Челябинское УФАС России о ситуации на товарных рынках продовольствия в условиях засухи

 

Челябинское УФАС России о ситуации на товарных рынках продовольствия в условиях засухи

17 августа руководитель Челябинского УФАС России А.А. Козлова, заместитель руководителя Е.Г. Семенова и начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков И.В. Суханов провели для журналистов брифинг, посвященный ситуации на товарных рынках продовольствия в условиях засухи.

В настоящее время Правительство РФ предпринимает ряд оперативных мер по преодолению и предупреждению последствий засухи, поддержке сельхозпроизводителей и сдерживанию роста цен на продукты первой необходимости (хлеб, мука, крупы, молоко и т.д.) и, конечно же, рассчитывает на то, что все участники рынка в этих сложных условиях будут вести адекватную ценовую политику и не будут спекулировать на засухе и ажиотажном спросе населения, не «взвинтят» цены, по крайней мере, на те запасы, которые лежат на складах, не будут изымать с полок товар, чтобы еще больше «подогреть» спрос потребителей. 

Какие же меры принимаются Правительством РФ?

1.Принято решение о выделении федеральных средств регионам, пострадавшим от засухи в виде субсидий. В нашей области сформирован Реестр пострадавших от засухи сельхозтоваропроизводителей, которым будут выделены соответствующие средства. Антимонопольный орган должен осуществить контроль за тем, чтобы указанные средства были распределены прозрачно, без предоставления каких-либо необоснованных льгот и преимуществ, т.е. без нарушений антимонопольного законодательства. 

2.Принято оперативное решение о запрете экспорта зерна, что должно переориентировать экспортеров на внутренний рынок и привести к его стабилизации. 

3.Принято решение о продаже зерна из интервенционного фонда без биржевых торгов, что приведет к стабилизации и снижению цены на зерно на рынке. Челябинская область уже определилась с количеством необходимого зерна и направила соответствующую заявку.

4.Поддержано предложение руководителя ФАС России И.Ю. Артемьева о создании зерновой биржи, где уже с помощью конкурентных механизмов хозяйствующие субъекты смогут продать и купить зерно.  

5.Дано поручение различным контролирующим органам, в том числе ФАС России, МВД России и Генеральной прокуратуре РФ усилить контроль за соблюдением действующего законодательства на продовольственных рынках.  

6.ФАС России и ее территориальные органы поставили перед собой задачу оперативно реагировать на обращения хозяйствующих субъектов и потребителей по вопросам роста цен на продукты питания первой необходимости, проводить контрольные мероприятия и при выявлении нарушений антимонопольного законодательства в виде злоупотребления доминирующим положением и заключения антиконкурентных соглашений и согласованных действий оперативно возбуждать дела о нарушении антимонопольного законодательства, выдавать предписания, привлекать к административной ответственности и, в случае наличия признаков преступления, направлять материалы в правоохранительные органы для привлечения к уголовной ответственности по ст.178 УК РФ.

Не все вопросы, связанные с ростом цен на продукты питания, находятся в компетенции антимонопольного органа, да и не хватит специалистов, чтобы проверить каждый сигнал потребителей о росте цен (например, проверка обоснованности роста цен в сельских поселениях), что требует совместных, скоординированных мер всех контролирующих и правоохранительных органов, а также органов местного самоуправления. В связи с чем, Челябинское УФАС России обратилось к главному Федеральному инспектору по Челябинской области А.С. Андриянову с предложением о возобновлении деятельности рабочей группы, созданной в начале 2008 года, с целью выработки плана совместных действий всех контролирующих органов по выявлению и пресечению необоснованного роста на продукты питания первой необходимости.

Своевременным является принятие и вступление в силу ФЗ от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», которым предусмотрен механизм прямого регулирования цен со стороны Правительства РФ в случае, если в одном субъекте РФ в течение 30 дней выросла цена на определенный продукт из перечня товаров первой необходимости, утвержденного постановлением Правительства РФ (в него входит 24 наименования), более, чем на 30%, то Правительство РФ своим постановлением на три месяца может фиксировать цену. Представляется, что в сегодняшних условиях будет возможность отработать этот механизм.

Кроме того, антимонопольными органами продолжается работа по проверке крупных торговых сетей г. Челябинска на предмет соблюдения требований Закона о торговле, в частности о приведении ими условий договоров с поставщиками в соответствие с требованиями данного закона до 1 августа 2010 г. Далее предстоит работа совместно с Челябинскстатом и Минэкономразвития Челябинской области в части выявления на территории муниципальных образований торговых сетей с долей товарооборота более 25% и последующего контроля за ними в целях соблюдения предусмотренных Законом о торговле ограничений, в частности на дальнейшее развитие торговых сетей посредством приобретения новых торговых площадей. 

В сегодняшних условиях актуальным представляется и контроль за органами власти в части необоснованных препятствий предпринимательской деятельности. Например, запреты на вывоз зерна, иные административные барьеры на рынке продовольствия, которые являются нарушением антимонопольного законодательства и разрушают единое экономическое пространство РФ.

Работа по стабилизации цен и сбору информации для доказательств нарушения антимонопольного законодательства на рынке продовольствия требует и соответствующей работы со стороны муниципальной власти. Они не должны остаться в стороне от этих проблем. Например, мониторинг цен, изучение рынка с выявлением его участников и т.п., и в случае злоупотребления доминирующим положением или согласованных действий направлять материалы в антимонопольный орган, подкрепленные соответствующей доказательной базой.

В результате рассмотрения первых обращений Челябинское УФАС России возбудило несколько дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в виде антиконкурентных согласованных действий: дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в установлении элеваторами Челябинской области различных цен для сельхозтоваропроизводителей, находящихся на едином сельскохозяйственном налоге и на единой системе налогооблажения; дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в единовременном повышении цен на муку (ЗАО «Магнитогорский комбинат хлебопродуктов-Ситно», ОАО «КХП им.Григоровича»).