О ситуации на российском рынке топлива. Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.

В адрес Президента России, Правительства и Федеральной антимонопольной службы поступают многочисленные обращения граждан по поводу наблюдаемого практически во всех регионах страны роста розничных цен на автомобильное топливо. Многие граждане, обращаясь в высшие органы власти Российской Федерации, требуют ввести государственное регулирование цен на бензин и дизельное топливо.

Также граждане указывают на недостаточное, с их точки зрения, снижение розничных цен на нефтепродукты по сравнению с уровнем падения мировых цен на нефть, которая является основной статьей затрат на производство автомобильного топлива. 

Федеральная антимонопольная служба отвечает на поставленные вопросы в пределах своей компетенции.

Вопрос: Почему государство не регулирует цены на такой социально значимый продукт, как бензин?

Действующими законами Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты, и цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.

Вопрос: Россия добывает нефть. Почему во многих странах, например, в США цены на бензин ниже, хотя эти страны импортируют нефть?

Практически на всех территориях России уровень конкуренции в сфере реализации нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки (в первую очередь – оптовые) в той или иной степени контролируются крупнейшими российскими вертикальноинтегрированными нефтяными компаниями – т.н. ВИНКами и их дочерними структурами. Все крупнейшие из ныне действующих нефтеперерабатывающих заводов были построены еще в период плановой экономики в привязке к определенным нефтедобывающим мощностям и для обеспечения нефтепродуктами определенных территорий. 

Развитию конкуренции препятствует дефицит нефтеперерабатывающих мощностей и нефтехранилищ, высокие экономические и административные барьеры, затрудняющие появление на рынках новых игроков (стоимость строительства нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз, жесткие требования земельного и природоохранного законодательства).

Вопрос: Почему в последнее время выросли цены на заправках? Как ФАС России планирует действовать в сложившейся ситуации?

Сегодня на розничных ценах на топливо отражается произошедший в мае-июне всплеск оптовых цен, поскольку происходит реализация продукции, закупленной по завышенным ценам.

Первое повышение нефтяными компаниями в январе-феврале 2009 года оптовых цен на нефтепродукты (наряду с иными факторами) привело к замедлению снижения цен на нефтепродукты в рознице, а второе повышение нефтяными компаниями в мае-июне 2009 года оптовых цен – к росту розничных цен на нефтепродукты. При этом доходность розничной реализации автомобильного топлива в период с января по июль 2009 года существенно снизилась – например, по бензину АИ-92 розничная наценка в среднем по России снизилась с 6 рублей 91 копейки с литра до 1 рубля 5 копеек.

В случае выявления необоснованного роста цен на региональных оптовых и розничных рынках, территориальные управления ФАС России также возбуждают дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении продавцов, реализующих нефтепродукты в опте, мелком опте и рознице.

В настоящее время Федеральная антимонопольная служба установила, что крупнейшие вертикальноинтегрированные нефтяные компании в январе-феврале и в мае-июне 2009 года искусственно создали на оптовом рынке автомобильного топлива дефицит и спровоцировали ажиотажный спрос со стороны перепродавцов автомобильного топлива, что привело к резкому и практически единовременному повышению оптовых цен и явилось причиной роста розничных цен в регионах Российской Федерации. 

ФАС России квалифицировала указанные действия крупнейших нефтяных компаний - ОАО «Лукойл», ОАО «НК Роснефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО «Газпром нефть» - как очередные нарушения статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». В настоящий момент уже приняты решения о признании ОАО «НК Роснефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО «Газпром нефть» нарушившими антимонопольное законодательство в первую половину 2009 года, компании будут привлечены к административной ответственности с учетом повторного совершения нарушения законодательства.

Вопрос: Какие рыночные факторы оказывают влияние на стоимость топлива? 

При оценке обоснованности уровня цен на автомобильное топливо необходимо также обратить внимание на следующие объективные обстоятельства:

При сопоставлении динамики цен на нефтепродукты с уровнем падения мировых цен на нефть нельзя не учитывать изменения курса российской валюты и установленную величину вывозной пошлины, поскольку цена нефти на внутреннем рынке формируется на основе мировых цен.

Существенное влияние на ценообразование оказывают также европейские цены на нефтепродукты – производители могут выбирать между поставкой на внутренний рынок и экспортом, и в случае превышения потенциальной доходности экспорта, предложение нефтепродуктов на внутреннем рынке уменьшается, что приводит к росту цен.

Вопрос: Какие полномочия есть у ФАС России для пресечения нарушений на рынке топлива? 

ФАС России и ее территориальные органы проводят постоянный мониторинг состояния оптовых и розничных рынков нефтепродуктов и уровня цен в регионах.

