|
|
Челябинские «молочники» нарушили закон о конкуренции. К такому заключению пришло Управление федеральной антимонопольной службы России по Челябинской области, подсчитав, что в апреле молокоперерабатывающие предприятия синхронно снизили закупочные цены на молоко на 25%. В числе нарушивших закон – группа молочных предприятий, контролируемых Дмитрием Ереминым (заводы в Челябинске, Чебаркуле и Магнитогорске), а также Копейский и Южноуральский молочные заводы и Уйский сыродельный завод. Этим компаниям грозят штрафы, предельный размер которых может составить 15% от годовой выручки. Однако сами игроки не исключают возможность оспорить решение антимонопольной службы в суде. По мнению переработчиков, согласованность действий – это особенность местного рынка молочной продукции, а снижение закупочных цен носит сезонный характер.
Напомним, в апреле этого года в Челябинское УФАС поступили коллективные заявления от глав районов и руководителей сельскохозяйственных предприятий области с просьбой разобраться в причинах резкого снижения закупочных цен на молоко. Тогда же первый заместитель губернатора Челябинской области Андрей Косилов обвинил молокоперерабатывающие предприятия в сговоре. «Законы позволяют нам доказать, что это монопольный сговор, – отметил чиновник, – направленный на ущемление прав крестьян». На состоявшемся вскоре круглом столе, посвященном этой проблеме, генеральноый директор ОАО «Челябинский городской молочный комбинат» Владимир Чапайкин объяснил снижение закупочных цен тем, что летом происходит сезонное снижение потребления молока. При этом г-н Чапайкин отметил, что закупочные цены в Челябинской области – самые высокие в УрФО.
В августе местное УФАС признало, что ОАО «ЧГМК», ОАО «Магнитогорский молочный комбинат» и ОАО «Чебаркульский молочный завод», а также хозяйствующие субъекты ОАО «Южноуральский молочный завод», ОАО «Копейский молочный завод» и ООО «Уйский сыродельный завод» нарушили закон «О защите конкуренции». Специалисты антимонопольной службы установили, что вышеназванные предприятия вели согласованную ценовую политику и устанавливали экономически необоснованные цены. «Так, в апреле 2009 года молокозаводы, пожелав извлечь большую прибыль, синхронно снизили базисные закупочные цены на молоко. Все эти «совершенно несогласованные и обоснованные действия» (по заверениям представителей предприятий) произошли всего-то за 15 дней – с 15 апреля по 1 мая», – отмечается в заключении Челябинского УФАС.
По данным антимонопольной службы, переработчики снизили закупочные цены на 25% (в среднем на четыре рубля), в то время как розничные цены в торговых сетях не изменились. Первыми снизили цены три крупнейших молокоперерабатывающих завода, входящих в холдинг ЧГМК – ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Магнитогорский молочный комбинат» и ОАО «Чебаркульский молочный завод». Имея доминирующее положение на рынке молочной продукции, предприятия холдинга не рисковали потерей поставщиков, отмечают специалисты УФАС.
«Учитывая, что у сельхозпроизводителей практически отсутствует возможность сдавать произведенное сырье за пределы области, – говорится в официальном заключении челябинской антимонопольной службы, – они вынуждены продавать свою продукцию по установленным заводами ценам, хотя при таких несправедливых условиях производство молока становится убыточным. Отказ же заводов принимать молоко грозит производителям вовсе остаться без сбыта продукции, которая является скоропортящейся и не подлежит длительному хранению».
Таким образом, были нарушены ч. 1 ст. 10 и ч. 1 ст. 11 федерального закона «О конкуренции». Челябинское УФАС России выдало предписание о прекращении злоупотребления группой лиц доминирующим положением, о прекращении ограничивающих конкуренцию согласованных действий и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. «Сейчас возбуждается административное производство, – заявила заместитель руководителя Челябинского УФАС Елена Семенова, – в результате которого компаниям грозят оборотные штрафы». Сумма штрафов может достигать до 15% от годового оборота предприятия.
