Итоги осуществления Челябинским УФАС России государственного контроля за соблюдением рекламного законодательства в первом полугодии 2011 года

 

Итоги осуществления Челябинским УФАС России государственного контроля за соблюдением рекламного законодательства в первом полугодии 2011 года

В первом полугодии 2011 года Челябинским УФАС России рассмотрен 131 факт (в первом полугодии 2010 года — 93), указывающий на нарушение рекламного законодательства; рассмотрено 67 обращений (в первом полугодии 2010 года — 44).

В первом полугодии 2011 года в отношении нарушителей рекламного законодательства возбуждено 50 административных дел (в первом полугодии 2010 года - 47), выдано 49 предписаний (в первом полугодии 2010 года — 35), общая сумма наложенных штрафов 790 тысяч рублей (в первом полугодии 2010 года — 314 тысяч рублей).

Основные нарушения Закона о рекламе:

1.Нарушения рекламного законодательства в рекламе финансовых услуг, оказываемых банками и ломбардами; 

2. Нарушения рекламного законодательства в рекламе пива;

3. Нарушения рекламного законодательства в рекламе лекарственных средств, БАДов медицинской техники и услуг;

4. Нарушения при распространении рекламы по сетям электросвязи; распространение рекламы без участия человека;

3. Недобросовестная, недостоверная реклама.
 

Примеры дел, возбужденных по факту нарушения рекламного законодательства

Кассация: Челябинское УФАС России правомерно признало рекламу, содержащую сведения «Все $уки, как $уки, а я царица!», ненадлежащей

Федеральный арбитражный суд Уральского округа подтвердил правомерность и обоснованность решения антимонопольного органа о признании ненадлежащей рекламы зоомагазина ООО «Твинс-Урал». Данная реклама, содержащая сведения «Все $уки, как $уки, а я царица!», распространялась в г. Челябинске с использованием троллейбуса. 

В ходе проведенного расследования антимонопольный орган установил, что слово «$уки», имеющее несколько лексических значений, в данном случаем может вызвать негативную реакцию населения, так как приобретает в контексте рекламы бранное значение. Необходимо отметить, что представители ООО «Твинс-Урал» утверждали, что «$уки» является словом «уки» и символом, обозначающим доллар, а вовсе не словом с бранным значением. Однако, по мнению антимонопольного органа, слово «$уки» с измененной буквой «с» на $ не читается как «уки», а является бранным словом.

Согласно ч.6 ст. 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Поскольку использование в рекламе зоомагазина бранных слов противоречит ч.6 ст.5 Закона о рекламе, 14 января 2010 года Челябинское УФАС России признало данную рекламу ненадлежащей и выдало ООО «Твинс-Урал» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе. Кроме того, антимонопольный орган вынес постановление о наложении на зоомагазин штрафа в размере 40 тыс.руб. за размещение ненадлежащей рекламы.

ООО «Твинс-Урал», не согласившись с решением антимонопольного органа и постановлением о наложении штрафа, обратилось в судебные органы. Однако суды трех инстанций признали законность решения Челябинского УФАС России. Правомерность постановления о наложении на ООО «Твинс-Урал» штрафа также подтвердили суд первой инстанции и апелляционный суд.

 

Челябинское УФАС России признало рекламу ЗАО «ПВ-Банк» ненадлежащей

16 мая Комиссия Челябинского УФАС России приняла решение о признании рекламы банковских услуг ЗАО «ПВ-Банк» нарушающей рекламное законодательство.

Ранее антимонопольный орган установил, что в рекламно-информационной газете г.Челябинска распространялась реклама, содержащая следующие сведения: «ПВ-Банк. Вклады до 10%. Выгодные и надежные...».

При этом иные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат клиенты банка, воспользовавшиеся данной услугой, в рекламе отсутствовали.

Согласно п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. 

По результатам рассмотрения дела Челябинское УФАС России признало данную рекламу ненадлежащей. В отношении ЗАО «ПВ-Банк» будет возбуждено административное производство.

 

Челябинское УФАС России признало рекламу услуг медицинского салона «Здоровье» ненадлежащей

16 мая Челябинское УФАС России признало рекламу медицинских услуг, оказываемых ООО Медицинский салон «Здоровье», противоречащей Закону о рекламе.

Реклама, распространенная в еженедельнике «Ваша Перспектива», содержала сведения: «Стоматология. Безболезненное лечение и удаление зубов... Протезирование... Урология. Консультация врача. Проведение стимулирующего, вакуумного, лазерного лечения... Гинекология. Лечение всех видов гинекологических патологий... Эндокринология. Консультация врача. Лечение ожирения и эндокринных заболеваний... Оториноларингология. Консультация ЛОР-врача... Кардиология. Осмотр врача, измерение АД, снятие и прочтение ЭКГ... УЗИ-диагностика... Криотерапия. Заболевания кожи (папилломы, рубцы, акне...)».

