Состоялась онлайн-конференция руководителя Челябинского УФАС России Анны Алексеевны Козловой

Экономический кризис заметно добавил работы антимонопольному ведомству. Представители УФАС стали чаще появляться в лентах новостей, комментируя многочисленные нарушения антимонопольного законодательства. В частности, в Челябинске антимонопольщики выдвинули претензии к работе топливных компаний, компаний-перевозчиков, провайдеров, ряда рекламных агентств, аптечного бизнеса.

Какая самая жесткая мера была принята в отношении нарушителей в последнее время? Хватает ли УФАС полномочий, чтобы эффективно действовать в нынешней ситуации? Кто нарушает антимонопольное законодательство в челябинском небе, на рынке пассажирских автоперевозок, в топливной сфере, рекламном бизнесе? Прибегали ли антимонопольщики к услугам охранных агентств или правоохранительных органов, ведь зачастую им приходится спорить с очень могущественными корпорациями? Есть ли в УФАС программа по борьбе с коррупцией в собственных рядах? Эти и многие другие вопросы вы могли задать Анне Алексеевне в ходе онлайн-конференции.

 

Винокурова Ольга 14.04.2009

Вопрос: На днях обратилась в паспортный стол ООО «Контур» - в шоке от расценок на справки! Например, справка для предъявления в Центр приватизации стоит 70 руб, выписаться - 130, и по городу Челябинску везде разные цены. Насколько правомерны расценки услуг в этой сфере деятльности?

Ответ:То что разные цены – так и должно быть на конкурентном рынке, у потребителя должен быть выбор. Можно ли сказать, что «Контур» занимает доминирующее положение? Вряд ли. Мы принимаем меры к нескольким хозяйствующим субьектам, которые сговорились и продали всем по 130 рублей.


Игорь Александрович 14.04.2009

Вопрос: Мне «Уралсвязьинформ» отключил Интернет якобы за неуплату. Но неуплаты нет, и «Уралсвязьинформ» подтверждает это своими счетами. Ни по телефонам в договоре, ни по каким другим разобраться не могу. На официальную претензию третий месяц никакой реакции. Подключиться к другому провайдеру невозможно - нет в доме.Это Ваш вопрос или обращаться в суд?

Ответ: Здесь вопрос Роспотребнадзора. Уралсвязьинформ занимает доминирующее положение, но не на рынке Интернет. С другой стороны, договор уже заключен. Идет неисполнение в рамках заключенного договора. Здесь чистой воды потребительские отношения. Нарушения антимонопольного законодательства здесь нет. Вообще, обратитесь в центральный офис или в Екатеринбург, я не думаю, что они будут игнорировать потребителей. В нашей практике такого не было.


Виктор Федорович 14.04.2009

Вопрос: Анна Алексеевна, очень любопытно, какие антимонопольные разбирательства Вам наиболее запомнились и почему.

Ответ: Каждый день поступает много заявлений– много неинтересных, но и много интересных. Такое дело, как по хлебу с молоком, или согласованные действия на рынке бензина – такие дела не так часто. Этим и должен заниматься антимонопольный орган. Множество обыкновенных вопросов, навязывание всевозможных условий договора. Каждодневные мелкие дела – более 100 дел. А крупных прецедентных дел мало. Есть такой мнополист, как ЮУЖД, и в отношении к ним мы дела всегда проигрывали. В прошлом году было вынесено решение, что была признана высокая цена на услуги весового хозяйства, поверка вагонов. В этом году, совсем неждавно, суд вынес решение, что АО был прав – для одних цена выросла на 200%, для друих – на 300%. Суды поддерживают АО. Мне интересны были первые дела в отношении Челябинскрегионгаза: я не видела, чтобы по России были такие дела. Правилами поставки газа говорится о том, что все разногласия по договору – в судебном порядке. Когда у нас идут коэффециенты повышающие, решение суда было в нашу пользу. Непонятно, почему арбитражный суд ограничился устным замечанием. Интересное было дело – у хозсубъектов, которые строят новый магазин или офис – они хотят использовать газ в качестве топлива, и у них начинается головная боль на получение такого разрешения. Начинается круговерть с бумагами на года 1,5-2, в итоге построить ничего не могут, в результате в прошлом году 2 таких дела было рассмотрено. Решение признали, выдали предприсание, суд поддержал, штраф – 1% от стоимости.