Как сообщил министр сельского хозяйства Челябинской области Иван Феклин, уже сегодня состоялись телефонные разговоры с руководителями вышеназванных молокозаводов. «В ближайшие дни мы будем встречаться с переработчиками и договариваться о закупочных ценах на молоко, – говорит чиновник, – пригласим и торговые сети». По словам министра, в период с мая по июль ежегодно наблюдается снижение закупочных цен на молоко, которое носит сезонный характер. «Предписание антимонопольной службы, – комментирует г-н Феклин решение Челябинского УФАС, – состоит в том, чтобы темпы снижения закупочных цен соответствовали среднегодовым за 2006-2008 годы. И второе условие: уровень закупочных цен должен равняться 50-55% от стоимости пакета молока». Иначе говоря, если средняя стоимость пакета молока составляет 28 рублей, то идеальная закупочная цена – 14 рублей. Однако ведомство готово пойти на то, чтобы она равнялась 11-12 рублям.
По словам Ивана Феклина, в сложившейся ситуации, даже несмотря на дотации областного правительства для сельхозпроизводителей, они теряют в прибыли: 140 миллионов рублей сельхозпредприятия недополучили только за счет цены. При этом полугодовая прибыль холдинга ЧГМК (три молокоперерабатывающих завода) составила 292 миллиона рублей. «Предприятия Дмитрия Еремина занимают на рынке молочной продукции области около 60%, – приводит цифры министр сельского хозяйства, – именно они диктуют цены: как только они снижают закупочные цены, это делают и другие предприятия, занимающие маленькие доли рынка».
Эту зависимость отметил и генеральный директор ООО «Уйский сыродельный завод» Андрей Ташкенов. При этом собеседник сайта считает, что необходимо учитывать сезонный характер снижения закупочных цен, которые уже осенью этого года снова вырастут. Кроме того, как отмечает гендиректор сыродельного завода, 70% сырья, которое они используют, является собственным (для этого были приобретены два сельхозпредприятия), и только 30% – покупным. «Наши закупочные цены держатся на среднем уровне, как у всех», – резюмировал Андрей Ташкенов.
«В действиях переработчиков не нужно искать злого умысла», – считает председатель совета директоров холдинга ЧГМК Владимир Данилов. По его словам, все предприятия живут в узком рыночном пространстве, кроме того, около 50% молочной продукции, представленной в челябинских магазинах, – это продукция из других областей, в том числе федеральных компаний. «Поэтому мы не можем подходить к ценообразованию слишком «волюнтарично», – высказывает мнение г-н Данилов, – мы вынуждены оглядываться на их цены. А вот в других областях вы вряд ли встретите продукцию челябинских компаний, там будут представлены только местные производители».
По словам топ-менеджера челябинского молочного холдинга, весеннее снижение закупочных цен было связано в том числе и с тем, что федеральные производители стали предлагать более низкие цены, чем местные. «Мы начали терять рынок и в итоге снизили закупочные цены», – объяснил ситуацию Владимир Данилов.
Если дело дойдет до штрафов, то, по мнению собеседника сайта, многие переработчики обратятся в суд с целью оспорить решение. «И у них будут неплохие шансы, чтобы доказать свою правоту», – уверен Владимир Данилов.
По его мнению, согласованность и синхронность действий, усмотренные антимонопольной службой, – это очевидный процесс. «Областной рынок молочной продукции узкий, – продолжает председатель совета директоров холдинга ЧГМК, – поэтому если кто-то снизил цены, то об этом тут же узнают остальные участники рынка и также снизят».
