• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Проект Федерального закона «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


«О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации»


Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон направлен на развитие рыночного ценообразования на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации.

2. Целями настоящего Федерального закона являются:

стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего спроса на нефть и продукты ее переработки на основе создания и развития рынков с высоким уровнем конкуренции и справедливыми принципами организации торговли;

формирование эффективной и стабильной системы ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов, взаимоувязанной с мерами по развитию конкуренции, росту энергоэффективности и энергосбережению;

развитие нефтепереработки, направленное на увеличение глубины переработки нефти и повышение качества выпускаемых нефтепродуктов;

развитие системы мониторинга энергетических рынков;

стимулирования открытой торговли и развития биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами.

3. Положения настоящего закона распространяются на хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на рынках нефти и нефтепродуктов, и на уполномоченные органы власти.

4. Если международным договором, ратифицированным Российской Федерацией, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.


Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Понятия «моторное топливо», «розничная торговля моторным топливом», «крупнооптовая торговля нефтепродуктами» используются в значениях, определяемых Федеральным законом «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации».

Понятия «хозяйствующий субъект», «группа лиц», «доминирующее положение», «товарный рынок» используются в значениях, определяемых Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».


Статья 3. Индексы цен оптовых рынков нефти и нефтепродуктов

1. Установить, что при крупнооптовой торговле нефтепродуктами и торговле нефтью на территории Российской Федерации в целях, установленных частью 2 статьи 1 настоящего закона, используются следующие индексы цен:

- индексы цен сопоставимых зарубежных рынков;

- индексы цен внебиржевых сделок;

- индексы биржевых цен.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты при осуществлении своих полномочий и в целях, установленных частью 2 статьи 1 настоящего Закона, должны учитывать указанные в части 1 настоящей статьи индексы.


Статья 4. Порядок определения индексов цен на нефтепродукты сопоставимых зарубежных рынков

1. При определении индексов цен при крупнооптовой торговле нефтепродуктами используются индексы цен сопоставимых зарубежных рынков на основе паритета доходности поставок на экспорт и на внутренний рынок Российской Федерации. Для этих целей:

а) используются индексы международных аналитических агентств на установленных базисах продаж;

б) используются российские биржевые котировки экспортных контрактов на установленных базисах продаж;

в) определяется базис (базисы) поставки внутреннего рынка;

г) из цен мирового рынка вычитается затраты на логистику нефтепродуктов от базиса (базисов) поставки до базиса продажи;

д) учитываются налоги и сборы, подлежащие уплате в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

2. Для экспортных нефтепродуктов и нефтепродуктов, для которых существуют цены сопоставимых зарубежных рынков, индекс цен при крупнооптовой торговле нефтепродуктами определяется по методу обратного счета от цен мирового рынка:



- индекс цены при крупнооптовой торговле нефтепродуктами, определенный исходя из экспортного паритета;

Пнп - цена маркерного нефтепродукта в одном из центров мировой торговли нефтепродуктами (в зависимости от географического расположения соответствующего нефтеперерабатывающего завода);

Tнп – затраты на логистику от нефтеперерабатывающего завода в установленном базисе поставки;

ЭПнп - текущая ставка экспортной пошлины на нефтепродукты в Российской Федерации;

Ннп - величина налогов и сборов, подлежащих уплате в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации (налог на добавленную стоимость, акцизы);

- дифференциал, устанавливаемый Правительством Российской Федерации, учитывающий особенности реализуемых нефтепродуктов в Российской Федерации, баланс спроса и предложения нефтепродуктов, реализуемых в Российской Федерации, качественные характеристики нефтепродуктов, реализуемых в Российской Федерации, по сравнению с нефтепродуктами, котируемых на мировых рынках, параметры энергетической политики.