Antonioni 14.04.2009

Вопрос: Скажите, пожалуйста, является ли объединение организаций в группу через единое некоммерческое партнерство коммерческим сговором? Если эта организация выполняет функции контролера среди группы типовых организаций работающих на конкретном рынке?

Ответ: Это вопрос, касающийся вопросов экономической концентрации. Здесь имеется в виду образование группы лиц– если одна УК управляет несколькими хозсубъектами– какую политику она будет вести? Общую. Это не является нарушением.


Семенов Дмитрий Юрьевич 14.04.2009

Вопрос: Насколько законно требование Банков (СБ РФ) о страховании залога при получении кредита в определенных Страховых компаниях? Законно ли то, что банки не принимают полисы СК, которых нет в их списках?

Ответ: Ну, это давным-давно, мы уже года полтора ведем такую политику, что банки не могут и не имеют права заключать антиконкурентные соглашениея и ограничивать доступ СК. И банки работают с теми СК, которые прошли проверку. Нами было расмотрено несколько таких дел, например с банком ММБ: там было признано, что это антиконкурентное соглашение.


Мажитов Артур 14.04.2009

Вопрос: Почему бездействует УФАС при откровенных попытках чиновников из городской администрации монополизировать рынок пассажирских автоперевозок с целью получения и распределения прибыли между «своими»?

Ответ: Во-первых, рынок пассажирских перевозок – постоянно обращаются предприниматели. Проблема одна – органы местного самоуправления необоснованно отказывают. Поэтому те обращения, которые были у нас,– по Русину – изначально какие-то требования выставлялись и незаконные, на наш взгляд. Претензии не подтверждались документально. На сегодня в производстве находится опять заявление этого же предпринимателя, мы рассматриваем эту проблему, но сказать однозначно, что нарушает наша администрация, я не могу.


Харатьян Евгений 14.04.2009

Вопрос: Являюсь клиентам Эр-телекома. При попытке расторжения договора с ними меня обязывают оплатить им 1500 рублей штрафа.
В документах я этого не видел и не подписывал. На сайте нашел упоминание об этом. «Абонент уплачивает в момент прекращения действия Договора и/или Заказа на услугу связи «Доступ в Интернет «Дом.ru» штраф в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей 00 коп.» Правомерно ли это и что мне делать в такой ситуации?

Ответ: Никакие штрафные санкции не предусмотрены в законе о защите прав потребителей. Штрафы либо по договору, либо государственные.

 

Анна Петрова 15.04.2009

Вопрос: Анна Алексеевна, вы сказали, что практически все дела по отношению к РЖД проигрываются. Часто приходится ездить на поездах, поэтому могу сказать, что в последние несколько месяцев проезд очень сильно подорожал. По крайней мере в моем напрвлении не меньше чем на сто рублей. А скоро лето, и можно ожидать нового повышения. Это же ненормально! Получается, контролировать цены РЖД вообще никто не может?!

Ответ: Нет, ситуация другая. Наши потребители практически не знают, что в нашей стране подлежит ценовому регулированию. Есть три перечня, в котором отражена вся продукция, подлежащая ценовому регулированию. Это в первую очередь естественные монополии – ЖД подлежит госрегулированию. Экономически это все должно быть обоснованно. Вот когда ЖД начнет применять тарифы, установленные Единым тарифным органом, нарушения не будет.


Михаил Д. 15.04.2009

Вопрос: Мы арендуем офис в ДЦ «Аврора». Интернет-провайдер заключил с собственником здания монопольный договор, не пускают конкурентов. В соответствии с этим стоимость услуг непомерно высока, а возможности выбора нет. Что можно сделать?

Ответ: Очень интересно, что за монопольный договор, можете обратиться в АО, конечно, это не 100% наша ситуация. Что за договор– нужно посмотреть. Если мы посмотрим рынок Мск или Спб, там много провайдеров на одном локальном рынке – технически это возможно.