Согласно Перечню работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, являющемуся приложением к Постановлению Правительства РФ от 22 января 2007 года № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности», работы (услуги) по гинекологии, кардиологии, оториноларингологии, стоматологии, ультразвуковой диагностике, урологии, эндокринологии являются медицинским услугами.

В размещенной рекламе отсутствовало предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг, а также необходимости получения консультации врача, которое должно занимать не менее 5 % рекламной площади.

Согласно ч.7 ст.24 ФЗ «О рекламе» рекламе медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов.

По результатам рассмотрения дела Челябинское УФАС России признало ООО Медицинский центр «Здоровье», являющееся рекламодателем, и ООО «Перспектива», являющееся рекламораспространителем, нарушившими рекламное законодательство.
 

Реклама о предоставлении кредита на покупку автомобиля Peugeot признана ненадлежащей 

8 июля Челябинское УФАС России признало рекламу, содержащую сведения «Peugeot 308. www.peugeot.ru. Специальная цена 0% кредит. Леонар Авто», нарушающей Закон о рекламе.

Антимонопольный орган установил, что в наружной рекламе, распространяемой на ул. Елькина, содержится только одно из условий приобретения автомобиля в кредит, а именно - процентная ставка в размере 0%. При этом иная существенная информация об условиях его приобретения выполнена в рекламе мелким шрифтом.

Рекламная конструкция, на которой размещена данная реклама, обращена по ходу движения автомобилей и направлена на привлечение внимания движущихся по ул. Елькина водителей и пассажиров транспортных средств. Однако для участников движения не представляется возможным прочитать изложенную в рекламе микротекстом информацию.

По мнению Челябинского УФАС России, мелкий размер шрифта и особенности размещения рекламы делают нечитаемым данный текст, что фактически приравнивается к его отсутствию. Таким образом, отсутствующая информация икажает смысл рекламы и вводит в заблуждение ее потребителей.

Согласно ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

По результатам рассмотрения дела Челябинское УФАС России выдало ООО «Пежо Ситроен Рус», являющемуся рекламодателем, предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства. Также в отношении нарушителя будет возбуждено административное производство.
 

ООО «СУЗУКИ МОТОР РУС» исполнило предписание Челябинского УФАС России о прекращении нарушения рекламного законодательства

Ранее, 1 июля 2011 года, Комиссия Челябинского УФАС России установила, что наружная реклама автомобиля Suzuki SWIFT, предлагаемого в кредит, противоречит требованиям рекламного законодательства.

Данная реклама распространялась на ул. Бр. Кашириных и содержала следующие сведения: «Новый SWIFT от 559 000 рублей Suzuki Finance от 2,5% suzuki-motor.ru». Рекламная конструкция, на которой размещалась данная реклама, была обращена по ходу движения автомобилей и направлена на привлечение внимания водителей и пассажиров транспортных средств.

В тексте, расположенном внизу рекламной конструкции и выполненном мелким шрифтом, были указаны сведения о комплектации автомобиля Suzuki SWIFT, который предлагается по цене 559 тыс. рублей, о сроке действия данного предложения, об иных марках автомобилей, на которые предложение распространяется.

Однако для участников движения не представлялось возможным прочитать изложенную в рекламе микротекстом информацию, что фактически приравнивается к ее отсутствию.

Таким образом, отсутствие в рекламе части существенной информации об автомобилях, на которые распространяется рекламируемое предложение, и сроке его действия, а также о комплектации, за которую указана цена, может привести к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться программой Suzuki Finance.

Согласно ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

При этом в рекламе содержалось только одно из условий приобретения автомобиля в кредит, а именно — процентная ставка в размере 2,5%. Иные условия, определяющие фактическую стоимость предлагаемого кредита и влияющие на нее, также были выполнены в рекламе мелким и нечитаемым шрифтом.

Согласно ч.3 ст.28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая рекламе должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

По результатам рассмотрения дела Челябинское УФАС России выдало ООО «СУЗУКИ МОТОР РУС» предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства. ООО «СУЗУКИ МОТОР РУС» прекратило размещение указанной рекламы.
 