3. Для нефтепродуктов, производимых для поставки на внутренний рынок, индекс цен при крупнооптовой торговле нефтепродуктами определяется на основании индекса цены экспортного нефтепродукта:



где:

- индекс цен при крупнооптовой торговле экспортного нефтепродукта, определенный в соответствии с частью 2 настоящей статьи;

К - коэффициент, учитывающий технико-экономические различия ценообразования экспортного и неэкспортного нефтепродуктов, величина которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Товары, индексы цен для которых определяются по формуле, указанной в части 2 и 3 настоящей статьи, и сопоставимые им индексы международных аналитических агентств на установленных базисах продаж, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


Статья 5. Порядок определения индексов цен на нефть сопоставимых зарубежных рынков

1. При определении индексов цен на нефть используются индексы цен на нефть на мировых рынках нефтяного сырья на основе паритета доходности поставок нефти на экспорт и внутренний рынок Российской Федерации. Для этих целей:

а) используются общепризнанные котировки мировых рынков на нефть на мировых рынках нефтяного сырья;

б) используются российские биржевые котировки экспортных контрактов на нефть на установленных базисах продаж;

в) определяется базис (базисы) поставки нефти на внутренний рынок;

г) из цен мирового рынка на нефть вычитается затраты на логистику нефти от базиса (базисов) поставки до базиса продажи;

д) учитываются налоги и сборы, подлежащие уплате в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

2. Индекс цен нефти определяется по методу обратного счета от цен мирового рынка:

= Пн – Тн – ЭПн + Нн ± ∆

где:

- индекс цен нефти, определенный исходя из экспортного паритета;

Пн - цена маркерной нефти базиса продаж установленного центра мировых рынках нефтяного сырья;

Tн – затраты на логистику нефти от установленного базиса поставки до установленного базиса продаж;

ЭПн - текущая ставка экспортной пошлины на нефть в Российской Федерации;

Нн - величина налогов и сборов, подлежащих уплате в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации (налог на добавленную стоимость);

- дифференциал, устанавливаемый Правительством Российской Федерации, учитывающий особенности реализуемой нефти в Российской Федерации, баланс спроса и предложения нефти, реализуемой в Российской Федерации, параметры энергетической политики.

3. Для нефти, которая отличается по своим физико-техническим и потребительским характеристикам от маркерной нефти, индекс цен определяется на основании индекса цен маркерной нефти с поправочным коэффициентом:



где:

- индекс цен нефти, определенный в соответствии с частью 2 настоящей статьи;

К - коэффициент, учитывающий физико-технические и потребительские различия нефти, торгуемой на внутреннем рынке, и маркерной нефти, величина которого устанавливается Правительством Российской Федерации.


Статья 6. Индексы цен на нефть и нефтепродукты внебиржевых сделок

1. В качестве индексов цен внебиржевого внутреннего рынка используются индексы цен:

а) регистрируемые на бирже внебиржевые сделки по нефтепродуктам и нефти соответственно;

б) публикуемые на регулярной основе информационно-аналитическими организациями (агентствами), отвечающие заявленным требованиям представительности выборки данных о ценах на нефть и (или) на нефтепродукты.

2. Обязательной регистрации на товарной бирже (товарных биржах) подлежат все внебиржевые сделки с нефтепродуктами (крупнооптовая торговля нефтепродуктами на базисе нефтеперерабатывающего завода, зарегистрированного в установленном порядке в Российской Федерации), предусматривающие поставки, как на территорию Российской Федерации, так и за пределы таможенной территории (далее – граница таможенной территории), по перечню нефтепродуктов согласно частям 4 и 5 статьи 4.

3. Обязательной регистрации на товарной бирже (товарных биржах) подлежат все внебиржевые сделки с нефтью (оптовая продажа нефтедобывающей организацией, зарегистрированной в установленном порядке в Российской Федерации), предусматривающие поставки, как на территорию Российской Федерации, так и за границу таможенной территории, по перечню согласно пунктам 4 и 5 статьи 4.