Конечная стоимость продукции, отмечает собеседник сайта, во многом зависит от позиции торговых сетей. «Практика показывает, – резюмирует Владимир Данилов, – что большую выгоду получает торговля, на втором месте – переработчики, и только потом – производители».
|
|
Chel.ru
1.09.09
Наталья Тарнакина
Улетная парковка
Антимонопольная служба подозревает ОАО «Челябинское авиапредприятие» (ЧАП) в установлении монопольно высоких цен на парковку. В организации заявили о возбуждении дела по признакам нарушения Федерального закона «О защите конкуренции», заседание состоится 23 сентября. Как отметили челябинские антимонопольщики, это дело стало прецедентом в их практике. Представители местного управления ФАС предполагают, что клиентам аэропорта Челябинск не предоставляется альтернативы в качестве бесплатной автопарковки. Сотрудники ЧАП в свою очередь возражают, заявляя, что у пассажиров есть выбор, так как им предлагается бесплатная стоянка рядом со зданием аэровокзала. Независимые эксперты Chel.ru отмечают недостаточно гибкий подход к клиенту со стороны авиапредприятия. По их мнению, в сложной экономической ситуации администрации аэропорта стоит серьезнее задуматься о ценообразовании.
Напомним, в апреле 2009 года ОАО «Челябинское авиапредприятие» завершило реконструкцию аэропорта. В обновление привокзальной площади было вложено около 27 миллионов рублей. Была произведена перепланировка территории, установлены системы безопасности, размещены дорожные знаки, сделана соответствующая разметка. Последним этапом стало введение в экплуатацию автопарковочного комплекса на 622 машиноместа. Как ранее сообщал Chel.ru, паркинг оборудовали европейской системой, в которой все процессы полностью автоматизированы. Он был разделен на зоны кратковременной стоянки с количеством в 219 машиномест, долговременной стоянки с количеством 267 машиномест и бесплатной стоянки, рассчитанной на 136 мест.
ОАО «Челябинское авиапредприятие» создано в 1994 году путем акционирования и приватизации государственного предприятия. В мае 2007-го оно сменило основного собственника – авиакомпанию «Сибирь». Контрольный пакет ОАО «ЧАП» (68%) был приобретен ООО «Новапорт», которое входит в группу компаний AEON Corporation и специализируется на реализации комплексных программ развития аэропортов. Весной 2008 года новые владельцы приступили к масштабной реконструкции аэропорта Челябинск.
В конце августа 2009 года челябинское УФАС России возбудило дело по признакам нарушения ОАО «ЧАП» ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции». Внимание антимонопольщиков привлек именно платный паркинг. «Челябинское авиапредприятие» установило за парковку часовую и получасовую тарификацию – от 50 рублей за 30 минут, а также суточную – 200 рублей, – гласит заявление ФАС. – Исключение – бесплатная стоянка, которая предоставляется лишь автомобилям, находящимся на территории автопарковочного комплекса не более 15 минут». По мнению ведомства, такие расценки экономически не обоснованны (завышены), что является признаком установления и поддержания монопольно высокой цены.
Заявление в антимонопольную службу подал представитель общественной организации. «Толчком послужила установка пропускной системы на привокзальной площади, – поясняет заместитель председателя челябинского областного отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Владимир Брижанин. – Но условия стоянки на площади были предложены неразумные». По словам собеседника сайта, последний раз ему пришлось остановиться на парковке аэропорта 24 июля 2009 года. «Тогда цена за сутки на площади составляла 1450 рублей, за последующие сутки – 300 рублей, – удивляется он. – Стоимость получасовой стоянки составляет 50 рублей, что сопостовимо со стоимостью суточной парковки в городе. Поэтому во время утренних рейсов можно увидеть перед въездом на привокзальную площадь до 200 брошенных без присмотра машин».
Поражает господина Брижанина и возможность бесплатной стоянки лишь в течение 15 минут. «Качество обслуживания в аэропорту оставляет желать лучшего, – считает он. – Поэтому даже выдачу багажа приходится ждать 30-40 минут. Предприниматели часто пользуются услугами аэропорта, а значит, им приходится переплачивать».
«В ближайшее время вся информация будет уточняться, – комментирует заместитель руководителя Челябинского УФАС Елена Семенова. – По предварительным данным, у пассажиров челябинского аэропорта нет возможности воспользоваться услугами другой автостоянки. Мы считаем, что авиапредприятие все же занимает доминирующее положение на этом рынке. Поэтому речь идет о монопольно завышенных ценах». Если альтернативная парковка все же будет найдена, возможно, антимонопольщики будут говорить о сговоре организаций в установлении завышенных цен.
