Итоги 2010 года

В Челябинском УФАС России, осуществляющем контроль за соблюдением антимонопольного, рекламного законодательства, законодательства о естественных монополиях и размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, законодательства в сфере электроэнергетики в части соблюдения запрета на совмещение конкурентных видов деятельности и естественно – монопольных, отчасти в сфере энергосбережения и закона о торговой деятельности на территории Челябинской области в части соблюдения торговыми сетями антимонопольных требований, работает 51 специалист. Подразделений муниципальных образованиях нет.

В 2010 году Челябинским УФАС России рассмотрено 2877 (2709 – в 2009 году) обращений и заявлений хозяйствующих субъектов, физических лиц и органов власти и управления. Количество обращений в целом стабилизировалось, однако изменилось по направлениям деятельности антимонопольных органов, в т.ч. и в связи с изменением действующего законодательства. Из них:

661(422) заявлений по признакам нарушения антимонопольного законодательства; 

70 (38) заявлений по признакам нарушения законодательства о рекламе;

1095(869) заявлений и обращений по законодательству о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд;

37 (41)ходатайств и уведомлений о совершении сделок по экономической концентрации в соответствии с требованиями ФЗ «О защите конкуренции»;

151(253) уведомлений о заключении соглашений в соответствии со ст.35 ФЗ «О защите конкуренции» и об участии в торгах в соответствии с Законом о приватизации;

276 (721) ходатайств о предоставлении государственной и муниципальной преференции;

205(58) обращений за консультацией по применению антимонопольного и рекламного законодательства; 

130 обращений граждан и хозсубъектов через раздел сайта «Обратная связь»;

5 обращений за разъяснениями по Закону о торговой деятельности;

247(307) заявлений граждан по различным вопросам, в т.ч. по вопросам роста цен на продукты питания и бензин, по вопросам защиты прав потребителей, по обоснованности роста цен на услуги естественных монополий, ЖКХ, транспорта, которые направлены по подведомственности.

С 2007 года продолжается тенденция увеличения количества обращений в антимонопольный орган, особенно по признакам монополистической деятельности хозсубъектов. Так, в 2010 году количество обращений на нарушения антимонопольного законодательства составило 661 (422 в 2009 году). Соответственно, выросло количество возбужденных дел, выданных предписаний, постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства, в частности за злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением и антиконкурентные соглашения и согласованные действия, за ограничение конкуренции органами власти и нарушение заказчиками (органами власти, управляющими компаниями, ТСЖ) антимонопольных требований к торгам. 

Почти в 2 раза выросло количество обращений на злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением -452(236 в 2009 году).

Значительный рост обращений – 56 (34 в 2009 году) отмечается по согласованным действиям хозяйствующих субъектов на финансовых рынках, при проведении торгов на закупку товаров, работ услуг для государственных и муниципальных нужд, а также при реализации нефтепродуктов и сжиженного газа. Это направление деятельности антимонопольных органов является приоритетным и на 2011 год.

Увеличилось количество обращений хозяйствующих субъектов на недобросовестную конкуренцию со стороны конкурентов и соответственно увеличилось количество возбужденных дел и признаний фактов нарушений: заявлений - 40 ( 28 в 2009 году), возбужденных дел 19 (10 в 2009 году ), признанных фактов -10( 8 в 2009 году ). Увеличению количества обращений способствовало образование специальной рубрики на сайте Челябинского УФАС России, в этом году мы также предполагаем рост количества обращений в этой сфере.

Незначительно увеличилось количество обращений со стороны предпринимательского сообщества на действия органов власти и управления, ограничивающие конкуренцию. При этом, предпринимательское сообщество всегда отмечает, что имеет место значительное количество административных барьеров, но редко обращается в антимонопольные органы, что затрудняет выявление и пресечение такого рода нарушений. Несмотря на это, количество рассмотренных дел и выданных предписаний в этих направлениях увеличилось в связи с тем, что Челябинским УФАС России были увеличено количество контрольных мероприятий по собственной инициативе. Так в 2010 году на нарушения со стороны органов власти, не считая закупки для государственных и муниципальных нужд поступило 92 обращения ( 82 в 2009 году ), по которым возбуждено 65 дел (26 в 2009 году ), т.е. 70% обращений на органы власти заканчивается возбуждением дела и вынесением предписаний. Выросло и количество возбужденных дел и по собственной инициативе: 37 дел ( 25 в 2009 году ). В 2011 году это направление также является приоритетным и требует усиления работы с предпринимательским сообществом, например, через общественно-консультативный Совет при Челябинском УФАС России.

