Антимонопольный контроль в сфере энергоснабжения

Антимонопольный контроль в сфере энергоснабжения

Руководитель Челябинского УФАС России А.А. Козлова выступила с докладом «Антимонопольный контроль в сфере энергоснабжения» на Совете Главных энергетиков предприятий ЗАО «ОМК» «Экономическая эффективность энергетического комплекса».

В своем докладе А.А. Козлова отметила, что круг вопросов, находящихся в компетенции антимонопольных органов в последние годы существенно расширился. Кроме выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, в том числе в сфере энергоснабжения, добавились вопросы контроля за соблюдением закона об электроэнергетике в части соблюдения запрета на совмещение потенциально конкурентных сфер деятельности и естественно-монопольных, стандартов раскрытия информации и законодательства об энергосбережении и т.д.

В первом полугодии 2011 года Челябинским УФАС России возбуждено 50 административных дел в отношении энергоснабжающих организаций за несоблюдение требований Закона об энергосбережении в части отсутствия соответствующего доведения до потребителей информации (предложений) об установке приборов учета. Вынесено 30 постановлений о наложении штрафа в отношении юридических и должностных лиц энергоснабжающих компаний.

Согласно выработанным подходам надлежащим уведомлением считается любой способ, позволяющий доказать адресность получателя: уведомление под роспись каждого потребителя, направление письма с уведомлением, размещение информации на квитанции и т.п.; ненадлежащим уведомлением - направление информации в управляющую компанию, размещение информации в печатных и электронных СМИ, размещение на подъездах домов объявлений.

Кроме того, А.А. Козлова сообщила, что статус сетевой организации приобретается только после утверждения тарифа органом регулирования. При этом отсутствие такого статуса не дает права владельцу электросетевого хозяйства препятствовать перетоку электроэнергии, однако не обязывает осуществлять технологическое присоединение к электросетям.

Руководитель Челябинского УФАС России довела до участников совещания сложившуюся судебную практику по применению ст. 18 Закона о защите конкуренции, обязывающей субъекты естественной монополии отбирать финансовые услуги путем проведения открытого конкурса или аукциона, отметив, что такая обязанность распространяется только в случае, если приобретение этих услуг необходимо для обеспечения естественно-монопольного вида деятельности.

Наиболее часто встречающимися нарушениями правил технологического присоединения в практике Челябинского УФАС России является нарушение прав льготной категории потребителей, которым технологическое присоединение должно осуществляться за 550 руб. (население и предприниматели с присоединенной мощностью до 15 кВт, и соблюдением требований по расстоянию до сетей); нарушение срока выдачи договора на технологическое присоединение. Данные нарушения квалифицируются как злоупотребление доминирующим положением, поскольку техприсоединение неразрывно связано с передачей электрической энергии, и отдельного товарного рынка технологического присоединения не существует. Виновные лица привлекаются к административной ответственности по ст.14.31 КоАП РФ, при этом размер штрафа исчисляется от суммы выручки от технологического присоединения.

Гарантирующий поставщик ОАО «Челябэнергосбыт» за 2010 год - 1 полугодие 2011 года 32 раза признавалось Челябинским УФАС России нарушившим антимонопольное законодательство. Типичным нарушением является навязывание невыгодных условий договора поставки электроэнергии; злоупотребление предоставленным ему правом инициирования ограничения электроснабжения; создание препятствий доступу на розничный рынок электрической энергии потенциальным конкурентам; необоснованное уклонение от заключения договора и т.д.

Особенно актуальными с 2010 года в Челябинской области стали проблемы навязывания потребителям расчета ЧЧИМ по формуле, невыгодной потребителям (ОАО «Челябэнергосбыт», пользуясь отсутствием прямого законодательного регулирования, применял свою формулу), а также закрепления в договоре расчетов по уровню напряжения, не выгодному для потребителя, что ведет к увеличению цены за электроэнергию. Данные действия признаны нарушающими антимонопольное законодательство, позиция антимонопольного органа нашла подтверждение в суде.

В ходе обсуждения отношений энергоснабжающих организаций с поставщиками газа и правил поставки газа, А.А. Козлова отметила, что уже с 2008 года сложилась положительная судебная практика по вопросу незаконности навязывания поставщиками газа потребителям в договоре повышающих коэффициентов за недобор и перебор газа. С положительной судебной практикой по данному вопросу можно ознакомиться на сайте ФАС России и Челябинского УФАС России.

Решение по делу № 59-04/09 в отношении ООО "Челябинскрегионгаз"

Решение по делу № 12-04/10 в отношении ООО "Челябинскрегионгаз"

Решение по делу № 69-04/10 в отношении ООО "Челябинскрегионгаз"

Решение по делу № 2-04/10 в отношении ООО "Челябинскрегионгаз"

Решение по делу № 20-04/10 в отношении ООО "Челябинскрегионгаз"

Решение по делу № 34-04/2010 в отношении ОАО "Челябэнергосбыт"

Решение по делу № 25-04/2010 в отношении ОАО "Челябэнергосбыт"

О применении положения ч.1 ст.18 Закона о защите конкуренции к субъектам естественных монополий

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА