Челябинское УФАС России подтвердило в суде законность постановления о наложении штрафа на ООО «Челябинскрегионгаз»

 

Челябинское УФАС России подтвердило в суде законность постановления о наложении штрафа на ООО «Челябинскрегионгаз»

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд подтвердил правомерность постановления Челябинского УФАС России о наложении на ООО «Челябинскрегионгаз» штрафа в размере трех тысячных от суммы выручки компании от реализации услуг по поставке природного газа юридическим лицам на территории г. Бакала Саткинского района Челябинской области - 271 821 руб.

Напомним, 30 декабря 2009 г. антимонопольный орган принял решение о признании действий ООО «Челябинскрегионагаз», выразившихся в нерассмотрении в течение длительного периода заявки ООО «Водоканал» (г. Сатка) о заключении договора на поставку газа, нарушающими Закон о защите конкуренции.

ООО «Челябинскрегионгаз» включено в «Реестр хозяйствующих субъектов Челябинской области, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35%» по позиции услуги по поставке природного газа на территории Челябинской области с долей более 50%.
 

В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «Водоканал» 9 декабря 2008 г. предоставило ООО «Челябинскрегионгаз» документы для заключения договора поставки природного газа на котельную очистных сооружений на период с октября 2008 г. по 2009 г.
 

Однако поставщик газа не направил ООО «Водоканал» подписанный со своей стороны договор на поставку и транспортировку газа, как не направил и отказ в заключении такого договора. Неоднократные обращения ООО «Водоканал» к поставщику газа за получением подписанного договора впоследствии также не привели к положительному результату. В связи с неполучением договора ООО «Водоканал» сообщило компании о задержке оплаты за потребление газа. 
 

Согласно Правилам поставки газа в РФ согласие на заключение договора поставки газа или договора транспортировки газа (подписанный проект договора) должно быть направлено стороной, получившей предложение о заключении договора (оферту), не позднее 30 дней с момента его получения, если иной срок не определен в оферте.
 

Необходимо также отметить, что ООО «Челябинскрегионгаз» при отсутствии заключенного договора выставляло ООО «Водоканал» штрафные санкции за недоборы и переборы газа. При этом ООО «Водоканал», ссылаясь на необоснованность действий поставщика при отсутствии договора, все же просило направить указанный договор.
 

В апреле 2009 г. ООО «Челябинскрегионгаз» в связи с непогашением задолженности прекратило подачу газа ООО «Водоканал». 
 

Однако на заседании Комиссии по чрезвычайным ситуациям Администрации Саткинского муниципального района сложившаяся ситуация была признана чрезвычайной, поскольку отсутствие поставки газа могло привести к прекращению биологической очистки хозяйственно-бытовых стоков, что вызвало бы нарушение условий жизнедеятельности жителей города, возниконовение социальной напряженности, загрязнение рек Бакальчик, Малая Сатка, а также Саткинского городского пруда. В связи с указанными обстоятельствами Комиссия приняла решение произвести подачу газа котельной.
 

В итоге правоотношения сторон были урегулированы заключением договора только в мае 2009 г.
 

По результатам рассмотрения дела Челябинское УФАС России квалифицировало необоснованное уклонение ООО «Челябинскрегионгаз» от заключения договора на поставку газа для котельной очистных сооружений г. Бакала как злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг по поставке и оштрафовало компанию на 362 428 руб. (четыре тысячных размера суммы выручки ООО «Челябинскрегионгаз» за 2008 год от реализации услуг по поставке природного газа юридическим лицам на территории г. Бакала Саткинского района Челябинской области).
 

Согласно п.5 ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
 

Позже Арбитражный суд Челябинской области подтвердил правомерность постановления антимонопольного органа о наложении на ООО «Челябинскрегионгаз» штрафа, снизив его до трех тысячных размера суммы выручки компании, что составило 271 821 руб. Восемнадцатый арбитражный суд также поддержал позицию антимонопольного органа в отношении ООО «Челябинскрегионгаз».
 

Согласно ст. 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, за исключением случаев, предусмотренных ст. 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работ, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.