Положения антимонопольного законодательства получили новое конституционно-правовое истолкование

24 июня 2009 года состоялось провозглашение Постановления Конституционного Суда РФ о проверке отдельных положений Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и ФЗ РФ «О защите конкуренции».

Ранее в КС РФ были поданы жалобы ОАО «Газэнергосеть» и ОАО «Нижнекамскнефтехим», требовавших пересмотра и проверки на соответствие Конституции РФ некоторых положений антимонопольного законодательства. В своих жалобах заявители указывали на неконституционность действий антимонопольных органов при взыскании с нарушителей незаконнно полученного дохода в бюджет.

Дело в том, что отсутствие в законах установленных сроков привлечения к ответственности, обязательных требований по доказыванию антимонопольным органом вины организаций и определению суммы, подлежащей взысканию с каждого участника незаконно получившей доход группы, явились причиной появления различных практик работы ФАС России с нарушителями.

Но так как данные нормы не были закреплены и четко прописаны в законодательстве, оспариваемые заявителями пункты 2 и 4 статьи 12, статей 22.1 и 23.1 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и статей 23, 37 и 52 ФЗ РФ от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции» были признаны не противоречащими Конституции РФ. В отдельные же положения антимонопольного законодательства Конституционным Судом РФ были внесены необходимые изменения и уточнения для установления единых правил привлечения нарушителей к антимонопольной ответственности.

Антимонопольные органы и суды должны руководствоваться Постановлением КС РФ до тех пор, пока не будут созданы новые нормы антимонопольного законодательства. Согласно провозглашению Конституционного Суда РФ, предписание антимонопольной службы о перечислении в бюджет дохода, полученного вследствие нарушения предпринимателем антимонопольного законодательства, должно соответствовать нескольким условиям.

Во-первых, антимонопольный орган для взимания незаконного дохода в бюджет обязан установить вину предпринимателя. Вынесение предписания о взыскании денег с хозяйствующего субъекта законно в том случае, если доказаны как факт совершения правонарушения, так и вина юридического или физического лица.

В настоящее время установление и доказывание вины хозяйствующего субъекта является обязанностью антимонопольного органа. Также предприниматель может самостоятельно доказывать и обосновывать свою невиновность, руководствуясь соответствующими внутренними процедурами и правилами о рассмотрении дел ФАС России.

Во-вторых, при определении срока давности антимонопольных нарушений следует руководствоваться общим сроком в 3 года, установленным гражданским законодательством, так как антимонопольным законом данный срок еще не определен.

В-третьих, при нарушении антимонопольного законодательства группой хозяйствующих субъектов и при взыскании с них дохода в бюджет, антимонопольные органы обязаны указывать сумму, подлежащую перечислению каждым участником группы. Данная норма предполагает пропорциональное распределение суммы штрафа в группе в зависимости от получения каждым ее участником той или иной части дохода.

Необходимо также отметить, что решения, вынесенные на основании вышеназванных положений законодательства, при расхождении с новым конституционно-правовым истолкованием подлежат пересмотру в установленном порядке.