Арбитражный суд Челябинской области: ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» должно перечислить в федеральный бюджет незаконно полученный доход в размере 24 710 826 рублей 53 копейки

1 августа 2012 года Арбитражный суд Челябинской области признал правомерность решения, предписания, а также постановления Челябинского УФАС России о наложении на ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» штрафа за нарушение антимонопольного законодательства ( в настоящее время ОАО «НОВАТЭК- Челябинск»).

 

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Челябинским УФАС России у ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» была запрошена информация об общем размере суммы неустойки за невыборку газа, взысканной с покупателей после 26 ноября 2009 года, в том числе размере неустойки, оплаченной потребителями.

 

С 26 ноября 2009 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации, которым в Порядок расчётов за тепловую энергию и природный газ, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации были внесены изменения. В связи с этим, действия поставщика газа квалифицированы антимонопольным ведомством как нарушение порядка ценообразования за недобор газа.

 

Суд поддержал позицию Челябинского УФАС России, признав с 26 ноября 2009 года не соответствующими законодательству РФ условия договора, заключенного между поставщиком газа и потребителями, устанавливающие ответственность в виде неустойки за недобор газа.

 

Неустойка за невыборку договорного объёма газа представляет собой денежную сумму, которая уплачивается потребителем в условиях ненадлежащего исполнения им обязанности по отбору ресурса в согласованных объемах.

 

Условие о неустойке за невыборку договорного объёма газа противоречит пункту 13 Правил поставки газа, закрепляющему право потребителя на выборку газа ниже среднесуточной нормы.

 

Обязанность покупателя выбирать природный газ в объеме не меньше месячного договорного объема федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо не предусмотрена.

 

При этом сумма, которую взыскал поставщик газа в виде неустойки за недобор газа с потребителей, не засчитывалась в счёт платежа за следующий месяц, а взималась за расчётный период, в котором произошёл недобор газа, и за который вносится оплата за фактически потреблённое количество газа, и, соответственно, взимание данной суммы влекло необоснованное увеличение стоимости потреблённого природного газа, финансовые потери для покупателя.

 

Кроме того, включение в договор условия, предусматривающего взыскание неустойки за недобор договорного объёма газа, стимулирует потребителя во избежание оплаты за непотреблённый газ нерационально его использовать, что приводит к нарушению баланса системы газоснабжения.

 

 

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора.

 

 

9 февраля 2012 года антимонопольное ведомство признало действия ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск», выразившиеся в нарушении установленного действующими нормативными правовыми актами порядка ценообразования путём включения в тексты договоров на поставку газа на 2009 (с 26.11.2009), 2010, 2011 годы условия, предусматривающего неустойку за невыборку договорного объёма газа, наряду с применением данного условия посредством выставления расчётов штрафных санкций за недоборы газа и взимания последних в период с 26.11.2009 по 22.11.2011, нарушающими пункт 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

 

 

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

 

 

Также Челябинское УФАС России признало действия ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск», выразившиеся в неприведении условий договора в соответствие с пунктом 3 Порядка расчётов за тепловую энергию и природный газ в части порядка оплаты за газ в случае его невыборки, повлекшее выставление после 26.11.2009 г. расчётов штрафных санкций за невыборку договорного объёма газа, предъявление к оплате и взыскание неоплаченных штрафных санкций в судебном порядке, нарушающими часть 1 статьи 10 Закона « О защите конкуренции».

 

ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» внести изменения в действующие договоры поставки газа путем исключения условий о неустойке за невыборку договорного объёма газа, распространив силу действия данных изменений с 26.11.2009 г.