Лидия Ивановна 15.04.2009

Вопрос: Анна Алексеевна, антимонопольная служба следит за всей «антикризисной» рекламой или это только разговоры? По радио, по ТВ постоянно слышишь что-нибудь про антикризисные скидки, ликвидации магазинов, да еще и банкротства, которые оказываются липовыми. Хотелось бы на примерах услышать, как Вы боретесь со всей этой рекламой, которая зачастую вводит всех нас в заблуждение.

Ответ: Очень хороший вопрос, действительно, такая ситуация существует, но всю рекламу отследить просто невозможно. Та реклама, которая попадается, либо по обращениям – мы обязательно рассматриваем. Мы информируем достаточно широко в СМИ о тех делах, которые были с такими скидками. В частности, салон Магнет – была реклама, находится в производстве. Потребителю нужно быть самому очень внимательным и информировать антимонопольный отдел. АО настойчиво доводит все дела до конца. Отрицательный результат судебных заседаний, это не всегда плохо. Проигранное в суде дело тщательно анализируется специалистами АО, выявляются причины по которым позиция АО не получила поддержку суда, вносятся предложения о внесении изменений в действующее законодательство.


Катя Славинская 15.04.2009

Вопрос: Анна Алексеевна, закончилось ли разбирательство по рекламе аптеки «Классика» (благотворительная акция для слепых детей)? Удалось ли узнать, куда в действительности уходили деньги по этой акции? Правомерно ли размещение такой рекламы, и что грозит руководству «Классики», если ФАС признает рекламу недобросовестной?

Ответ: Да, разбирательство закончено. Принципиально, благотворительность – это хорошо. На взгляд комиссии, был ряд нарушений: АО сказал о том, что лицо ребенка было использовано без согласия, не было никакой поддержки Министерства здравоохранения, реклама признана ненадлежащей, возбуждено административное производство. Будет составлено предписание. Ситуация следующая: недостоверная была информация: в части, будут ли перечисляться 5% с выручки. Были перечислены 1,5 млн. Но наш ли вопрос – сколько там выручка в целом и сколько они должны были перечислить. КоАП предусматривает эту процедуру. В условиях финкризиса АО никогда по части рекламы не зверствовал. Крупные штрафы применялись ну очень редко, самый крупный – 100 000 рублей – Мавт за рекламу алкоголя. И то судом был он снижен до 40 000 рублей.


Евгений 15.04.2009

Вопрос: Здравствуйте! Я студент юридического факультета. Заканчиваю в этом году. Хотел бы спросить, есть ли вакансии для начинающих специалистов. И берете ли вы на работу?? Спасибо.

Ответ: Да, и вакансии у нас есть постоянно, люди увольняются и принимаются. Текучка около 25% в год – достаточно большая. Есть молодые спецаилисты, с которыми мы сами расстаемся. Практически каждый раз есть вакантные должности. Но только путем проведения конкурса. Вся информация есть на сайте центрального аппарата и на сайте УФАС. Если вы юрист, можете принять участие в конкурсе – на рекламу вроде будет и на закупки. По указу президента снижены требования: раньше надо было иметь опыт работы около трех лет. Сейчас требований к опыту работы и к стажу нет.


Нохрин Игорь Алексеевич 15.04.2009

Вопрос: Добрый день, Анна Алексеевна! Подскажите, пожалуйста, возможно ли привлечь юридическое лицо за навязывание невыгодных условий по кредитному договору? Например, в моем случае банк обязывает меня заключить договор в «аккредитованной компании», услуги которой значительно выше, чем по рынку. Что мне делать?

Ответ: Обращаться в АО. Приходите – мы с вами поговорим, вопрос очень узкий, непонятно. Это гражданско-правовые отношения скорее всего, нужно обсуждать конкретную ситуацию.


Алексей Табалов 15.04.2009

Вопрос: УФАС некоторое время назад выступило с инициативой о создании некоего общественного совета по рекламе. В какой стадии сейчас находится эта инициатива?