ФАС России, действуя на основе Федерального закона «О защите конкуренции», пресекает злоупотребления со стороны монополистов (хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара). Нарушения в первую очередь выражаются в установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты в оптовом и розничном звене. В указанных случаях ФАС России вынужденно вмешивается в процессы ценообразования на монополизированных оптовых и розничных рынках нефтепродуктов.

В соответствии со своими полномочиями, на основании норм Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», при выявлении факта ценового сговора, установления монопольно высоких цен или иных злоупотреблений доминирующим положением и наличии надлежащих доказательств, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления выносят предписания об устранении нарушений и совершении действий, направленных на развитие конкуренции и налагают на нарушителей административные штрафы, размер которых рассчитывается в процентах от годового оборота компании.

Вопрос: Что уже сделано для борьбы с монополистами?

Всего 2008-2009 году ФАС России и ее территориальные органы уже рассмотрели порядка 200 дел в отношении нефтяных компаний, как в опте, так и рознице. По 113 делам приняты решения о признании факта нарушения, наложены штрафы на общую сумму более 6 млрд. рублей. Большая часть из них приходится на крупнейшие нефтяные компании:

ОАО «ТНК-ВР Холдинг» - 1 112 448 795,36 рублей,

ОАО «Газпром нефть» - 1 356 560 819,53 рублей,

ОАО «ЛУКОЙЛ» - 1 443 072 960,13 рублей,

ОАО «НК «Роснефть» - 1 508 688 396,37 рублей

По делам в регионах совокупный размер штрафов приближается к 1,5 млрд. рублей.

Кроме того, законность и обоснованность решений антимонопольных органов во многих случаях подтверждаются судами, порядка 10 решений уже прошли три судебные инстанции, десятки других – арбитражными и апелляционными судами.

Вопрос: Где можно получить информацию о ситуации на рынке бензина в моем регионе?

Учитывая, что тенденции по изменению цен на топливо в регионах России носят схожий характер, ФАС России размещает на своем сайте материалы о ситуации на рынках нефтепродуктов, возбужденных делах и принятых решениях, а также на сайтах соответствующих территориальных управлений (адреса и контакты можно найти на fas.gov.ru, раздел «О ФАС России», далее «Территориальные органы ФАС России»).

О ситуации на рынке нефтепродуктов Челябинской области

На территории Челябинской области отсутствуют нефтяные месторождения и нефтеперерабатывающие заводы. 

В основном бензины автомобильные и дизельное топливо на территорию Челябинской области поступают из следующих регионов:

1. Республика Башкортостан (НК «ЛУКОЙЛ» – Уфимские НПЗ);

2. Пермская область (ООО «ЛУКОЙЛ-Пермьнефтеоргсинтез»);

3. Омская область (ОАО «Сибнефть» – «Омский НПЗ»).

Поставка бензинов автомобильных и дизельного топлива из Республики Башкортостан осуществляется двумя способами: с использованием железной дороги и по трубопроводу. Часть нефтепродуктов из Республики Башкортостан поступает по трубопроводу, который принадлежит компании ОАО «Уралтранснефтепродукт». Эта компания имеет лицензию на транспортировку всех видов нефтепродуктов, в том числе нефти сырой по магистральным нефтепроводам. Нефтепродукты с Пермской и Омской областей поставляются на территорию Челябинской области по железной дороге. 

Ситуация на рынке нефтепродуктов Челябинской области и г. Челябинска определяется положением на нем вертикально-интегрированной нефтяной компании ОАО НК «ЛУКОЙЛ», в лице дочернего общества ООО «ЛУКОЙЛ - Уралнефтепродукт». 

Данное общество занимает доминирующее положение на оптовом рынке нефтепродуктов (бензинов автомобильных и дизельного топлива) в границах Челябинской области и на рынке розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в границах города Челябинска. 

ООО «ЛУКОЙЛ - Уралнефтепродукт» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% по услугам оптовой торговли бензинов автомобильных и дизельного топлива в границах Челябинской области и розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в границах г. Челябинска.

По уровню развития конкуренции эти рынки относятся к высококонцентрированным. Развитию конкуренции на этих рынках препятствуют высокие административные и экономические барьеры входа на рынок.

Продавцами на рынке розничной реализации нефтепродуктов являются хозяйствующие субъекты, имеющие в собственности АЗС и осуществляющие реализацию автомобильных бензинов и дизельного топлива, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие реализацию указанного топлива через арендованные АЗС. 