Почти в 2 раза увеличилось количество заявлений на нарушения рекламного законодательства. В 2010 году рассмотрено 70 заявлений (38 в 2009 году), возбуждено 72 дела (75 в 2009 году), в том числе 15(50 в 2009 году) по собственной инициативе, признано 57 (66 в 2009 году) фактов нарушения рекламного законодательства, выдано 50 предписаний (61), практически все - 49- исполнены. Таким образом, граждане активнее стали обращать внимание на ненадлежащую рекламу и информировать антимонопольный орган с использованием электронной почты. 

Ежегодно отмечаем (прошедший год не исключение), что правовая грамотность субъектов предпринимательской деятельности, должностных лиц органов власти оставляет желать лучшего, поскольку обращаясь в антимонопольный орган, они не знают функций и полномочий органа, порядка обращения, сбора и приобщения доказательств о нарушениях антимонопольного законодательства, в связи с чем, получают отказ в возбуждении дела. Например, до сих пор обращаются с заявлениями на навязывание невыгодных условий договора, когда уже заключен договор и факт навязывания документально не подтверждается, а впоследствии выясняется, что и невозможно подтвердить. До сих пор имеют место обращения как от хозсубъектов, так и от органов власти и граждан с просьбой проверить экономическую обоснованность цены на услуги естественных монополий, ЖКХ, продукты питания, тарифы на общественный транспорт, думая, что эти вопросы в компетенции антимонопольных органов. Разъясняем, что данные вопросы вне компетенции антимонопольных органов и подлежат госрегулированию и контролю со стороны специально уполномоченных органов государственной власти: ФСТ России или ЕТО Челябинской области или органов местного самоуправления. Многие заявители до сих пор думают, что цены на продукты питания первой необходимости подлежат государственному регулированию в виде ограничения торговой надбавки в магазинах.

Так в 2010 году по 440 из 661, т.е. 67% обращений, как и в прошлом году (290 из 422- 68% ) отказано в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения либо доказательств его нарушения. Особенно много отказов (80% обращений) по обращениям на злоупотребления доминирующим положением. Челябинское УФАС России активно сотрудничает со СМИ, предпринимательским сообществом, органами власти, учебными заведениями в целях усиления адвокатирования конкуренции, сделан соответствующий раздел на сайте о порядке направления заявлений в антимонопольный орган, введены спецкурсы в ЮУрГУ, УРАГС и Академии правосудия по антимонопольному регулированию, но этого видимо недостаточно.

Стабилизировалось и даже снизилось количество жалоб в антимонопольный орган на нарушения законодательства о размещении заказов, однако в 2010 году увеличилось количество обоснованных жалоб. Причиной тому явились изменения, которые произошли в законодательстве, а также повышение информированности участников размещения заказа судебной практике и практике ЦА ФАС России Так в 2010 году поступило жалоб участников размещения заказа 473 ( 515 в 2009 году), 373 (444 в 2009 году) жалобы рассмотрены, их них из них 213 (205) жалоб признано обоснованными,т.е.57 % от числа рассмотренных и 160 (239) необоснованных, т.е.43% (54 % в 2009 году, 44% в 2008 году). При этом, если в прошлом году больше половины жалоб было на федеральных заказчиков, то в этом году большая часть на муниципальных (это может быть связано со сменой должностных лиц органов местного самоуправления); В 2010 году на федеральные нужды в два раза уменьшилось количество жалоб по сравнению с 2009 годом и на 20 % увеличилось количество жалоб на областном уровне.