Ответ: У нас это просто больной вопрос в ЧО. За время существования закона о рекламе несколько советов образовывалось: совет по наружке, совет по рекл с т-п палате. Практически все эти советы бездействуют. Фактически мы не можем эффективно контролировать рекламу – источников очень много. Отследить все невозможно. Цензуры рекламы у нас нет, а реклама – это информация. Разместили – провисела, пресекли, выявили. Но она уже провисела и сделала свое дело. А был бы совет – и было бы тогда так: а давайте не будем такую рекламу размещать... Что этично или неэтично. Не получается пока. АО не должен это создавать. Нужно, чтобы нашелся инициативный человек, объединил вокруг себя. Мы просто инициаторы. Когда возникают спорные вопросы, мы вынуждены обращаться в общественный совет Екатеринбурга. Наше дело – не пустить неэтичную рекламу ДО ТОГО КАК.


Алексей Табалов 15.04.2009

Вопрос: Уважаемая Анна Алексеевна! Как Вам работается под руководством Игоря Артемьева?

Ответ: Я работаю в УФАС очень давно и пережила много руководителей. Ну, Игорь Артемьев оказался таким человеком, который очень быстро вник во все вопросы, он выстроил рейтинги, показатели деятельности, поэтому можно выстраивать работу в соответствии с этой системой показателей. Работа антимонопольного законодательства была поднята на более серьезную планку. Все это благодаря деятельности новой команды, которая пришла в 2004 году. Вообще, руководители в основном мужчины. Он очень положительно относится к руководству, к женщинам. За время его работы количество женщин-руководителей удвоилось.


Сергей Кравченко 15.04.2009

Вопрос: Здравствуйте! Хочу спросить, можно ли обратиться в УФАС по поводу совершенно безумных расценок на услуги нотариусов. На все вопросы ответ стандартный: цены устанавливаются на основании рекомендаций нотариальной палаты. Никаких обоснований стоимости услуг предоставить нотариус не может. Между тем цена, допустим, оформления доверенности составляет величину, явно значительно превышающую затраты по ее оформлению. Спасибо.

Ответ: Я бы сказала, что этот вопрос пока не входит в компетенцию антимонопольных органов. У нас очень узкий круг вопросов, касающихся ценообразования. Сейчас есть такое предложение у АО – урегулировать в первую очередь цену на оказываемые госорганизациями услуги. Поэтому может быть в ближайшее время принято такое решение. А кто будет осуществлять контроль, пока не очень ясно и понятно. Сегодня пока, касаемо расценок нотариуса – во-первых, обращений не было, во-вторых, это не в нашей компетенции.


Инна Александровна 15.04.2009

Вопрос: Возможно ли через УФАС проконтролировать законность проведения котировки? И что для этого необходимо?

Ответ: Да, конечно же, возможно, вообще, у нас с 2006 года вступил новый закон №94. Конечно, очень много отрицательных мнений об этом законе, но законом предусмотрена очень серьезная система контроля за проведением муниципального госзаказа. Участнику госзаказа можно обратиться в контрольный орган – антимонопольный орган, ГКУ Челябинской области, либо в муниципальный орган. У нас отлаженный механизм вплоть до аннулирования торгов. Нарушители, если состав предусмотрен кодексом, могут быть привлечены к серьезной административной ответственности.


Дёмин С.В. 15.04.2009

Вопрос: Уважаемая Анна Алексеевна! Когда всё-таки обяжут администрации городов провести конкурсы на аренду имущества(автобусы), закупленные на средства областного бюджета. Уже более одного года ржавеют новые(примерно 60)автобусов в г.Магнитогорск. Конкретно везде ущемляются права частных перевозчиков. В Вашей компетенции направить 44 запроса, на каком основании муниципалитеты распределили данное имущество. Это полнейший бардак и коррупция на местах.

Ответ: Действительно, некоторая проблема в этом плане существовала, и достаточно длительное время, до выхода статьи 17-1 «О защите конкуренции» – в аренду, продать мунимущество можно только через открытый конкурс или аукцион. Поэтому этой проблемы не должно быть. Муниципалитет обращается в АО, и, если муниципальная помощь соответствует целям, то возможна передача этого имущества без проведения конкурсных процедур с согласия АО. В любом муниципалитете есть нарушения. Это новое направление работы АО. В частности, по Магнитогорску– будем разбираться. Мы будем расценивать это как соответствующую информацию. Вообще, закон 17-1 – серьезный инструмент в борьбе с коррупцией.


