Основные итоги работы антимонопольных органов за 20 лет и задачи по развитию конкуренции на будущее

 

Основные итоги работы антимонопольных органов за 20 лет и задачи по развитию конкуренции на будущее

14 июля 2010 года российскому федеральному антимонопольному органу исполняется 20 лет. «За прошедшие годы Служба накопила солидный опыт, сформировалось как серьезное, авторитетное ведомство. …. От эффективного исполнения возложенных на нее функций напрямую зависит состояние инвестиционного климата, устойчивый рост и диверсификация экономики, ее модернизация и инновационное развитие» - отметил В.В.Путин в своем приветственном письме участникам конференции в г.Суздаль, посвященной 20 –летию антимонопольного органа.

За это время функции и полномочия антимонопольного органа претерпели существенные изменения, но неизменными остались задачи – это развитие и поддержка конкуренции на товарных и рынке финансовых услуг. Для создания нормальной конкурентной среды необходимо обеспечить приемлемые условия входа на рынок, снизить административные барьеры, развивать инфраструктуру, бороться с коррупцией, вести активную кампанию по продвижению ценностей конкуренции, пресекать монополистическую деятельность, а не «бороться с монополистами».

На международной конференции, которая состоялась в г.Суздаль в июне 2010 года подведены итоги деятельности и поставлены задачи перед антимонопольными органами на будущее.

Признаны положительными результаты деятельности федерального антимонопольного органа и его территориальных органов за 20 лет:

постоянное совершенствование антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о размещении заказов, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий;

введение административной и уголовной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства;

существенное снижение административной нагрузки на бизнес вследствие упрощения антимонопольного контроля экономической концентрации;

гармонизация российского антимонопольного законодательства с зарубежным конкурентным законодательством;

расширение сферы ведения антимонопольных органов (контроль соблюдения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства”, Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации”);

развитие международного сотрудничества в области защиты конкуренции (в рамках МКС, ОЭСР, АТЭС, БРИК);

включение федерального антимонопольного органа в Международный Рейтинг эффективности конкурентных ведомств, улучшение позиции в Рейтинге и в целом положительного имиджа ( с 42 места на 19);

созданы общественно-консультативные и экспертные советы по различным направлениям деятельности антимонопольных органов;

идет укрепление взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, общественными организациями и бизнес-сообществом;

продолжается работа по снятию и предупреждению административных барьеров для ведения бизнеса;

активное адвокатирование конкуренции, повышение прозрачности и публичности деятельности антимонопольных органов;

активизацию работы по всем направлениям антимонопольного контроля, в том числе по выявлению картелей и пресечению антиконкурентных действий органов власти и расширение правоприменительной практики;

ведется работа по усилению взаимодействия с судейским сообществом в части выработки новых правовых подходов к применению антимонопольного законодательства.

В качестве приоритетных направлений деятельности антимонопольных органов на среднесрочный период:

выполнение решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, направленных на развитие конкуренции, в том числе Программы развития конкуренции и Плана мероприятий по ее реализации на 2009-2010 годы, включая региональные программы;

обеспечение населения доступными услугами на финансовом рынке, социальной сфере и сфере торговли;

устранение административных барьеров и внедрение процедур административного обжалования действий должностных лиц, создающих препятствия осуществлению предпринимательской деятельности;

электронные государственные закупки и электронные продажи;

действенное уголовное преследование участников антиконкурентных соглашений;

обеспечение реформирования отраслей естественных монополий и развитие конкуренции в потенциально конкурентных сферах естественных монополий;

обеспечение равного доступа конечных потребителей к сети Интернет и общедоступным средствам цифровой связи;

повышение транспортной доступности, в том числе на рынках авиаперевозок;

повышение эффективности деятельности антимонопольных органов, в том числе в части концентрации активности на наиболее важных и общественно значимых делах;

совершенствование механизмов пресечения недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности;

всестороннее адвокатирование конкуренции, в том числе на международном уровне.

Отдельно следует остановиться на совершенствовании антимонопольного законодательства. ЦА ФАС России подготовлен третий антимонопольный пакет, предусматривающий поправки в Закон о защите конкуренции, КоАП РФ и УК РФ, который направлен на либерализацию антимонопольного законодательства. Готовятся поправки и в закон о торговле, закон о естественных монополиях и иные нормативные акты. В частности, бизнес настаивает на необходимости доработки «третьего антимонопольного пакета» по ряду позиций. Например, введение четких критериев установления согласованных действий и выведения из уголовной ответственности такого вида нарушения; четкое толкование монопольно высокой цены; закрепление единых законодательных правил анализа товарных рынков; установить фиксированный штраф ( не оборотный) от 300 тыс.руб. до 1 млн.руб за злоупотребление доминирующим положением, когда нарушение антимонопольного законодательства не ограничивает конкуренцию (например, при нарушении прав граждан- потребителей); введение «института» предостережений, т.е. когда нарушение несерьезное, на начальной стадии, от него еще никто не пострадал, то антимонопольные органы будут направлять хозяйствующим субъектам письма-предостережения. 

В результате, количество дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства и обжалований в судах как решений и предписаний и постановлений о наложении штрафа сократится и позволит антимонопольным органам сосредоточиться на крупных делах. Затрагивающих широкие слои предпринимателей и наносящий серьезный урон конкуренции.