Реклама медицинских услуг ООО «Вдохновение» («Лаборатория красоты Jeternel») распространялась с нарушением рекламного законодательства

Челябинское УФАС России признало рекламу медицинских услуг ООО «Вдохновение» («Лаборатория красоты Jeternel»), в которой отсутствовало предупреждение о наличии возможных противопоказаний к их применению и использованию, противоречащей Закону о рекламе.

Данная реклама размещалась с использованием рекламной конструкции на ул. Воровского и содержала следующие сведения «Мгновенный лифтинг и омоложение. Лечение проблемной кожи. Удаление волос. Оздоровление волос головы. Интенсивная коррекция веса и фигуры. Аппаратный маникюр и педикюр. Перманентный макияж».

Согласно Отраслевому классификатору «Простые медицинские услуги», утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.04.2011 № 113, лечение и исследование кожи, подкожно-жировой клетчатки относится к медицинским услугам.

При этом в данной рекламе отсутствовало предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов.

Согласно ч.7 ст.24 ФЗ «О рекламе» реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов.

По результатам рассмотрения дела Челябинское УФАС России выдало ООО «Вдохновение» («Лаборатория красоты Jeternel»), являющемуся рекламодателем, и ООО «Карус», являющемуся рекламораспространителем, предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства. Также в отношении нарушителей возбуждены дела об административных правонарушениях.
 

Реклама финансовых услуг ООО «Фианит Ломбард» противоречит требованиям рекламного законодательства

Челябинское УФАС России признало ненадлежащей наружную рекламу финансовых услуг по предоставлению займа ООО «Фианит Ломбард», распространенную на ул. Цвиллинга с использованием рекламной конструкции (перетяжки).

Данная реклама содержала сведения о процентной ставке 0,3% и минимальной сумме займа в размере 30 000 рублей. При этом текст внизу рекламы, выполненный мелким шрифтом, содержал информацию об иных условиях предоставления ООО «Фианит Ломбард» займа, в частности, о сроке, на который предоставляется займ, о пробе золота, которое принимается в качестве залога по указанному займу. 

Однако мелкий шрифт, которым выполнен текст внизу рекламной перетяжки, и значительная удаленность рекламы от поверхности земли и направленность ее в том числе на привлечение внимания водителей и пассажиров транспортных средств делают нечитаемым данный текст, что фактически приравнивается к его отсутствию.

Отсутствие в рекламе части существенной информации о займе, предоставляемом ломбардом, искажает смысл рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

Согласно ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл рекламы.

Кроме того, отсутствие в рекламе финансовых услуг сведений об иных условиях, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, также противоречит требованиям рекламного законодательства.

Согласно п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе» реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Челябинское УФАС России выдало ООО «Фианит Ломбард», являющемуся рекламодателем, предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства. Кроме того, в отношении ООО «Фианит Ломбард» возбуждено дело об административном правонарушении.
 

Реклама биологически активных добавок «Сяо Шуан», «Синь Ан», «Нао Сыньшу», «Цзан Я Вань» и «Цзан тян» противоречит рекламному законодательству

Челябинское УФАС России признало рекламу биологически активных добавок, размещенную в печатном издании г. Челябинска, нарушающей требования рекламного законодательства.

В рекламе содержались сведения, которые создавали впечатление о том, что препараты «Сяо Шуан», «Синь Ан», «Нао Сыньшу», «Цзан Я Вань» предназначены для лечения и профилактики сердечных заболеваний, «Цзан тян» - для лечения сахарного диабета. При этом в рекламе также было указано, что данные препараты абсолютно безопасны, применимы на любой стадии заболевания и не вызывают привыкания и побочных эффектов.

По мнению Росздравнадзора по Челябинской области, сообщившего в антимонопольный орган о факте распространения данной рекламы, использование в ней медицинской терминологии является некорректным, поскольку производство лекарственных средств и фармацевтическая деятельность подлежат лицензированию. При этом препараты «Сяо Шуан», «Синь Ан», «Нао Сыньшу», «Цзан Я Вань» и «Цзан тян» не зарегистрированы как лекарственные средства.

Челябинское УФАС России в ходе рассмотрения дела установило, что использование в рекламе данных биологически активных добавок медицинской терминологии создает впечатление, что указанные препараты являются лекарственными средствами и обладают лечебными свойствами.

Согласно п.1 ч.1 ст.25 Закона о рекламе реклама биологически активных добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

Челябинское УФАС России признало рекламу «Сяо Шуан», «Синь Ан», «Нао Сыньшу», «Цзан Я Вань» и «Цзан тян» ненадлежащей и выдало ее рекламодателю предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства. Также в отношении нарушителя будет возбуждено дело об административном правонарушении.