Так из 373 (444 в 2009 году) жалоб, рассмотренных в 2010 году Челябинским УФАС России, почти половина – 182 (159) жалобы на размещение муниципального заказа, выдано 112 (77) предписаний;105 (213) жалоб на размещение федерального заказа, выдано 57 (108) предписаний;86 (72) жалоб на размещение областного заказа (на действия Главного управления материальных ресурсов, областных заказчиков и членов конкурсных или аукционных комиссий), выдано 43 (30) предписаний.

Увеличилось количество обращений на нарушения при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд как от граждан и предпринимателей, так и от контролирующих органов, заказчиков, уполномоченных органов, т.е. не от участников размещения заказа.

Увеличилось количество обращений о согласовании поставки у единственного поставщика 201 (75 в 2009 году), Связано это с тем, что федеральные заказчики проводят электронные аукционы, которые как правило, признаны несостоявшимися. Это подтверждает то, что предприниматели не готовы к электронным аукционам, вследствие чего аукционы признаются несостоявшимися и заключаются контракты с единственным поставщиком, что не обеспечивает необходимый и возможный уровень конкуренции.

В связи с переходом на электронные аукционы сокращения количества жалоб не ожидаем, но предполагаем изменение характера нарушений. Так, например, до перехода на электронные аукционы характерными были следующие нарушения: неправильное проведение аукционов ( не объявление сниженной цены три раза, неправильное снижение шага аукциона, быстрое завершение аукциона и т.д.), отклонение заявок по причине того, что заявка не прошита, где-то участник в заявке не дописал слово, не заверил каждый листочек своей заявки и т.п.. Теперь аукцион проводится автоматически на площадке в режиме он лайн, действует так называемая бинарная система, которая предполагает, что участник, направив свою заявку, выразил согласие выполнить все требования заказчика и соответственно ничего не должен детально прописывать, за исключением случаев, если он предлагает товар- эквивалент той торговой марки, что запросил заказчик. Теперь участникам не надо заботиться о том, как оформлена заявка, нужно лишь просмотреть ее содержание. Теперь возможно увеличение числа жалоб и обращений связанных с уклонением от заключения контракта либо заказчика, либо победителя аукциона, который к примеру во время забыл подписать контракт, обращений связанных с тем, что заказчик к примеру не выполнил все необходимые действия и в результате на сайте появилась недостоверная информация о победителях торгов, на операторов площадки, когда до аукционной комиссии доходит, например, поврежденный файл –заявка, которая не открывается. Жалобы на действия операторов площадки рассматривает лишь ЦА ФАС России. В то же время такие нарушения как отсутствие на сайте проектно-сметной документации, графика выполнения работ, сведений об условиях оплаты работ, установление требований под ограниченный круг поставщиков характерны как для обычных аукционов, так и для электронных аукционов. Подобные нарушения со стороны заказчиков и аукционной комиссии по прежнему будут рассматривать ТУ ФАС России, в части конкурсов и запросов котировок жалобы могут быть рассмотрены и контролирующими органами Челябинской области и муниципальных образований.

При осуществлении контроля за размещением заказов в 2010 году Челябинским УФАС России рассмотрено 215 (158 в 2009 году) дел об административных правонарушениях, что на 36% превышает количество дел, возбужденных в прошлом году.

В феврале 2010 года вступил в силу ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в соответствии с которым на антимонопольные органы возложен контроль за соблюдением антимонопольных требований при осуществлении торговли посредством организации торговой сети, а также к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

В рамках контроля указанного закона Челябинским УФАС России проведены 8 проверок торговых сетей на предмет приведения договоров в соответствие с требованиями нового закона. Рассмотрено 5 дел о нарушении Закона о торговле, признано 3 нарушения, выдано два предписания, в том числе одно органу местного самоуправления. Два нарушения выразились во включении в договоры вознаграждений за продажу социально значимого товара, в отношении которого взимание подобного вознаграждения запрещено. Третье нарушение выразилось в подготовке и направлении уведомлений хозяйствующим субъектам, согласно которым, начиная с 2010 года не выдаются и не продлеваются разрешения на установку нестационарных торговых объектов, а также не заключаются и не продлеваются договоры аренды земельных участков для размещения указанных объектов, что не соответствует закону. 

