• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Вопросы и ответы Прямой линии с руководством Челябинского УФАС России от 6 апреля 2012 года

 

6 апреля 2012 года с 11 00 до 12 00 все желающие могли задать вопросы в сфере ЖКХ, топливно-энергетического комплекса, регулирования субъектов естественных монополий и др. руководителю антимонопольного ведомства Козловой Анне Алексеевне и заместителю руководителя Семеновой Елене Григорьевне. Также вопросы принимались по электронной почте pressto74@fas.gov.ru.

 

ВОПРОС: Осуществляет ли антимонопольный орган контроль за экономической обоснованностью утвержденных тарифов на коммунальные услуги? Имеют ли граждане возможность обжаловать установленные на территории Челябинской области тарифы на коммунальные услуги?

ОТВЕТ: Челябинское УФАС России не имеет полномочий по осуществлению контроля за экономической обоснованностью устанавливаемых тарифов на коммунальные услуги.

Органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим реализацию единой государственной ценовой (тарифной) политики и государственный контроль (надзор) за соблюдением порядка ценообразования на территории Челябинской области, является Государственный комитет «Единый тарифный орган Челябинской области» (далее — ГК ЕТО).

В случае несогласия с установленными тарифами органами местного самоуправления на коммунальные услуги потребители вправе обжаловать их в ГК ЕТО.

Кроме того, с возражениями по вопросу необоснованности тарифов на коммунальные услуги граждане могут обратиться в Федеральную службу по тарифам (109074, г. Москва, Китайгородский проезд, 7, руководитель Федеральной службы по тарифам С.Г. Новиков).

Вопросы, связанные с правильностью начисления оплаты коммунальных платежей, также регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей». Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей на территории Челябинской области является Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (454092, г. Челябинск, ул. Елькина, д. 73).

В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I защита прав потребителей осуществляется судом.

 

ВОПРОС: Каким образом происходит расчет тарифа и кем именно он утверждается на пассажирские пригородные перевозки железнодорожным транспортом на территории Челябинской области (Южно-Уральской железной дорогой - филиала ОАО «Российские железные дороги» или каким-либо государственным органом).

ОТВЕТ: ГК ЕТО осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением порядка ценообразования на территории Челябинской области. Данный орган утверждает тариф на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществляемые на территории Челябинской области, за проезд одной зоны и оплачивается из расчета проезда полной зоны.

В течение 2011 года Челябинское УФАС России проверяло деятельность Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» о законности применения тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Челябинской области. Фактов нарушения завышения стоимости проезда, применения тарифа, не утвержденного в установленном законом порядке, Челябинским УФАС России не установлено.

 

ВОПРОС: Предполагаются ли какие-либо изменения в рекламе пива?

ОТВЕТ: Да, с 1 июля 2012 года перестанет действовать статья 22 ФЗ «О рекламе», регулирующая рекламу пива, и к ней будут предъявляться точно такие же требования, как и к рекламе алкогольной продукции. Так, например, будет недопустима реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в теле-, радиопрограммах даже после 22.00 и 24.00 местного времени, наружная реклама также будет запрещена.

 

ВОПРОС: Что нужно предусмотреть при размещении рекламы кредитного продукта в газетах?

ОТВЕТ: Независимо от того, каким способом распространяется реклама финансовых услуг, в частности, кредитов, в ней должны присутствовать сведения о наименовании или имени лица, оказывающего эти услуги. Также, если в рекламе кредита присутствует хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, например, банковский процент, такая реклама должна содержать и все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, например, сумму кредита, срок, на который предоставляется кредит, а также комиссионные проценты.

 

ВОПРОС: Что делает антимонопольная служба по пресечению очень громкой рекламы на телевидении?

ОТВЕТ: Законом о рекламе предусмотрено, что уровень звука транслируемой на ТВ рекламы не должен превышать средний уровень звука прерываемой рекламой телепрограммы. Соотношение уровней звука рекламы и телепрограммы должно определяться техническим регламентом. Но в настоящее время такой технический регламент еще не принят. Это означает, что антимонопольный орган не может применить к лицам, нарушающим данное требование, меры ответственности, например, штрафные санкции. Тем не менее, тем телеканалам, на которые поступают жалобы граждан в связи с «громкой» рекламой, Челябинское УФАС России направляет соответствующие рекомендации о соблюдении законодательства.

 

ВОПРОС: Осуществляет ли антимонопольный орган контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю продовольственными товарами на территории муниципальных образований? В каком случае можно открывать новые торговые объекты (магазины)?

ОТВЕТ: Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» (далее — Закон о торговой деятельности) вводит новые нормы, устанавливающие антимонопольное регулирование торговой деятельности.