Согласно информации, представленной Федеральной службой МЧС, в 2007 году розничную реализацию автомобильных бензинов и дизельного топлива на территории г. Челябинска осуществляли 118 хозяйствующих субъектов. 

Потребителями на рынке розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива являются юридические, физические лица, владельцы автомобильного транспорта. 

Крупнейшими участниками рынка розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в г. Челябинске являются:

1. ООО «ЛУКОЙЛ – Уралнефтепродукт». Общество осуществляет свою деятельность на территории Челябинской области в лице Челябинского филиала ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт», которому в Челябинской области принадлежит на праве собственности 101 АЗС, которые эксплуатируются самим обществом, взятых в аренду либо в управление – нет, в том числе на территории г. Челябинска ООО «ЛУКОЙЛ–Уралнефтепродукт» на праве собственности принадлежит 41 АЗС.

2. Группа лиц в составе: ООО «Компьютер ЛТД-1», ИП Казыханова Ф.М. На территории области ИП Казыханова Ф.М. эксплуатирует 36 АЗС, в том числе на территории г. Челябинска 23 АЗС.

3. Группа лиц в составе ООО «Абиком М» - ИП Азаркевич Ю.П. Данной группой лиц всего в области эксплуатируется 41 АЗС, в том числе в г. Челябинске – 10 АЗС.

В июне 2008 года 2 компании: ООО «ЛУКОЙЛ – Уралнефтепродукт» и ИП Казыханова Ф.М., торгующие в розницу бензинами автомобильными на территории г. Челябинска, практически одномоментно до одинакового уровня подняли розничные цены на бензин автомобильный марок АИ-92, АИ 95 и дизельное топливо. 

В силу статей 8 и 11 Закона «О защите конкуренции» согласованные действия должны быть совершены на одних товарных рынках.

Проведённый анализ и оценка конкурентной среды на соответствующих товарных рынках показал, что ООО «ЛУКОЙЛ - Уралнефтепродукт» и ИП Казыханова Ф.М. осуществляют свою деятельность на одном товарном рынке – рынке розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива на территории г. Челябинска.

Рынки розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива относятся к высококонцентрированным, в связи с чем повышается возможность неоформленного сговора между их участниками и негласной скоординированности ценовой политики.

Челябинским УФАС России в результате проведения еженедельного мониторинга цен на нефтепродукты установлено, что с 18.01.2008 по 16.08.2008 указанные хозяйствующие субъекты неоднократно проводили синхронную ценовую политику на территории г. Челябинска в отношении розничных цен реализации автомобильного топлива, направленную на повышение до одного уровня цен на отдельные его виды.

Челябинское УФАС России считает, что действия ООО «ЛУКОЙЛ – Уралнефтепродукт» и ИП Казыханова Ф.М должны быть квалифицированы как согласованные действия на рынке розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива г. Челябинска, которые привели к установлению (поддержанию) единых цен на нефтепродукты (АИ-92,АИ-95, дизельное топливо).

Согласованность действий объясняется тем, что ООО «ЛУКОЙЛ - Уралнефтепродукт», повышая свои цены первым не рискует возможной потерей потребителей, поскольку осознаёт, что следом за ним цены повысит ИП Казыханова Ф.М. Данное поведение является следствием систематических и синхронных действий данных участников рынка, которое связано с изменением цен на соответствующие товары. 

Совершая согласованные действия по повышению и поддержанию розничной цены на автомобильные бензины марок АИ-92 и АИ-95 и дизельное топливо на одном уровне, ООО «ЛУКОЙЛ – Уралнефтепродукт» и ИП Казыханова Ф.М. получили возможность воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива, что привело к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Согласованные действия данных крупнейших участников рынка розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива привели к тому, что потребители были поставлены перед фактом постоянного повышения розничных цен на автомобильный бензин всех марок и дизельное топливо.

Указанными действиями крупнейшие участники рынка розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива ограничили состязательность в установлении розничной цены на привлекательном для потребителей уровне и создали положение, при котором потребителям бензинов автомобильных и дизельного топлива был нанесен экономический ущерб.

Руководствуясь статьями 41, 49, 50 Закона «О защите конкуренции», Комиссия Челябинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства 30 сентября 2008 признала в действиях ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» и ИП Казыхановой Ф.М. нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в осуществлении согласованных действий на рынке розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива г. Челябинска, которые привели к установлению (поддержанию) единых цен на нефтепродукты (АИ-92, АИ-95, ДТ) в период с 18.01.2008 по 16.08.2008, в том числе с 27.06.2008 по 16.08.2008.

Челябинское УФАС России выдало ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» и ИП Казыхановой Ф.М. предписание о прекращении согласованных действий и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.