Однако учитывая особую значимость указанного направления контрольной деятельности в связи с ростом цен на продукты питания и необходимостью развития конкуренции на рынке розничной реализации продуктов питания, антимонопольный орган продолжает мониторинг цен на социально значимые продукты питания, проверку ценообразования на молоко, хлеб у наших «монополистов», проверки органов местного самоуправления по соблюдению требований Закона о торговой деятельности., в том числе по развитию конкуренции на рыке розничной торговли и ограничения рыночной власти торговых сетей, имеющих долю на рынке в границах муниципального образования в размере более 25%. 

Всего выявлено, в т.ч. в результате рассмотрения заявлений, проведения проверок возбуждено производство по 741(696 делам в 2009 году, ), в результате рассмотрения которых выдано 642 (454 в 2009 году) предписаний. Выдано почти в два раза больше предписаний по прекращению злоупотреблений доминирующим положением 66 (35 в 2009 году), наполовину больше предписаний по прекращению соглашений и согласованных действий 86 (50 в 2009 году), почти в два раза больше органам власти по нарушениям антимонопольного законодательства (ст.15,16 Закона о защите конкуренции) – 56(29 в 2009 году). 

Растет количество обжалованных решений и предписаний Челябинского УФАС России о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. Из 236 (155 в 2009 году) решений и предписаний, принятых антимонопольным органом о признании нарушений антимонопольного законодательства, обжаловано 63-27% (47 дел в 2009 году -28%), отменено 7 (8 в 2009 году), оставлено в силе 25 (17), в стадии обжалования – 31(22 в 2009 году). Из обжалованных в 2008 -2010 годах количество отмененных решений и предписаний составляет около 10%, а от вынесенных составляет стабильно около - 3%.

Иная картина по контролю за размещением заказа. Из 312 вынесенных решений и предписаний в 2010 году (224 в 2009 году) по прекращению нарушений законодательства о размещении заказа, обжаловано 28 ( 23 в 2009 году), т.е. менее 10%, отменено 8 ( 2 в 2009 году) также менее 10% от обжалованных и менее 3% от вынесенных. 

По нарушениям рекламного законодательства принято 57 (66) решений о признании нарушения, 8 (2 в 2009 году) обжаловано, отменено – 1(0).

За нарушение рекламного, антимонопольного законодательства и законодательства о размещении заказов возбуждено и рассмотрено на треть больше административных дел 481 (368 дел в 2009 году), по итогам рассмотрения которых, выдано более чем наполовину постановлений о наложении штрафа 336(213 в 2009 году) на сумму 75 695 000 руб(151463000 руб. в 2009 году), взыскано штрафов 12221 000 руб., в том числе 1889000 руб. незаконно полученный доход на рынке финансовых услуг (8895000 руб. в 2009 году), т.е. рост 137 % к прошлому году, объявлено 145 (155) устных замечаний.

В целом около 30 % постановлений о наложении штрафа обжалуется и 30% от обжалованных отменяется, в основном по малозначительности.

Следует отметить

В 2010 году по сравнению с предыдущим годом наблюдается рост количества обращений по статьям 10, 11, 14, 15, Закона «О защите конкуренции», а также рост возбужденных дел и вынесенных предписаний по указанным статьям. 

Рассмотрено 5 дел, связанных с навязыванием невыгодного определения числа часов использования мощности (ЧИИМ) при расчете за электроэнергию, что влекло к существенному повышению стоимости за электрическую энергию по договору. Основная причина такой ситуации связана с тем, что формула определения ЧЧИМ в расчетном периоде для конкретного потребителя электрической энергии нормативными документами прямо не предусмотрена, поэтому она должна определяться в договоре энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии). Гарантирующий поставщик настаивает на том, что ЧЧИМ определяется отношением величины годового электропотребления, согласованного с потребителем, и максимальной величины мощности, согласованной с потребителем. К примеру РЭК Свердловской области, издало информационное письмо от 21.112007 № 11-18/3715, которое действует на территории Свердловской области и на данный момент, в котором указала, что годовое ЧИИМ потребителя определяется как частное от деления годового объема потребления электрической энергии на полученное среднее по году значение заявленной мощности.