Частью 1 статьи 14 Закона о торговой деятельности предусмотрено, что хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

Таким образом, ФАС России и ее территориальные органы осуществляют контроль (надзор) за соблюдением антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13-15 Закона о торговой деятельности.

 

ВОПРОС: Почему госзаказчики обязаны сопровождать сведения о торговых марках приобретаемых ими по госзаказу товаров словами «или эквивалент»? Известно, что существует множество компаний, которые реализуют продукцию требуемой заказчику торговой марки товара, а значит, конкуренция при проведении торгов не может быть ограничена.

ОТВЕТ: Когда проводятся торги по госзаказу тот или иной товар, как правило, приобретается оптом. Соответственно, при рассмотрении вопроса о количестве потенциальных участников торгов следует учитывать не розничный рынок, где нередко действительно множество игроков, реализующих товар определенной торговой марки, а исходить из количества поставщиков, действующих на оптовом рынке реализации указанной продукции. Как правило, их количество составляет 1-2 на регион или в целом на Российскую Федерацию. Розничные поставщики не принимают участие в подобных торгах по причине невозможности обеспечить необходимый объем товаров в установленный заказчиком период времени по конкурентным с оптовыми поставщиками ценам. В результате торги, где в документации указаны конкретные торговые марки товаров , либо характеристики товара под одну торговую марку, признаются несостоявшимися, так как в них принимает участие один поставщик, либо двумя-тремя участниками создается видимость проведения торгов, и цена снижается минимально.

В результате подобных действий заказчиков аукционы проводятся формально, а в ряде случаев продукция для госнужд приобретается на « фиктивных торгах» по цене в 1,5- 3 раза выше среднерыночных цен на данную продукцию. Только участие в торгах поставщиков продукции иных торговых марок способно создать условия для формирования на торгах объективных рыночных цен.

 

ВОПРОС: Вправе ли антимонопольный орган провести проверку обоснованности формирования заказчиком объема выполняемых работ или оказываемых услуг при размещении государственного или муниципального заказов?

ОТВЕТ: Законодательство о размещении заказов не регламентирует порядок формирования объема выполняемых работ или оказываемых услуг, поэтому антимонопольный орган не наделен полномочию по проверке указанных обстоятельств.

 

ВОПРОС: Каким образом происходит формирование стоимости работ по присоединению (врезке) вновь построенного газопровода к действующему газопроводу газораспределительной организации? Существует ли возможность проверить обоснованность цены при несогласии с её размером?

ОТВЕТ: Механизм ценообразования на работы по врезке вновь построенных газопроводов к действующим газопроводам не подлежит государственному регулированию. Стоимость данных работ устанавливается специализированными организациями самостоятельно с применением действующих территориальных сметных нормативов.

Газораспределительные организации определяют сметную стоимость работ по присоединению (врезке) вновь построенного надземного газопровода низкого давления к газораспределительному газопроводу на основании Сметных нормативов Челябинской области ТЕРп81-04-1-2001 и соответствующего прейскуранта на услуги организации.

В стоимость работ по врезке газопроводов должны быть включены только те затраты, которые непосредственно связаны с выполнением данной работы, то есть обоснованные и документально подтвержденные расходы.

При этом, потребитель, как правило, самостоятельно не может проверить обоснованность цены и вправе обратиться в антимонопольный орган.

Антимонопольный орган при проверке обоснованность цены на врезку обязан устанавливать наличие (отсутствие) доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого подано такое заявление, материалы или в действиях (бездействии) которого антимонопольным органом обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В случае подтверждения фактов доминирования хозяйствующего субъекта и экономической необоснованности выставляемой им стоимости за проведение работ по врезке, антимонопольный орган квалифицирует действия специализированной организации по части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» и выдаёт предписание об устранении нарушения путём установления при разработке и утверждении локальных сметных расчётов экономически обоснованной стоимости данных работ.

 

ВОПРОС: Я, являюсь ИП. Мое электрооборудование подключено к сетям сетевой организации через сети сторонней организации. Владелец сети настаивает на заключении со мной договора, по условиям которого я буду оплачивать ему техническое обслуживание и ремонт не принадлежащего мне электрооборудования, что, по моему мнению, фактически является оплатой за транзит электроэнергии через его сети. В случае моего отказа от подписания данного договора, собственник электросети угрожает отключить мое оборудование от его сетей и предлагает мне найти иную точку технологического присоединения. Правомерны ли действия собственника электросети.

ОТВЕТ: Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

В случае наличия препятствования перетоку электроэнергии, либо взимания оплаты за данную услугу Вы вправе обратиться в Челябинское УФАС России либо в судебные органы за защитой нарушенных прав и законных интересов.