Статья 7. Индексы биржевых цен на нефть и нефтепродукты

1. В качестве индексов биржевых цен, используемых для целей настоящего закона используются биржевые цены соответствующие условиям, при которых установленная на товарной бирже цена не признается монопольно высокой в соответствии с антимонопольным законодательством.

2. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие крупнооптовую торговлю нефтепродуктами, обязаны продавать на биржевых торгах не менее 15 процентов объемов произведенных нефтепродуктов в течение календарного года согласно перечню, установленному частями 4 и 5 закона «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации».

3. Государственные органы исполнительной власти, государственные корпорации, государственные компании, унитарные предприятия, общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации превышает пятьдесят процентов, а также их дочерние и зависимые общества обязаны приобретать нефтепродукты у хозяйствующих субъектов, осуществляющих крупнооптовую торговлю нефтепродуктами, посредством биржевых торгов в доле от общего потребления нефтепродуктов в размере, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Размещение заказов на поставки моторного топлива и мазута для государственных, муниципальных нужд осуществляется на товарных биржах в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

5. В целях развития биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами, совершенствования правил биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами, обеспечения информационной открытости, организации системы гарантий в биржевой торговле нефтью и нефтепродуктами и осуществления контроля организации торговли на товарных биржах, содействию развития конкуренции на товарных рынках, при уполномоченном Правительством Российской Федерации органе исполнительной власти создается Биржевой комитет, правовое положение, цель деятельности, полномочия, порядок управления деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В состав Биржевого комитета входят три палаты:

- представителей государства (уполномоченные представители Государственной Думы Федерального Собрания, Совета Федерации Федерального Собрания, федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам, федерального антимонопольного органа, федерального органа по вопросам экономической политики);

- представителей продавцов биржевого товара и представителей покупателей нефти и нефтепродуктов, не входящих в одну группу лиц с продавцами биржевого товара и (или) с представителями инфраструктурных организаций;

-представителей инфраструктурных организаций (товарные биржи, клиринговые организации, организации системы государственного резерва, организации, осуществляющие транспортировку (перевозку) нефти и нефтепродуктов).

Количество представителей продавцов и представителей покупателей нефти и нефтепродуктов, не входящих в одну группу лиц с продавцами биржевого товара и (или) с представителями инфраструктурных организаций в наблюдательном комитете биржи должно быть равным.

При Биржевом комитете образуются секции по базовым активам основных товарных рынков, с участием федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих соответствующее отраслевое регулирование.

Биржевой комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами коллегиальности и равноправия его членов.

Статья 8. Стандарты раскрытия информации

1. Информационно-аналитические организации (агентства) публикуют в средствах массовой информации и (или) на официальном сайте организации в сети «Интернет» информацию:

- об источниках информации,

- о представительности выборки,

- о правилах расчетов индексов цен,

а также иную информацию, позволяющую эффективно использовать индексы внебиржевых цен и цен сопоставимых зарубежных рынков на нефть и нефтепродукты для целей, установленных в части 1 статьи 1 и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

2. Биржи, осуществляющие торговлю нефтью и нефтепродуктами, а также регистрацию внебиржевых сделок с нефтью и нефтепродуктами, публикуют на официальном сайте организации в сети «Интернет»:

- биржевые котировки нефти и нефтепродуктов по итогам каждой торговой сессии;

- правила расчёта индексов на нефть и нефтепродукты;

- информацию о регистрируемых внебиржевых индексах на нефть и нефтепродукты по итогам каждого торгового дня.

Публикуемые сведения не должны содержать информацию о лицах, заключивших сделки, лицах, отчуждающих и приобретающих нефть и нефтепродукты.

3. Стандарты раскрытия информации утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом положений федеральных законов и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, регулирующих правоотношения в соответствующей сфере деятельности, по каждой сфере деятельности субъектов, осуществляющих оборот нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации.

4. Контроль соблюдения стандартов раскрытия информации осуществляют уполномоченные в установленном порядке Правительством Российской Федерации органы государственной власти в рамках своей компетенции.