ФСТ России в своем письме от 19.03.2010 № НБ-2294/12 указало, что ЧЧИМ рассчитывается как отношение фактического годового значения потребленной электроэнергии к фактическому среднегодовому значению ее часового потребления.

В настоящее время ФСТ России готовятся изменения в Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утв. Приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, которыми планируется урегулировать порядок определения ЧИИМ для потребителя на уровне нормативного правого акта. 

2 дела о нарушении установленного порядка ценообразования в сфере электроэнергетики в отношении ОАО «Челябэнергосбыт» по факту установления необоснованного и невыгодного для потребителя уровня напряжения. 

Поступили заявления, связанные с проблемой перехода с расчетов по одному уровню напряжения на другой уровень: в тех случаях, когда в договоре закреплено, что расчеты производятся по менее выгодному для потребителя уровню напряжения, а в соответствии с пунктом 45 Методических указаний такой потребитель имеет право рассчитываться по более выгодному уровню напряжения, гарантирующий поставщик признает такое право, но отказывается переходить на новые расчеты, ссылаясь на то, что уровень напряжения закреплен в условиях договора. 

ОАО «Челябэнергосбыт» настаивает на том, что уровень напряжения — это договорная величина, поэтому потребители могут претендовать на применение тарифа более высокого уровня напряжения, при условии внесения соответствующих изменений в договоры и не раннее начала следующего календарного года

Однако уровень напряжения является технической характеристикой и относится к тарифной составляющей по котловому тарифу, что исключает возможность установления уровня напряжения в договорном порядке (определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 мая 2010 года № ВАС-3010/10). 

Выявлены в 2010 году факты злоупотребления управляющими компаниями своим доминирующим положением на рынке передачи электрической энергии в границах обслуживаемых электрических сетей путем незаконного взимания с владельцев помещений в многоквартирном доме платы за оформление и выдачу актов разграничения, технических условий.

Выявлялись факты, оказания услуг по передаче электроэнергии в отсутствие утвержденной ГК ЕТО платы, незаконного взимания денежных средств за выдачу технических условий на подключение к сетям водоснабжения, требования внесения платы за подключение к теплосетям, тогда как данный объект не включен в инвестиционную программу.

Рассмотрено 9 дел в отношении ООО «Челябинскрегионгаз» по фактам включения в договор на поставку газа еще на 2008-2009 годы пунктов, устанавливающих ответственность в виде неустойки и штрафных коэффициентов за невыборку и перерасход газа. В 2010 году ООО «Челябинскрегионгаз» исключило из всех договоров штрафы за перебор газа.

Рассмотрено 9 дел о необоснованном отказе от заключения договора. Это дела о нарушении сроков направления заявителю технических условий и проектов договора на подключение к электическим сетям; нерассмотрении протоколов разногласий к договорам в установленный срок; необоснованном требовании представления дополнительных документов при заключении договоров; о понуждении заключения трехстороннего договора, тогда как данный договор должен быть двусторонним; документально и экономически не подтвержденной невозможности оказания услуг (поставки товаров). Интересным представляется дело в отношении ОАО ЧЧЗ «Молния», выразившемся в отказе заключить договор поставки запасных частей для ремонта авиационных часов АЧС-1 и АЧС-1М с ФГУП «356 АРЗ».

Ряд дел рассмотрено по факту установления экономически необоснованных цен на товары и услуги. Увеличение количества таких нарушений обусловлено прежде всего тем, что многие хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на том или ином товарном рынке, в рамках основных видов деятельности предоставляют иные услуги, например, основным видом деятельности является водоснабжение и водоотведение, поставка электрической энергии, соответственно сопутствующими — опломбировка узлов учета данных ресурсов, цены на которые государственному регулированию не подлежат. Необоснованность устанавливаемых цен была выявлена и на рынках, тесно связанных с естественно монопольной деятельностью отдельных организаций: автопарковка вблизи аэропорта (ОАО «Челябинское авиапредприятие»); хранение товаров (грузов) на складе временного хранения в зоне таможенного контроля (ООО «Грузовой комплекс»); размещение кабелей связи в каналах телефонной канализации (ОАО «Уралсвязьинформ»).

