Итоги государственного контроля соблюдения законодательства о размещении заказов в 1-ом полугодии 2009 г.

Итоги государственного контроля соблюдения законодательства о размещении заказов в 1-ом полугодии 2009 г.

Новые положения законодательства, направленные на борьбу с коррупцией в сфере государственных и муниципальных закупок.

ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», действующий с 2006 года, регулирует порядок государственных и муниципальных закупок.

Он действует 3,5 года, однако за это время он менялся 13 раз. Понятно, что все это вызвано тем, что именно в процессе практической деятельности выявляются те или иные недостатки в этой сфере.

Основная цель закона – обеспечить эффективное и экономное расходование как средств бюджетов различных уровней: федеральных, областных, муниципальных, так и средств внебюджетных источников финансирования.

Для ее реализации в законе заложены основные принципы размещения заказа, в их числе:

- обеспечение прозрачности механизма осуществления госзакупок (размещение на сайте информации как о закупках, так и об их результатах о фактическом заключении и исполнении контрактов);

-развитие добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков (путем равного доступа к информации о потребностях заказчика, о порядке и условиях участия в процедурах);

- предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (в том числе путем введения механизма оперативного обжалования действий заказчика, аукционных конкурсных и котировочных комиссий).

Прозрачность, как вы понимаете, приводит к тому, что большее количество претендентов заявляется, то есть развивается конкуренция. 

Соответственно, чем больше участников принимает участие в процедуре, тем меньше шансов для коррупции становится. По данным ФАС в результате введения 94 закона экономия бюджетных средств составила в 2008 году около 260 млрд. руб. в целом по России, в 2007 году - 168 млрд. рублей, в 2006 году - 106 млрд.рублей. 

Статистика свидетельствует о том, что экономия бюджетных средств растет в результате применения этого закона. Но мало установить процедуры, нужно еще и определить контролеров. На сегодняшний день создана трехуровневая система: федеральные органы – ФАС России и ее территориальные управления, органы субъектов РФ - Главное контрольное управление Челябинской области и органы местного самоуправления — Управление экономики г.Челябинска.

Каждый из этих органов действует в своей сфере , но все они имеют вполне реальные полномочия по пресечению нарушений путем выдачи обязательных для исполнения предписаний, в том числе предписаний, обязывающих пересмотреть решение о допуске или отказе в допуске к участию в торгах, обязывающих внести изменения в документацию, предписания об аннулировании торгов.

Однако выдача таких предписаний возможна только, если контракт по итогам торгов не заключен, если же по итогам процедуры заключен контракт, то единственный способ защиты прав участников- это суд.

Именно активная позиция участников способствует тому , что закон действительно работает.

В 2006 году поступило 98 жалоб, в 2007 - 260 и в 2008 – 346 жалоб.


 

1 полугодие 2008

1 полугодие 2009

поступило жалоб

158

240

возвращено

30

20

отозвано

19

26

рассмотрено

109

194

Необоснованные

49

86

Обоснованные

60

108

Предписания

50

96

федеральные

14

49

областные

17

11

муниципальные

19

35

Если в первый год в основном нам приходилось «корректировать» процедурные вопросы проведения Заказчиками области закупок ( соблюдение сроков, оформление протоколов документации), то в настоящее время в большинстве своем все усвоили процедурные вопросы.

Однако остались актуальные вопросы - сложности в формировании технического задания, порой откровенное и ничем не перекрытая профанация торгов. В то же время мы отмечаем увеличение случаев нечестной игры претендентов.

Так, некоторые в своих заявках предоставляют недостоверную информацию о характеристиках товара в надежде выиграть, а потом договориться с заказчиком или поставить продукцию с иными характеристиками.

Заказчику в этом случае приходится нелегко, так как отыскать достоверную информацию для него почти невозможно.

С другой стороны участились сговоры на торгах, в особенности на аукционах. На это указывают многие заказчики. Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу, что при проведен03.10.2008 открытого аукциона ГОУ ВПО «Челябинский педагогический университет» на выполнение капитального ремонта ограждающих светопрозрачных конструкций учебного корпуса № 1 и учебного корпуса № 3(2.654637 рублей,) имело место соглашение между ООО СК «ИМПЕРИЯ», ООО «Фенстер», ООО «СтроийПромСервис», которое привело впоследствии к поддержанию цены на аукционе, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции».

В настоящее время возбуждено дело об административных правонарушениях отношении виновных лиц по статье 14.32 КоАП, что грозит им штрафом от 1 до 15% от размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.

Однако одними штрафами тут сложно изменить ситуацию. Поэтому нужно совершенствовать и процедуру торгов, исключать возможности сговора., в связи с чем концепция законодательства о размещении заказов направлена на постепенный переход к электронным торгам. Процедура эта сегодня урегулирована Законом, но применяется она пока по желанию заказчика ( отбор электронных площадок, в настоящее время по распоряжению Президента РФ их отобрано 3, в последующем они должны отбираться на конкурсной основе)

Такая форма торгов позволит сократить сроки размещения заказа, обеспечить анонимность участников как между собой, так и для заказчика, обеспечить большую доступность к участию в аукционах компаний из других регионов, но требует, чтобы участник имел на счету деньги для обеспечения заявки в гарантию того, что контракт будет заключен по заявленной им цене. Однако все плюсы и минусы этой процедуры можно будет увидеть только после ее применения.