 

ВОПРОС: Я являюсь ИП, поставщик э/э перезаключает со мной договор и в проекте договора установил условие о том, что я обязан вводить ограничение транзитных потребителей, присоединенных через мои сети по заявке поставщика э/э,а в случаве невыполнения такой заявки я буду обязан оплатить потребленную транзитниками э/э. Законно ли такое условие и могу ли я отказаться от него?

ОТВЕТ: Условие отсутствует в действующем законодательстве и его можно установить в договоре только с вашего согласия. Если Вы не согласны с таким условием, Вам необходимо письменно уведомить об этом поставщика, как правило это делается протоколом разногласий. В случае, если поставщик э/э откажется исключить спорное условие из договора вы можете воспользоваться правом, предоставленным частью 2 статьи 445 ГК РФ и передать разногласия на рассмотрения суда, суд обязан исходить из баланса интересов сторон, учитывая, что спорным пунктом ответственность за неоплату 3-его лица перекладывается на вас суд вероятнее решит спор в Вашу пользу и исключит оспариваемое Вами условие из договора.

В тех случаях, когда условие договора прямо противоречит действующему законодательству и поставщик э/э неоднократно настаивает на его включении можете смело обращаться к нам и мы примем меры антимонопольного реагирования.

 

ВОПРОС: Что такое запрещённая координация экономической деятельности?

ОТВЕТ: Антимонопольное законодательство (ч. 5 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции») запрещает координацию экономической деятельности, если такая координация может привести к ряду антиконкурентных последствий, которые указаны в частях 1 - 3 настоящей статьи и которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 Закона «О защите конкуренции» или которые не предусмотрены федеральными законами.

Координация экономической деятельности - согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов. Не являются координацией экономической деятельности действия хозяйствующих субъектов, осуществляемые в рамках «вертикальных» соглашений (пункт 14 статьи 4 Закона «О защите конкуренции»).

«Координатор» – это организатор картеля, который не является конкурентом участников картеля, то есть не работает с ними на одном рынке. «Координатором» может быть предприятие, ассоциация или физическое лицо. Чаще всего дела по запрещённой координации экономической деятельности ведутся антимонопольным органом параллельно с делами о картелях. Вопросами расследования картелей, участия в запрещённых вертикальных соглашениях, а также привлечения к ответственности за запрещённую координацию экономической деятельности, в Челябинском УФАС России занимается отдел антимонопольного контроля. Его телефоны: (351) 266 68 84; в Федеральной антимонопольной службе – Управление по борьбе с картелями, тел. 8 (495) 254 54 95, 8 (916) 686 50 32, эл.адрес: kartel@fas.gov.ru.

 

ВОПРОС: Осуществляет ли антимонопольный орган контроль за деятельностью нотариусов?

ОТВЕТ: Федеральным законом от 06.12.2011 № 401-ФЗ внесены изменения в пункт 5 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции», содержащий понятие «хозяйствующий субъект» в понимании антимонопольного законодательства.

Согласно данным изменениям, к числу хозяйствующих субъектов отнесены помимо коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую доход, индивидуальных предпринимателей отнесены иные физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но осуществляющие профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

К таким лицам, например, отнесены адвокаты, а также нотариусы.

Таким образом, с момента вступления в законную силу данных изменений (с 01.01.2012) антимонопольный орган осуществляет контроль, в пределах своих полномочий, за деятельностью нотариусов.

 

ВОПРОС: Для того, чтобы обратиться в антимонопольную службу с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства, необходимо ли оплачивать государственную пошлину и в каком размере?

ОТВЕТ: Рассмотрение заявлений о нарушении антимонопольного законодательства является государственной услугой, которая предоставляется антимонопольным органом на безвозмездной основе, государственная пошлина при подаче заявления не оплачивается.

 

ВОПРОС: Слышали, что в связи с последними изменениями в законодательстве антимонопольная служба получила право отменять результаты торгов, если такие торги проведены с нарушениями. Раньше такое право было предоставлено ведомству только в случае выявления нарушений при размещении заказов для государственных нужд. Действительно ли служба получила такие полномочия и с какого периода они начнут реализовываться антимонопольным органом?

ОТВЕТ: Да, с принятием третьего «антимонопольного пакета» произошли существенные изменения в законодательстве о защите конкуренции, в том числе в части полномочий антимонопольного органа. В настоящее время антимонопольная служба в случае принятия решения, устанавливающего нарушения порядка проведения торгов, вправе выдать предписание организатору торгов об отмене их результатов. Соответствующие изменения вступили в силу с 06 января 2012 года, уже в 1 квартале текущего года Челябинское УФАС России выдало 8 таких предписаний.

 

 

 

Пресс-служба Челябинского УФАС России