О ценах на бензин в Челябинской области

О ценах на бензин в Челябинской области

В Челябинское УФАС России поступают обращения граждан о росте розничных цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на территории Челябинской области. Челябинское УФАС России сообщает, что рост розничной цены нефтепродуктов связан с увеличением оптовых (отпускных) цен заводов-изготовителей нефтепродуктов.

В адрес Челябинского УФАС России поступило обращение НП «Топливная ассоциация Челябинской области» о повышении ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» и ООО «Газпромнефть-Челябинск» оптовых (отпускных) цен на нефтепродукты и одновременном снижении (удержании) розничных цен, что привело к минимальной разнице между оптовой и розничной ценами.

По мнению НП «Топливная ассоциация Челябинской области», уменьшение разницы между этими ценами может привести к убыточности и вытеснению независимых участников рынка нефтепродуктов. 

Челябинское УФАС России проводит расследование на предмет выявления нарушения в действиях ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» и ООО «Газпромнефть-Челябинск» ст.11 Закона о защите конкуренции, запрещающей согласованные действия.

Вместе с тем, Челябинское УФАС России проводит детальный анализ сложившейся ситуации на рынке оптовой и розничной торговли моторным топливом Челябинской области в ноябре 2010 года – феврале 2011 года. 

При этом Челябинское УФАС России сообщает, что на территории Челябинской области отсутствуют хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положении на межрегиональном рынке оптовой торговли нефтепродуктами. Так, ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» с 2009 года не занимает доминирующего положения на рынке оптовой торговли нефтепродуктами, что было подтверждено в 2010 году экспертами в рамках обжалования в арбитражном суде ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» решения Челябинского УФАС России о признании компании нарушившей антимонопольное законодательство, и результатами анализа рынка Челябинского УФАС России.

Таким образом, ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» не занимает доминирующего положения на межрегиональном рынке оптовой торговли нефтепродуктами, и Челябинское УФАС России не имеет оснований для принятия мер антимонопольного реагирования в отношении данной компании.

В ходе предварительного анализа представленных документов и информации хозяйствующими субъектами Челябинским УФАС России установлено, что рост оптовых и розничных (отпускных) цен на моторное топливо хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по оптовой и розничной торговле моторным топливом на территории Челябинской области в указанный выше период связан с:

- ростом оптовых (закупочных) цен реализуемых нефтепродуктов;

- увеличением тарифов естественных монополий в области транспортировки нефтепродуктов (с 1 января 2011 года возросли тарифы ОАО «РЖД» по транспортировке нефтепродуктов железнодорожным транспортом и тарифы ОАО «Транснефтепродукт» по транспортировке нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам);

- увеличением тарифов на электроэнергию, водоснабжение, теплоснабжение и др.;

- увеличением уровня налоговой нагрузки с 1 января 2011 года (рост единого социального с 26% до 34%).

Также сообщаем, что ФАС России обратилась в Правительство РФ с предложениями, направленными на структурные изменения в нефтяной отрасли, а также на исключение избыточных посредников в торговле нефтепродуктами.

ФАС России предлагает:

Ужесточить антимонопольные правила при продаже нефтепродуктов на федеральном оптовом рынке (рынке продаж с НПЗ). Для обеспечения конкуренции между производителями нефтепродуктов увеличить количество нефтепродуктов, реализуемых на товарных биржах, и установить определенные правила к их торгам.

Для имеющих региональное значение складов нефтепродуктов (нефтебаз) требуется обеспечить недискриманационный доступ к ключевым объектам инфраструктуры нефтепродуктообеспечения регионов (в т.ч. для конкурирующих ВИНК), для чего:

- обязать крупные региональные нефтебазы предоставлять услуги по хранению автомобильного топлива;

- запретить крупным региональным нефтебазам совмещать деятельность по хранению автомобильным топливом.

Для обеспечения развития конкуренции в сфере розничной торговли, где наиболее перспективно участие малого и среднего бизнеса, предлагается установить запрет на совмещение одним лицом деятельности в сфере региональной оптовой реализации и розничной реализации нефтепродуктов, а также ограничить возможность хозяйствующим субъектам, доминирующих на локальных рынках, строить или приобретать новые АЗС на соответствующей территории.

Кроме того, ФАС России разработала формулу цены на нефтепродукты, основанную на принципе равноэффективности поставок на внешний и внутренний рынок, что может послужить индикатором рыночных оптовых цен на нефтепродукты, основанном на общепризнанных мировых котировках, сформировавшихся в условиях конкурентных внешних рынков нефтепродуктов. Формула цены может применяться до появления в России объективных рыночных ценовых индикаторов, основанных, в частности, на котировках ликвидных биржевых торгов. 

Данные предложения требуют законодательного обеспечения. Проекты ФЗ «Об обороте моторного топлива в РФ» и ФЗ «О рыночном ценообразовании на моторное топливо в РФ» уже подготовлены ФАС России.

Справка

По данным мониторинга Челябинского УФАС России после февральского увеличения цен на бензин и дизельное топливо, в результате обращения премьер-министра РФ В.В. Путина, выступившего с резкой критикой ценовой политики крупных нефтяных компаний, в марте 2011 года отмечается снижение цен на нефтепродукты у ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» и ООО «Газпромнефть-Челябинск».

 


Ноябрь 2010 февраль 2011 март 2011

1 нед. 2 нед. 3 нед. 4 нед. 1 нед. 2 нед. 3 нед. 4 нед. 1 нед. 2 нед. 3 нед.
АИ-92 22-50 22-50 22-50 22-50 23-95 23-95 22-95 22-75 22-75 22-75 22-75
АИ-95 23-95 24-80 24-80 24-80 25-95 25-95 24-95 24-95 24-95 24-95 24-95
ДТ 19-65 20-95 20-95 20-95 26-85 26-15 25-15 25-15 24-55 24-55 24-55

































































ООО "Газпромнефть – Челябинск"


















Ноябрь 2010 февраль 2011 март 2011

1 нед. 2 нед. 3 нед. 4 нед. 1 нед. 2 нед. 3 нед. 4 нед. 1 нед. 2 нед. 3 нед.
АИ-92 21-70 21-70 21-70 21-70 22-90 23-40 22-40 22-40 22-40 22-40 22-60
АИ-95 23-50 23-50 23-50 24-00 25-20 25-20 24-20 24-20 24-20 24-20 24-40
ДТ 19-50 21-00 21-00 21-00 26-50 24-20 22-30 22-30 22-30 22-30 22-50

В 2004 — 2009 годах Челябинским УФАС России было возбуждено и рассмотрено 3 дела по факту согласованных действий ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» и ИП Казыхановой Ф.М., направленных на поддержание цен на бензин и дизельное топливо. Законность и правомерность 2-х решений Челябинского УФАС России о признании хозяйствующих субъектов нарушившими антимонопольное законодательство были подтверждены судами всех инстанций, другое же решение не обжаловалось в суде, а выявленные антимонопольным органом нарушения Закона о защите конкуренции были добровольно устранены.

В 2010 году Челябинское УФАС России вновь вынесло решение о признании согласованных действий ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» и ИП Казыхановой Ф.М. по повышению цен на бензин в Челябинской области, которое в настоящее время оспаривается в апелляционном суде.