Главам муниципальных образований Челябинской области

Сфера деятельности: Контроль органов власти

 

Федеральной антимонопольной службой России был проведен анализ нормативно-правовых актов по вопросу переустройства и перепланировки жилых помещений, а также действий органов местного самоуправления при предоставлении муниципальной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилых помещений.

 

В результате проведенного анализа установлено следующее.

 

К основным нарушениям, допускаемым органами местного самоуправления при согласовании переустройства и перепланировки жилых помещений, относятся:

 

  1. Взимание платы за согласование переустройства и перепланировки жилого помещения.

 

Из анализа действующего законодательства установлено, что услуга по согласованию переустройства и перепланировки жилого помещения оказывается органами местного самоуправления на безвозмездной основе.

 

Таким образом, действия органов местного самоуправления в части взимания платы за указанную услугу содержат признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) в части установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

 

  1. Предоставление услуги по согласованию переустройства и перепланировки жилого помещения ненадлежащим органом (организацией).

 

Согласно определению муниципальная услуга является деятельностью органа местного самоуправления по реализации функций этого органа в пределах его полномочий, осуществляемая по запросам заявителей.

 

Предоставление муниципальной услуги организациями, не указанными в пунктах 1, 2 статьи 2 Федерального закона от27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон о государственных и муниципальных услугах), содержит признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части наделения хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.

 

Предъявление незаконных требований при согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения.

 

На основании статьи 7 Закона о государственных и муниципальных услугах органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, не вправе предъявлять требования к заявителем в нарушение указанного закона, а также требования, не предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной и муниципальной услуги.

 

Предъявление требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной или муниципальной услуги, содержит признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

 

С 1 августа 2011 года предъявление требований о предоставлении документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, содержит признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

 

С 1 августа 2011 года предъявление требований об осуществлении действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные органы или организации, за исключением получения услуг, являющихся необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, содержит признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

 

  1. Установление круга организаций, оказывающих услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги по согласованию переустройства и перепланировки жилого помещения.

 

Услуга по подготовке и оформлению проектной документации на перепланировку и (или) переустройство помещений является в большинстве случаев необходимой и обязательной для предоставления муниципальной услуги по согласованию переустройства и перепланировки помещения (за исключением случаев, когда переустройство и перепланировка помещения производится по эскизу).

 

В ряде случаев хозяйствующие субъекты, оказывающие и согласовывающие услугу по подготовке и оформлению проектной документации на возмездной основе, утверждены нормативными актами органов власти.

 

При этом незаконное ограничение круга организаций, оказывающих услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, содержит признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части установления запретов или введения ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части установления для приобретателей услуг ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие услуги.

 

С учетом изложенного, в целях ликвидации административных барьеров предлагаю Вам учесть результаты проведенного ФАС России правового анализа и привести нормативные правовые акты по переустройству и перепланировке помещений в соответствие положениям Закона о государственных и муниципальных услугах.

 

Кроме того, рекомендую Вам учесть опыт Правительства Москвы по оптимизации предоставления государственной услуги по согласованию переустройства (перепланировки) помещений (Порядок организации переустройства (перепланировки) жилых и нежилых помещений, утвержден постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 № 508-ПП «Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах»).

 

Так, по результатам проведенной Правительством Москвы работы по оптимизации предоставления государственной услуги по согласованию переустройства (перепланировки) помещений осуществлены следующие меры:

 

  1. Внедрен механизм находящихся в открытом доступе типовых проектов переустройства, перепланировки жилых помещений, уже согласованных автором проекта дома и органом, уполномоченным на согласование переустройства, перепланировки жилых помещений (далее — Уполномоченный орган). При необходимости Уполномоченный орган самостоятельно заказывает экспертизу проекта переустройства, перепланировки помещений у организации, выбранной по результатам проведения конкурентных процедур.

 

  1. Исключен ряд избыточных структур из цепочки согласующих переустройство, перепланировку организаций:

 

- оценка проекта переустройства, перепланировки нежилого помещения, осуществлявшаяся МЧС, Роспотребнадзором, возложена на Уполномоченный орган;

- проведение государственной историко-культурной экспертизы возможности перепланировки помещения предусмотрено только в случае, если процесс переустройства, перепланировки затрагивает предмет охраны;

- из состава приемочной комиссии, осуществляющей подписание акта выполненных работ по переустройству, перепланировке помещения исключен представитель администрации района. Управляющая многоквартирным домом организация будет привлекаться только при условии затрагивания общедомового имущества. Таким образом, в состав приемочной комиссии входят представитель Уполномоченного органа, проектной организации и исполнителя работ (при его наличии).

 

  1. Максимально возможный срок производства работ по переустройству (перепланировке) жилых помещений увеличен с 4 месяцев до 1 года.

 

  1. Регламентирован максимальный срок ожидания заявителем своей очереди при подаче заявления и документов на переустройство, перепланировку помещения — 30 минут, максимальное время при получении решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме — 15 минут.

 

  1. Предоставление государственной услуги по согласованию переустройства, перепланировки помещений осуществляется на безвозмездной основе.

 

  1. Перечень работ по переустройству, перепланировке жилых помещений, на проведение которых требуется согласование Уполномоченного органа, сокращен. Так, исключены из списка обязательных для согласования следующие работы:

- перестановка нагревательных (отопительных) и газовых приборов (исключая перенос радиаторов в застекленные лоджии, балконы) без прокладки дополнительных подводящих сетей;

-перестановка сантехнических приборов в существующих габаритах туалетов, ванных комнат, кухонь;

- замена и (или) установка дополнительного оборудования (инженерного, технологического) с увеличением энерго-, водопотребления и (или) с заменой существующих или прокладкой дополнительных подводящих сетей;

- заделка дверных проемов в перегородках и несущих стенах;

- работы по изменению конструкции полов;

- устройство самораздвижных или «карусельных» дверей и витрин из легких быстровозводимых конструкций без изменения внешних габаритов помещений;

- замена столярных элементов фасада (с изменением рисунка);

- разборка (полная, частичная) ненесущих перегородок (исключая межквартирные);

- устройство проемов в ненесущих перегородках (исключая межквартирные);

- устройство перегородок без увеличения нагрузок на перекрытия;

- остекление лоджий и балконов;

- изменение материалов и пластики внешних конструкций, балконов и лоджий;

- установка наружных технических средств (антенн, защитных сеток и т.п.), а также элементов, обеспечивающих беспрепятственное передвижение маломобильных групп населения: выжимных телескопических лифтов, двухрядных поручней и т.д.

 

О проведенной работе прошу информировать Челябинское УФАС России в срок до 15 июня 2012 года, с приложением действующих муниципальных актов, регулирующих указанные отношения.