Госпожа Семенова предупредила, что в УФАС пока нет информации о том, из чего складывается цена за хранение автотранспорта на привокзальной площади. «По факту она может состоять из заработной платы сотрудникам, содержания коммуникаций, процента рентабельности, прибыли и других факторов, – говорит специалист. – Мы запросили все экономические документы. Конечно, обосновать эту цену можно чем угодно, но в наши функции как раз и входит обязанность выяснить, насколько эти обоснования соответствуют действительности. Кроме того, будет выяснено, кому именно принадлежит земля и имеет ли авиапредприятие право взимать плату за стоянку на ней».
Заседание комиссии по рассмотрению дела в отношении ОАО «Челябинское авиапредприятие» антимонопольном ведомством назначено на 23 сентября. По словам представителя службы, в Челябинске это первое подобное дело. «Однако в российской практике есть громкие дела с положительным исходом, которые рассматривались и в Высшем арбитражном суде», – заключает Елена Семенова.
Для ЧАП действия антимонопольщиков были ожидаемыми. «В России все подобные комплексы прошли через это, и мы ждали подобной реакции от челябинского ФАС, – поясняет пресс-секретарь ОАО «Челябинское авиапредприятие» Марина Горбунова. – Наши юристы готовы к общению с антимонопольной службой. Дело в том, что представители ведомства перепутали все услуги, предлагаемые паркингом. Напомню, в апреле у нас был введен автопарковочный комплекс, который включает в себя как платную, так и бесплатную стоянку на 136 машиномест. Благодаря этому у нашего клиента есть альтернатива, где оставить свой автомобиль». Выяснилось, что бесплатная стоянка находится за гостиницей. Въезд непосредственно на привокзальную площадь осуществляется через шлагбаум. Госпожа Горбунова также напомнила, что и там можно находиться бесплатно в течение 15 минут. Если водитель задерживается, идет получасовая оплата: 30 минут – 50 рублей. Суточная плата на этой стоянке, по словам собеседника, составляет 200 рублей, вторые сутки – 150 рублей.
Представитель ЧАП при этом добавила, что проект парковки оказался достаточно затратным. «Сейчас он находится на стадии окупаемости, которая должна наступить в течение нескольких лет, – продолжает Мариан Горбунова. – Напомню, что все предписания надзорных органов при вводе в эксплуатацию этого объекта были соблюдены».
«Скорее всего, некоторые пассажиры просто не понимают, из чего складываются тарифы на парковке, – предполагает директор по туризму компании «Сусанин» Александр Подпятников. – Но управлением аэропорта давно занимается московская компания, думаю, тарифы ниже они установить не могут. Здесь четкий расчет. Сделано много, и, естевственно, собственники хотят получить отдачу. Радует, что стоимость стоянки у нас все же ниже, чем в аэропорту Кольцово». Несмотря на это, эксперт все же считает тарифы несколько завышенными, нет гибкости в ценообразовании. «В нашем аэропорту в последнее время сделано много хорошего, – рассуждает собеседник. – Жалко, что новый паркинг, удобный и современный, с хорошим покрытием, почти всегда пустует. Надо быть более ориентированным на клиента, поработать в пользу встречающих-провожающих. В результате и компания осталась бы в выигрыше».
В качестве примера г-н Подпятников привел другую частную парковку, расположенную по направлению к поселку Аэропорт. Ее владельцы также ввели суточную плату в размере двухсот рублей, однако постоянным клиентам выдаются карточки со скидкой в 25 процентов. В результате эта парковка всегда востребована.
По мнению господина Подпятникова, клиентам парковки аэропорта Челябинск в настоящее время не хватает информированности об услугах паркинга. «Есть неразбериха в том, где располагается ночная парковка за 200 рублей, а где получасовая стоянка, – объясняет он. – В результате, если человек оставит машину на последней, ему придется заплатить немалые деньги. И никто полной информации не дает. В сложное время, когда каждый бережет копейку, стоит более корректно относиться к клиентам».
Южноуральская панорама
1.09.09
Евгений Аникиенко
Ставка больше, чем жизнь?
|
|