Особенно актуальными в прошлом году были мероприятия, связанные с контролем продовольственного рынка в связи с последствиями засухи в виде роста цен на продукты питания, особенно первой необходимости.

В Челябинской области создана рабочая группа из контрольных органов, которая осуществляет мониторинг за ценами на продукты первой необходимости. Челябинским УФАС России совместно с органами УВД по Челябинской области, Прокуратурой Челябинской области проведено 13 проверок на рынке продовольствия. В результате контрольных мероприятий производителя гречки (Увельская крупяная компания), торговых сетей, рассмотрения обращений фермеров и граждан были выявлены ряд нарушений не только закона о торговой деятельности, но и антимонопольного законодательства.

Проведен анализ обоснованности роста цен на хлеб ряда хлебозаводов, нарушений антимонопольного законодательства не выявлено. Сегодня на рассмотрении находятся материалы по обоснованности роста цен на молоко нашими крупнейшими молокопереработчиками.

Впервые признан факт заключения хозяйствующими субъектами ограничивающего конкуренцию соглашения, которое привело к поддержанию цены на аукционе. При этом в доказательственную базу по данному делу вошли материалы доследственной проверки ГУВД Челябинской области, признательные пояснения одного из участников аукциона, которому было предложено участвовать в сговоре, а также аудиозапись, фиксирующая факт сговора. Нарушители привлечены к административной ответственности в виде оборотного штрафа, которые уплачены.

Традиционно Челябинским УФАС России выявляются нарушения статьи 11 Закона «О защите конкуренции» со стороны организаций, оказывающих финансовые услуги (банковские, страховые). Рассмотрено 2 дела о заключении ОАО КБ «Росбанк» и рядом страховых компаний ограничивающих конкуренцию соглашений было возбуждено по инициативе Челябинского УФАС России. По делу о выдаче ипотечных кредитов ОАО КБ «Росбанк» выплатило в бюджет незаконно полученных доход почти 500 тыс.руб.

Выявление в 2010 году 2 факта согласованных действий хозяйствующих субъектов, реализующих СУГ на территории Челябинской области (г. Челябинск и г. Озерск), явилось следствием начатой Челябинским УФАС России в 2009 году работы по установлению круга хозяйствующих субъектов - участников рынка и контролю за соблюдением ими требований антимонопольного законодательства.

Рассмотрено дело в отношении «ОзерскСпецТранс» и ИП Тебряева А.В., которые одновременно с 01.01.2009 установили и предъявляли к оплате стоимость платы за вывоз ТБО в размере 1,32 рублей за 1 м2 общей площади жилья в месяц, которая превышала установленную органом местного самоуправления.

Признано в действиях ООО «Элеваторзернопродукт», ОАО «Элеватор Буранный», выразившихся в установлении и поддержании единой стоимости услуг элеваторов по приемке, сушке, подработке, хранению, отгрузке автотранспортом и ЖД на зерно урожая 2009 -2010 гг., нарушение статьи 11 Закона «О защите конкуренции».

Рассмотрено дело в отношении ООО «Элеваторзернопродукт», ОАО «Варненский комбинат хлебопродуктов», ЗАО комбинат хлебопродуктов «Злак», ЗАО «Магнитогорский комбинат хлебопродуктов — СИТНО» по факту установления в 2009 году различной цены закупа зерна для сельхозтоваропроизводителей, находящихся на едином сельскохозяйственном налоге и на общей системе налогообложения.

В рамках контроля за соблюдением органами власти антимонопольного законодательства следует отметить, увеличение количества дел и обращений предпринимателей по вопросам предоставления земельных участков для организации автопарковок, автодромов, торговых киосков, недвижимого имущества, в том числе помещений и сетей. Помимо этого в 2010 году увеличилось количество дел и обращений предпринимателей по вопросам организации ритуальных услуг. Наиболее типичными нарушениями антимонопольного законодательства в этой сфере являются факты предоставления хозяйствующим субъектам в их ведение территории кладбищ, в результате чего они получают возможность разрешать или не разрешать своим конкурентам осуществлять деятельность на территории кладбища.