Евгений Решетников 15.04.2009

Вопрос: Почему раз в год владельцев кассовых аппаратов «обувают» более чем на половину стоимости кассового аппарата за замену фискальной платы (микросхема ПЗУ не может стоить более нескольких сотен рублей, а стоимость «обслуживания» 8_000_000).

Ответ: Это специфический вопрос, здесь существует некоторое госрегулирование. С ходу я не могу на эту проблему ответить, к нам обращались по кассовым аппаратам, и мы признавали некоторые несогласованные действия, недобросовестную конкуренцию...


Софья Адищева 15.04.2009

Вопрос: Добрый день, у меня два вопроса: 1.Каким образом отслеживаются нарушения в рекламных сообщениях? Насколько я знаю, в основном о них сообщают конкуренты тех фирм, которые размещают некорректную информацию, так ли это? 2.Правомочно ли размещение рекламной информации на заборе на привокзальной площади по улице им. Цвиллинга (забор "смотрит" на гостиницу "Челябинск"), тогда как теоретически на ограждениях и т.д. вообще нельзя размещать объявления рекламного характера?

Ответ: Во-первых, что касается рекламы как таковой, антимонопольный отдел не проводит расследований, кто обратился. Для нас это сигнал, который всегда проверяется – конкурентом он написан или нет – не имеет значения. Любое обращение отслеживается. Может быть, это и существует, но я не вижу ничего плохого в этом. Что кассется заборов, антимонопольный отдел контролирует в первую очередь содержание рекламы. А место рекламы – компетенция органов местного самоуправления, они обладают рядом полномочий по демонтажу рекламы... Нельзя просто демонтировать рекламы без решения суда. И даже ответственности нет за размещение рекламы. Ст. 14.3 Закона «О рекламе» не предусматривает такой ответственности. В настоящее время ЦА ФАС России предлагает внести изменения в действующее законодательство, чтобы за это была административная ответственность.


Алена Б. 15.04.2009

Вопрос: Уважаемая Анна Алексеевна! От души благодарю за Ваши лекции (ЮУРГУ, юрфак, заочное отделение. второе высшее). Очень мало часов (увы)... Вы один из самых ярких и запоминающихся преподавателей за 8-й год учебы в высшей школе...Еще раз СПАСИБО!

Ответ: Спасибо, конечно, за такую оценку моей работы, но преподаванием я занимаюсь достаточно давно. Это мое хобби, я считаю своим долгом донести до широкой аудитории знание закона о защите конкуренции. И не каждый может донести понятно, с примерами. Особенно люблю заочников и вечерников.


Красников Александр 14.04.2009

Вопрос: СПК «Чебаркуль» ежедневно сдает на Чебаркульский молочный завод от 17 до 20 тонн молока. Последнее снижение закупочной цены на молоко до 10 р. 30 коп не позволяет хозяйству работать рентабельно, т.к. себестоимость молока 10р.29коп., также молокозавод занижает цену за счет снижения сортности молока и не допускает специалистов СПК, чтобы проверить качество молока на заводе. Используя монопольное право на закуп молока, Чеб.мол.завод ставит одно из крупнейших молочных хозяйств области на грань выживания, хотя цены в розничной торговле на молочную продукцию только растут.

Ответ: Конечно, особенно сегодня, в условиях кризиса... У нас в Челябинской области сложилась такая ситуация, что 1 молочный комбинат занимает долю более 35%, входил сюда одно время и чебаркульский, и магнитогорский завод. На сегодня эта информация не проверена, мы этим занимаемся. На данный момент чебаркульский завод в холдинг этот не входит. Если до последнего времени мы говорили, что Челябинск, Магнитогорск, Чебаркуль занимают доминирующее положение, то сейчас трудно про это сказать. Надо выяснить, занимают или нет. Так называемое коллективное доминирование. Антимонопольный отдел приступит к исследованию этого рынка, возможно рассмотрение дела. Если хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на соответствующем рынке, то на его деятельность накладываются определенные ограничения, запрещающие ему злоупотреблять своим положением. Розничная цена с начала года выросла на 5%, тогда как в других регионах цена снижается на молоко. Молоко, хлеб, растительное масло – за этими продуктами мы следим всегда, проводим мониторинги. Будем смотреть, имеет ли место нарушение именно антимонопольного законодательства. Признаки есть.