), присоединяемым к электрической сети внешнего электроснабжения, должны быть согласованы с сетевой компанией (пункт 2.3.3 Правил технической эксплуатации).

 

Заявитель, которому подлежит сдача в эксплуатацию вновь сооружаемых ВЛ и токопроводов, должен организовать технический надзор за производством работ, проверку соответствия выполняемых работ утвержденной технической документации (пункт 2.3.4 Правил технической эксплуатации).

 

Если в технических условиях предусмотрено выполнение Вами строительства кабельной линии 0,4 кВ, то в таком случае сетевая организация в соответствии с пунктом 2.3.3 Правил технической эксплуатации вправе обязать Вас представить на согласование проектную документацию на электроснабжение.

 

Вопрос: После направления протокола разногласий на договор транспортировки газа об исключении условия об оплате стопроцентного авансового платежа за предоставление услуг по транспортировке газа, газотранспортная организация ответила отказом. Прошу разъяснить, предусмотрено ли действующим законодательством данное условие и правомерны ли действия хозяйствующего субъекта?

 

Ответ: Условие об оплате 100 % авансового платежа за предоставление услуг по транспортировке газа является прямо противоречащим пункту 3 Порядка расчётов за тепловую энергию и природный газ, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 года № 294, которое регламентирует отношения, складывающиеся, в том числе, по договору транспортировки природного газа.

 

Согласно указанному пункту 3 оплата потребителями природного газа осуществляется в следующем порядке:

 

35 процентов плановой общей стоимости планового объема потребления природного газа в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 18-го числа этого месяца;

 

50 процентов плановой общей стоимости планового объема потребления природного газа в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до последнего числа этого месяца.

 

То есть, Порядком расчётов за тепловую энергию и природный газ, которому должен соответствовать договор транспортировки природного газа, 100 % предоплата за газ и иные энергоносители не установлена.

 

Следовательно, Вы вправе, в случае навязывания Вам со стороны газотранспортной организации данного условия, урегулировать возникшие разногласия в административном порядке.

 

Вывод о правомерности или неправомерности указанных действий хозяйствующего субъекта будет сделан административным органом по итогам анализа фактических обстоятельств сложившейся ситуации.

 

Вопрос: На обращение о представлении технических условий на подключение жилого дома к газораспределительной сети газораспределительная организация ответила, что для подключения отсутствует техническая возможность по причине 100 % загруженности газораспределительной сети. Прошу разъяснить, каким образом проверить правомерность причины отказа в газификации и как действовать в сложившейся ситуации, чтобы подключить дом к газоснабжению.

 

Ответ: Проверка причин обоснованности данного ответа, а именно - проверка факта наличия/отсутствия технической возможности транспортировки газа на принадлежащие Вам объекты, - в компетенцию антимонопольного органа не входит.

 

Информацию об обоснованности причины, указанной в представленном Вам ответе, Вы можете получить в федеральном органе исполнительной власти по технологическому надзору (620014, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Большакова, дом 97, и. о. руководителя - Соловьёв Анатолий Евгеньевич; Уральское управление Ростехнадзора в г. Челябинск - 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 83, заместитель руководителя - Зверев Дмитрий Борисович).

 

При отсутствии технической возможности подключения к газопроводу, принадлежащему газораспределительной организации, Вы вправе обратиться к владельцу ближайшего газопровода.

 

В таком случае в силу пункта 17 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения технические условия подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения.

 

Учитывая, что выдача таких технических условий обязанностью собственника газопровода не является, Вы вправе обязать его предоставить технические условия в судебном порядке.

 

Кроме того, в качестве альтернативы присоединения к газопроводу, принадлежащему либо ближайшему абоненту либо газотранспортной организации,

Ваш жилой дом может быть подключён к проектируемому газопроводу, если данный факт имеет место быть на территории, на которой расположен принадлежащий Вам земельный участок.

 

Данную информацию Вы можете получить в органе местного самоуправления мунициального образования.

 

Вопрос: Расскажите о целях и основных принципах Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Ответ: Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области сообщает следующее.

 

В соответствии с действующим законодательством официальные разъяснения по применению антимонопольного законодательства дает Федеральная антимонопольная служба.

 

Целями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), определенных в статье 1, являются:

 

- обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов;

- эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования;

- расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия;

- развитие добросовестной конкуренции;

- совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов;

- обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов;

- предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией, Гражданским кодексорм, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

 

Положениями части 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

В статье 3 Закона о закупках определены принципы, которыми руководствуется заказчик с целью проведения закупочных процедур:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

 

Таким образом, Закон о закупках определяет, что при проведении закупочных процедур, в том числе и при утверждении положения о закупке, заказчик обязан руководствоваться основными принципами, определенными статьями 1, 3 Закона о закупках.

 

Поскольку одним из основных принципов Закона о закупках является равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, не допустимо указывать в положение о закупке о возможности участия определенного круга лиц, в качестве приоритетных подрядчиков и поставщиков.

 

Вопрос: Как предоставлять информацию относительно необходимости проведения торгов или запроса котировок цен на выполнение работ по поверке приборов учета? (ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Челябинской области»)

 

Ответ: В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

 

По мнению Челябинского УФАС России ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Челябинской области» не обладает исключительными полномочиями.

 

Так, в соответствии с Приказом Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 18 июля 1994 года № 125 «Об утверждении порядка проведения проверки средств измерений» поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы (другими уполномоченными органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям.

 

Средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке органами Государственной метрологической службы при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации.

 

Эталоны органов Государственной метрологической службы, а также средства измерений ими не поверяемые подвергаются поверке государственными научными метрологическими центрами.

 

По решению Госстандарта России право поверки средств измерений может быть предоставлено аккредитованным метрологическим службам юридических лиц. Деятельность этих метрологических служб осуществляется в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами по обеспечению единства измерений Госстандарта России.

 

Поверочная деятельность, осуществляемая аккредитованными метрологическими службами юридических лиц, контролируется органами Государственной метрологической службы по месту расположения этих юридических лиц.

 

Поверка средств измерений осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя в порядке, устанавливаемом Госстандартом России.

 

Также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года № 100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг» установлен Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений.

 

Помимо этого Постановление Государственного Комитета РФ по стандартизации и метрологии от 17 декабря 2002 года № 124 «О принятии правил по метрологии» утверждает Правила проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений.

 

Помимо этого, на рынке по оказанию услуг по поверке средств измерений работают организации, оказывающие данные услуги, которые также могли принять участие при размещении заказов и обеспечить эффективное расходование бюджетных средств. Таковыми являются, например, ООО «Аналит-Нева» (г. Санкт-Петербург), ЗАО ПГ «Метран» (г. Челябинск), ООО ПКРФ «Метрология и измерение» (г. Серпухов), ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Москве» (ФБУ «Ростест-Москва»), ООО «Сервисный центр «ОРМЕТ» ( г. Екатеринбург) и т.д.

 

Данная информация также подтверждает вывод о том, что оказание услуг по поверке средств измерений не является деятельностью, которая может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

 

Часть 1 статьи 10 Закона о размещении заказов предусматривает, что размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов или без проведения торгов.

 

В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона о размещении заказов во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о размещении заказов.

 

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Закона о размещении заказов и должностные лица заказчика, уполномоченный органа несут административную ответственность по статье 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае избрания неверного способа размещения заказа.

 

Таким образом, в данном случае необходимо руководствоваться статьей 10 Закона о размещении заказов.