Такие факты выявлены на территории Челябинского, Миасского, Магнитогорского городских округах. Челябинской городской Думе, которая своим решением позволила передать в ведение хозяйствующему субъекту (МУП Мемориал) кладбища города, было выдано предписание. Однако Арбитражный суд в этой части не поддержал позицию Челябинского УФАС. В настоящее время Высший арбитражный суд принял к своему производству указанное дело.

Актуальными остаются вопросы нарушения порядка проведения конкурса по выбору управляющих компаний, а также по выбору аудиторских компаний для муниципальных и государственных предприятий в рамках Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

В 2010 году по прежнему актуальными остаются вопросы бездействия органов местного самоуправления по созданию условий для развития конкуренции на рынке оказания услуг управления многоквартирными домами. Выявляются факты не проведения торгов органами местного самоуправления, а также принятия ими актов о передаче в управление дома при наличии созданного ТСЖ.

В Челябинской области, как и в ряде других регионов России наметилась тенденция ухода от соблюдения процедур 94-Закона путем создания и выделения субсидий автономным учреждениям. Это сферы содержания дорог, кладбищ, газонов, и иного муниципального имущества, а также организации питания в детских дошкольных учреждениях. При выявлении таких фактов управлением возбуждаются дела по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции. Результатам их рассмотрения является выдача предписаний, запрещающих органам местного самоуправления выдавать муниципальные задания и заключать соглашения о предоставлении субсидий на оказание услуг, которые относятся к муниципальным нуждам.

Помимо этого, во 2 полугодии 2010 года в Челябинской области существенно возросло количество совместных торгов. Указанные торги организуются, как правило, Главным управлением материальных ресурсов по Челябинской области. Заказчиками выступают муниципальные образования Челябинской области, учреждения здравоохранения (в ряде случаев более 20 или 130 федеральных, областных, муниципальных заказчиков).

Указанные торги проводятся на ремонт автодорог, на поставку лекарственных средств за счет средств обязательного медицинского страхования, на поставку коммунальной техники.

В свою очередь, проведение указанных совместных торгов приводит к увеличению стоимости лота, а, соответственно, размера обеспечения заявок и размера обеспечения исполнения контракта. Нередко торги признаются несостоявшимися, поскольку в них принимает участие 1 участник. В связи с этим в Челябинское УФАС поступает значительное количество устных и письменных обращений. По итогам их рассмотрения при выявлении фактов нарушения законодательства о размещении заказов выдаются предписания об аннулировании торгов.

В связи с выделением бюджетных средств в рамках программы реформирования жилья поступали обращения на неправомерные действия товариществ собственников жилья, управляющих компаний при проведении конкурсных отборов на выбор подрядных организаций, осуществляющих ремонт многоквартирных домов.

Отсутствие законодательного регулирования деятельности, связанной с обеспечением транспортного обслуживания населения на федеральном уровне, явилось причиной увеличения обращений хозяйствующих субъектов на неправомерные действия органов местного самоуправления при проведении конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок.

5.Челябинским УФАС России активно применялись к нарушителям оборотные штрафы. При этом к ответственности одновременно привлекались организации и виновные должностные лица.

Взысканы достаточно крупные штрафы: ЗАО «Троицкие энергетические системы» - 2 029 820 руб.; ОАО «Китфинанс» - 1389806 руб.; МУП «УМО» - 300000 руб.; ОАО «МРСК Урала» - по нескольким постановлениям в итоге 2854304 руб.; ОАО «Челябэнергосбыт» 500000 руб; ОАО «АВТОКОНТ» - 201840 руб.; ООО «Челябинскрегионгаз» - 286821 руб; ООО «Энергоснабжающая сетевая компания» - 200000 руб.; ОАО КБ «Росбанк» - 499299 руб.

