Вниманию госкомпаний, субъектов естественных монополий, государственных и муниципальных унитарных предприятий, автономных учреждений!

 

Вниманию госкомпаний, субъектов естественных монополий, государственных и муниципальных унитарных предприятий, автономных учреждений!

Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц вступит в силу с 1 января 2012 года. Закон возлагает на указанных заказчиков обязанность по размещению закупок товаров, работ и услуг на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
 
Закон направлен на информационную открытость и прозрачность закупок госкомпаний, субъектов естественных монополий, государственных и муниципальных унитарных предприятий, автономных учреждений, ежегодно осуществляющих приобретение товаров, работ и услуг в больших объемах.
 
Вступление в силу Закона должно привести к целевому и экономически эффективному расходованию средств вышеназванными компаниями и организациями при проведении закупок. Кроме того, Закон призван обеспечить развитие добросовестной конкуренции, отсутствие дискриминации участников закупок и предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
 
ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» принят Государственной Думой 8 июля 2011 года и одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года.
 
Данный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к их закупке следующими юридическим лицами:
 
1) государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных  монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения,  водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения)  твердых  бытовых  отходов, государственными унитарными предприятиями,  муниципальными  унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
 
2) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 настоящей части юридическим лицам;
 
3) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 настоящей части дочерним хозяйственным обществам.
 
При закупке товаров заказчики должны руководствоваться следующими принципами:
 
- информационная открытость закупки;
 
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
 
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение  товаров,  работ,  услуг  (с  учетом  при   необходимости стоимости жизненного  цикла  закупаемой  продукции)  и  реализация  мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
 
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
 
Документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения, является положение о закупке.
 
Положение о закупке утверждается:
 
1)  высшим органом управления государственной корпорации или государственной  компании в случае, если  заказчиком выступает государственная корпорация или государственная компания;
 
2) руководителем унитарного предприятия в случае, если заказчиком выступает  государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие;
 
3) наблюдательным советом автономного учреждения в случае, если заказчиком выступает автономное учреждение;
 
4)  советом  директоров  (наблюдательным  советом) хозяйственного общества в случае, если заказчиком выступает акционерное общество, или коллегиальным исполнительным  органом  такого  акционерного общества в случае, если уставом хозяйственного общества предусмотрено осуществление функций совета директоров  (наблюдательного  совета) общим собранием акционеров хозяйственного общества;
 
5) общим собранием участников общества в случае, если заказчиком выступает общество с ограниченной ответственностью.
 
В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
 
Участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
 
1)   неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный  сайт)  положения  о   закупке, изменений,  вносимых  в  указанное  положение,  информации  о    закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению   на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;
 
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
 
3)  осуществления  заказчиками  закупки  товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21  июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
 
ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением отдельных положений, вступает в силу с 1 января 2011 года.
 
С полным текстом данного Закона можно ознакомиться по ссылке.