ОАО «Ростелеком» с 2007 года устанавливало необоснованно высокую стоимость услуг по размещению кабелей связи других организаций в собственных каналах телефонной канализации

ОАО «Ростелеком» с 2007 года устанавливало необоснованно высокую стоимость услуг по размещению кабелей связи других организаций в собственных каналах телефонной канализации

20 июля Федеральный арбитражный суд Уральского округа подтвердил правомерность решения Челябинского УФАС России в отношении ОАО «Ростелком» (ранее - Челябинского филиала электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ»), установившего необоснованно высокую стоимость услуг по предоставлению линейно-кабельных сооружений связи для размещения в них средств связи сторонних организаций на возмездной основе на территории г. Челябинска.

ОАО «Ростелеком» рассчитывало и устанавливало стоимость вышеназванных услуг в соответствии с разработанными Методиками расчета платы за размещение кабелей связи в каналах телефонной канализации ОАО «Ростелеком».

Согласно указанным методикам размер платы за размещение кабеля связи в телефонной канализации ОАО «Ростелеком» формируется исходя из базовой ставки платы в размере 4000 рублей за 1 кан./км в месяц без НДС, рассчитанной на основе средней стоимости размещения 1 кабеля в 1 кан./км телефонной канализации на всей территории обслуживания ОАО «Ростелеком» (7 регионов): Свердловской области, Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу и т.д.

Размер фактических затрат на содержание телефонной канализации с учетом рентабельности Челябинского филиала электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ» (в настоящее время ОАО «Ростелеком») был значительно меньше размера базовой ставки платы, предусмотренной Методиками.

Кроме того, Методики предусматривали формулу для расчета окончательной стоимости услуг по размещению кабеля связи в телефонной канализации ОАО «Ростелеком». К установленной базовой ставке платы в размере 4000 рублей за 1 кан./км в месяц без НДС, являющейся необоснованно завышенной, применялись корректировочные коэффициенты. 

Так, завышенная базовая ставка платы для всех хозяйствующих субъектов г. Челябинска необоснованно умножалась ОАО «Ростелеком» на коэффициент «территориальной зоны», равный 2,0. К примеру, аналогичный коэффициент на территории Ханты-Мансийского автономного округа, где строительство и содержание телефонной канализации в силу климатических условий является более дорогостоящим по сравнению с территорией г. Челябинска, равнялся только 1,5. 

Также к базовой ставке платы применялись коэффициенты «тип размещаемого кабеля» и «особенности размещения кабеля», абсолютно не влияющие на затраты ОАО «Ростелеком» при оказании данных услуг.

ОАО «Ростелеком» занимает доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению линейно-кабельных сооружений связи для размещения средств связи сторонних организаций на возмездной основе на территории г. Челябинска.
 

Челябинское УФАС России считает, что ОАО «Ростелеком», занимающее доминирующее положение на товарном рынке, не может использовать сравнительные методы ценообразования и по сути ориентироваться на самого себя, так как обладая абсолютной рыночной властью, он сам устанавливает общие условия обращения товара, такие как цена, объемы продаж, спрос и т.д. По мнению антимонопольного органа, формирование размера платы за данные услуги ОАО «Ростелеком» должно основываться на факте сложившихся затрат организации и получении величины необходимой прибыли в рамках положений антимонопольного законодательства.

Кроме того, Челябинское УФАС России установило, что размер затрат на содержание телефонной канализации ОАО «Ростелеком» ежегодно изменяется, однако базовая ставка платы в методиках остается неизменной еще с утверждения Методики расчета платы за размещение кабелей связи в каналах телефонной канализации ОАО «Ростелеком» в 2006 году. Данный факт также свидетельствует о необоснованном завышении организацией стоимости предоставляемых услуг.

Таким образом, действия ОАО «Ростелеком», выразившиеся в определении стоимости размещения кабелей связи в линей-кабельных сооружениях связи на основании разработанных им Методик, привели к завышению размера платы за данные услуги на территории г. Челябинска, что является нарушением ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.
 

Согласно ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
 

При этом Челябинское УФАС России установило, что ОАО «Ростелеком» устанавливало различную стоимость услуг по размещению кабеля связи в кабельной канализации. Так, для одних организаций плата рассчитывалась в соответствии с утвержденными методиками, для других - на основании затратного метода формирования цены, что также противоречит требования антимонопольного законодательства.
 

Согласно п.6 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.
 

По результатам рассмотрения дела Челябинское УФАС России выдало ОАО «Ростелеком» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Позже суды трех инстанций признали правомерность решения и предписания антимонопольного органа в отношении ОАО «Ростелеком».