ЗАДАЧИ

В 2011 году перед антимонопольными органами стоит ряд задач по усилению контроля за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства, законодательства о размещении заказов и о торговой деятельности. Особенно следует отметить необходимость сокращения мелких типовых дел и направление внимания на рассмотрение крупных прецендентных дел по пресечению монополистической деятельности, особенно в виде антиконкурентных соглашений и согласованных действий.

Кроме того, в 2010 году приняты ряд изменений и дополнений в нормативные правовые акты, приняты новые, контроль за соблюдением которых осуществляет антимонопольный орган. Например, принят Закон об энергосбережении, Закон о государственных и муниципальных услугах, поправки в КоАП РФ, которые ввели административную ответственность за нарушения закона о торговой деятельности.

Например, с 1 февраля 2010 года принят Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», где есть глава, устанавливающая антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и поставщиков, а также ограничения в части права приобретения, аренды хозсубъектами, осуществляющими розничную торговлю посредством торговой сети и требования к органам власти в области регулирования торговой деятельности. Контроль за исполнением Закона в этой части возложен на антимонопольный орган.

Вступили в действие изменения в КоАП РФ, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение Закона о торговле. Так, создание дискриминационных условий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 40 тыс. руб.; на юридических лиц - от 2 до 5 млн. руб. За навязывание контрагенту условий, запрещенных Законом о торговле предусмотрен штраф на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц - от 2,5 до 5 млн. руб.

С 1 января 2011 года вступили в силу поправки в Закон о размещении заказов, обязывающие проводить электронные аукционы при закупке товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд, а затем и других уровней закупок, в связи с чем, предстоит научиться не только проводить электронные аукционы, но и контролировать их. Рассмотрением жалоб на действия электронных площадок занимается ЦА ФАС России.

Вступил в силу Закон об энергосбережении, которым на антимонопольные органы возложен контроль за соблюдением заказчиками при размещении государственного и муниципального заказа требований указанного закона в части включения требований об энергоэффективности закупаемой продукции, и привлечения к административной ответственности за нарушение этих требований. А также возложен контроль требований указанного закона об уведомлении энергоснабжающими организациями потребителей о необходимости установки и замены приборов учета энергоресурсов.

Вступил в силу Федеральный Закон «О государственных и муниципальных услугах», согласно которому запрещается оказание государственных и муниципальных услуг, не предусмотренных действующим законодательством, взимание платы, если такая плата не предусмотрена законодательством, требование предоставления дополнительных документов и т.д., а указанные действия будут рассматриваться антимонопольными органами как нарушение антимонопольного законодательства, виновные лица будут привлекаться к административной ответственности по ст.14.9 КоАП РФ.

Указанная статья предусматривает санкцию в виде дисквалификации должностного лица в случае повторного нарушения антимонопольного законодательства и предстоит отработать этот механизм.

В Челябинской области не было фактов возбуждения уголовных дел по ст.178 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность должностных лиц за нарушения антимонопольного законодательства, в частности за антиконкурентные соглашения, согласованные действия и неоднократное злоупотребление доминирующим положением. В связи чем, Челябинскому УФАС России предстоит с правоохранительными органами выработать механизм взаимодействия в целях выявления уголовно наказуемых деяний и привлечения должностных лиц к уголовной ответственности.

В 2011 году ожидается принятие так называемого «третьего антимонопольного пакета», предстоит его изучение и отработка правоприменения.

Антимонопольные органы осуществляют взаимодействие с различным органами власти по вопросам развития конкуренции. В Челябинской области принята Программы по развитию конкуренции, необходимо совместно с другими органами власти. Являющимися исполнителями программы проводить в жизнь заложенные в ней мероприятия.

С 1 января 2010 года вступил в силу ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», вступило в силу, принятое 24 ноября 2009 года постановление Правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти», утверждено соответствующее Положение об информационной политике ФАС России и ее территориальных органов, которые закрепляют обязанность информированию общественности, в связи с чем, предстоит усилить работу не только по адвокатированию конкуренции в целом, но и по наполнению сайта Челябинского УФАС России различными материалами о деятельности антимонопольного органа: годовой отчет о деятельности, аналитические отчеты по анализу рынков, решения антимонопольного органа и судов по обжалуемым решениям и постановлениям.