Следует отметить, что одним из способов защиты интересов заказчика от недобросовестных поставщиков является введение института РНП.

Реестр этот ведется ФАС, в него попадают предприятия, которые уклоняются от заключения контракта, а также те, с которым контракт расторгнут по решению суда в связи с ненадлежащем выполнением поставщиком контракта. В такой реестр попадают на 2 года и это означает, что путь к госзаказам для компании в этот период закрыт.
 

РНП

Всего включено Чел УФАС

54

Рассмотрено

25

33

включено

10

13

Другим способом защиты Заказчика являются:

- обеспечение заявки ( до 5 % от начальной цены контракта уплачивается в качестве залога при подаче заявки , находится у заказчика до заключения контракта и обеспечение исполнения контракта ( до 30 % начальной цен контракта в качестве безотзывной гарантии, залога денежных средств или страхования, предоставляется при заключении контракта и находится у заказчика до момента исполнения контракта, в противном случае остается у заказчика) .

Следует отметить, что такой механизм обеспечения контракта давал сбои.

Последние изменения были приняты в июле 2009 года которые вступают в силу через месяц и предусматривают следующее.

1. Заказчик, уполномоченный орган вправе определить обязательства по государственному или муниципальному контракту, которые должны быть обеспечены.

2. Заключается контракт только после предоставления участником , с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, страхования ответственности по контракту, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в конкурсной документации.

3. Заказчик, уполномоченный орган в конкурсной документации вправе установить, что обеспечение исполнения государственного или муниципального контракта в виде страхования ответственности по контракту не допускается. 

В электронных торгах страхование контракта вообще не предусмотрено.В других случаях способ обеспечения исполнения контракта из указанных способов определяется таким участником самостоятельно.

Особо остановлюсь на ответственности, которая в настоящее время предусмотрена за нарушение законодательства в этой сфере. Следует отметить, что первоначально сумма штрафов за нарушение в этой сфере колебалась от 2,5тысяч рублей до 100 тысяч рублей. В 2007 году ответственность существенно ужесточилась ( практически за любое проступки в процедуре члены комиссий и руководители заказчика несли ответственность 30 или 50 тысяч рублей).

Административная ответственность


 


 

возбуждено

82

89

прекращено

47

66

Постановление о наложении штрафа

35

23

Исполнено постановлений

9

17

наложено

1020

890

уплачено

105

548

Многие не в состоянии оплатить такие штрафа, поэтому достаточное количество отмененных судом штрафов именно по малозначительности. В результате к ответственности фактически привлекали только в редких случаях

С 22 августа2009 года вступают в силу изменения в КоАП. Так, внесены изменения в понятие «административного штрафа». Степень ответственности должна повышаться в зависимости от суммы контракта. Это подход, вызванный реакцией на малозначительность, которую признают суды, исходя из соотношения содеянного и тех последствий, которые предполагаются за данное нарушение. 

Сегодня размер ответственности за нарушение процессуальных сроков разбили по дням.

К примеру, нарушение сроков размещения информации на сайте на 2рабочих дня - небольшой штраф ( 3 тыс. рублей), за больший период - штраф будет больше. Такая дифференциация ответственности в зависимости от степени проявления нарушения, способствует должному отношению, поскольку сложно было наказывать большим штрафом за один день просрочки, однако за грубые нарушения ответственность сохранится, но уже не будет использоваться практика малозначительности правонарушений. 

Ранее каждый член комиссии отвечал за неправомерный отказ в допуске или допуск участника штрафом в размере 30.000, а теперь в размере 1% от начальной стоимости контракта, но не менее 5 тысяч и не более 30 тысяч (при торгах), а при запросах котировок в размере 5% начальной цены контракта.

Появились и новые составы. Оформление протоколов с нарушением его содержания – штраф 10000. Включение в документацию требований к товару, которые ограничивают количество участников- от 1 процента начальной стоимости контракта но не менее10 тысяч и не более 50 тысяч. Утверждение должностным лицом документации составленной с нарушением законодательства -3000руб. Неразмещение заказа у субъектов малого предпринимательства -50.000. Нарушение членами комиссии сроков рассмотрения заявок проведения аукциона -3000 (на срок менее 2-х раб дней), более 2-х рабочих дней ( 30 .000). Сокращение сроков подачи заявок -10000руб. Нарушение сроков возврата обеспечения заявки ( на срок 3 рабочих дня)-5000руб., на больший срок - более 15 тысяч.рублей. За нарушение оператором электронной площадки правил документооборота- 30.000руб, за нарушение правил конфиденциальности - 50.000 рублей.