Изменения в законодательстве о размещении заказов

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

23 июля 2012 в «Российской газете» (выпуск № 5839) опубликован Федеральный закон от 20.07.2012 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вступает в силу со дня его официального опубликования.

Наиболее значимые изменения и дополнения, вносимые Федеральным законом, заключаются в следующем:

1. Исключение возможности представления обеспечения исполнения контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов, в форме договора поручительства.

Необходимость исключения поручительства обусловлена неэффективностью данной формы обеспечения и участившимися случаями представления участниками размещения заказов, с которыми заключаются контракты, договоров поручительства и связанных с ними документов (бухгалтерской отчетности, документов в отношении поручителя), несоответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе поддельных документов.

2. Расширение перечня сведений, которые должны содержаться в реестре контрактов, заключенных по итогам размещения заказов.

Так, согласно новому пункту 11 части 2 статьи 18 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ в реестре контрактов должны содержаться сведения о принятых заказчиком решениях о взыскании с поставщика (исполнителя, подрядчика) неустойки (штрафа, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.

С введением новых сведений, в часть 3 статьи 18 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, внесены дополнения, согласно которым устанавливается обязанность заказчика по направлению таких сведений в Федеральное казначейство, в течение трех рабочих дней со дня принятия заказчиком решение о взыскании с^ггоетавщика (исполнителя, подрядчика) неустойки (штрафа, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом Федеральным законом устанавливается, что в случае поступления в Федеральное казначейство, вступившего в законную силу судебного акта об отмене решения заказчика о взыскании с поставщика (исполнителя, подрядчика) неустойки (штрафа, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением предусмотренных контрактом обязательств указанный орган в течение трех рабочих дней со дня получения такого судебного акта осуществляет внесение изменений в реестр контрактов в части приведения сведений, предусмотренных пунктом 11 части 2 статьи 18 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, в соответствие с таким судебным актом (новая часть 3.1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ).

3. Введение механизма «предквалификации» участников размещения заказов и предоставление права выбора способа размещения заказа в форме конкурса либо электронного аукциона при поставке пищевых продуктов и (или) оказании услуг общественного питания.

Вносятся изменения в порядок проведения торгов при размещении заказов на поставку пищевых продуктов в учреждения и организации, осуществляющие образовательный процесс, медицинские организации, учреждения социального обслуживания, организации отдыха детей и их оздоровления и (или) на оказание услуг общественного питания для указанных учреждений. В частности, уточняется, что размещение заказов на поставку продуктов питания в указанные учреждения и (или) на оказание услуг общественного питания для указанных учреждений путем проведения торгов может осуществляться по решению заказчика или уполномоченного органа, помимо открытого аукциона в электронной форме, также и в форме конкурса.

При этом заказчик, уполномоченный орган наделяются правом устанавливать требования к участникам размещения заказа о наличии у них предыдущего опыта исполнения двух контрактов на поставку одноименных продуктов питания в указанные учреждения и (или) оказание одноименных услуг для указанных учреждений, стоимость каждого из которых составляет не менее чем 20% начальной цены контракта, и по которым с участника размещения такого заказа не взыскивалась неустойка в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств (новые части 2.3 - 2.4. статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ).

Кроме того, устанавливается, что при размещении вышеуказанных заказов путем проведения конкурса значимость таких критериев, как функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, а также качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса, может составлять в размере до тридцати процентов (новая часть 6.1 статьи 28 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ).

3. Ограничение возможности указания торгового наименования при размещении заказов на поставку лекарственных средств, а также объединения в один контракт (один лот) нескольких лекарственных средств.

Так, Федеральным законом закрепляется обязанность заказчика указывать в документации об аукционе, об открытом аукционе в электронной форме, извещении о проведении запроса котировок международные непатентованные наименования (далее - МНН) лекарственных средств или их химические наименования, группировочные наименования (в случае отсутствия МНН). Исключение составляют случаи, когда предметом размещения заказа является поставка лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В таком случае, размещение заказа осуществляется в соответствии с торговыми наименованиями лекарственных средств, при этом слова «или эквивалент» не используются.

Кроме того, вводится запрет на объединение в один лот  (один контракт) нескольких лекарственных средств с различными МНН в случае, если начальная максимальная цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации (новая часть 2.2 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ).

 

Пресс-служба Челябинского УФАС России