О развитии биржевой торговли

 

О развитии биржевой торговли

В настоящее время в Правительстве РФ находится на рассмотрении «третий антимонопольный пакет» поправок, разработанный Федеральной антимонопольной службой.

«Третий антимонопольный пакет», направленный на либерализацию антимонопольного законодательства, предусматривает поправки в Закон о защите конкуренции, КоАП РФ, Уголовный кодекс РФ, Закон о естественных монополиях и иные нормативные акты.

Законопроект уточняет понятие «координация экономической деятельности», которая будет разрешена лицам, не осуществляющим деятельность на том товарном рынке, на котором осуществляется координация.

ФАС России планирует сократить перечень безусловных запретов и распространять их только на горизонтальные соглашения (картели). Понятие «соглашение и согласованные действия, ограничивающие конкуренцию» не будет применяться в отношении хозсубъектов, входящих в одну группу лиц или контролируемых одним лицом. Кроме того, исключается уголовная ответственность за согласованные действия и «вертикальные соглашения», поскольку проект поправок предусматривает выведение согласованных действий из уголовно наказуемых в сферу административной ответственности. Также планируется заменить оборотные штрафы фиксированными для тех отраслей, которые работают с большим оборотом и минимальной рентабельностью.

Кроме того, ФАС России уделяет особое внимание развитию биржевой торговли, в том числе металлами, нефтепродуктами, сжиженными углеводородным газами, зерном. По мнению антимонопольного органа, биржевая торговля позволит повысить прозрачность рыночных отношений и сформировать в России объективную цену на товары, реализуемые посредством биржевой торговли. Кроме того, биржевая торговля является одним из механизмов развития конкуренции и, как следствие, установления справедливой цены. Таким образом, товарные биржи являются надежными индикаторами конкурентных цен.

В «третьем антимонопольном пакете» содержатся изменения относительно определения монопольно высокой цены.

Законопроект предусматривает обязанность ФАС России оценивать справедливую биржевую цену при определении монопольно высокой цены товара. ФАС России при определении монопольно высокой цены товара обязана будет использовать не только затратный метод, но и метод сопоставимых рынков.

При этом цена, сформированная на бирже при соблюдении установленных в законе правил биржевой торговли, не будет считаться монопольно высокой. Следовательно, цена, установленная хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, при его участии в биржевой торговли не может быть признана антимонопольным органом монопольно высокой.

ФАС России предлагает внести следующие изменения в ст. 6 Закона о защите конкуренции.

а) первый абзац части первой изложить в следующей редакции:

1. Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, а также цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, или цену, установленную на этом же товарном рынке ранее, если такая цена формировалась в условиях конкуренции (далее - сопоставимый товарный рынок), в том числе установленная:

б) дополнить частями 5 – 8 следующего содержания:

5. Цена товара не признается монопольно высокой в случае, если она установлена на товарной бирже при одновременном соблюдении следующих условий:

1) объем продаваемого на товарной бирже товара, производимого и (или) реализуемого хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, не менее величины, установленной федеральным антимонопольным органом и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование той сферы деятельности, к которой относятся производство соответствующего товара;

2) сделки заключаются хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, в ходе биржевых торгов, которые соответствует требованиям, определяемым федеральным антимонопольным органом и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование той сферы деятельности, к которой относятся производство соответствующего товара, в том числе к минимальному количеству участников торгов в течение торговой сессии;

3) хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и аккредитованный и (или) участвующий в торгах (в том числе путем подачи заявок брокеру (брокерам), представляет товарной бирже список аффилированных лиц в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом;

4) действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и (или) его аффилированных лиц, не относятся к манипулированию рынком;

5) реализация на товарной бирже товара хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, проводится регулярно с равномерным распределением объема по торговым сессиям в течение календарного месяца;

6) хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение осуществляет регистрацию внебиржевых сделок на поставку товара, обращающегося на соответствующем товарном рынке в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации;

7) минимальный размер биржевого лота не препятствует доступу на соответствующий товарный рынок;

8) реализация товара хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, осуществляется на товарной бирже, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о товарных биржах, в том числе требованиям к соблюдению конфиденциальности информации о лицах, подавших соответствующие заявки на участие в торгах, в том числе путем подачи заявок брокеру (брокерам).

6. Не признается монопольно высокой цена товара, установленная в соответствии с согласованным антимонопольным органом порядком формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже.

7. Не признается монопольно высокой цена товара в случае, если она не превышает цену, установленную на бирже с соблюдением предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи условий, и при этом, экономические (коммерческие) условия сделки сопоставимы по количеству (объему) поставляемых товаров, срокам исполнения обязательств, условиям платежей, обычно применяемых в сделках данного вида, а также иным разумным условиям, которые могут оказывать влияние на цену.

8. При определении монопольно высокой цены могут учитываться биржевые и внебиржевые индикаторы цен, установленные на мировых рынках аналогичного товара.

Кроме того, ст. 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено право антимонопольного органа в случае установления нарушения антимонопольного законодательства выдать хозяйствующему субъекту предписание о продаже определенного объема продукции на товарной бирже. Для исполнения хозяйствующими субъектами подобных предписаний и обеспечения равных условий для всех участников рынка необходимо развивать биржевую торговлю в России и прозрачность ее проведения.