Суд подтвердил: ООО «Челябинскрегионгаз» необоснованно затягивало сроки выдачи ходатайства о наличии ресурсов газа хозяйствующему субъекту

23 апреля 2009 года Восемнадцатый апелляционный арбитражный суд оставил в силе решение Арбитражного суда Челябинской области о признании ООО «Челябинскрегионгаз» нарушившим антимонопольное законодательство.

Напомним суть дела, в августе 2008 года Челябинское УФАС России признало факт нарушения ООО «Челябинскрегионгаз» части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в том числе пункта 9 данной нормы, выразившееся в нерассмотрении в разумный срок заявления ООО «Универсальный магазин «Школьник» (далее - заявитель) о выдаче ходатайства о наличии ресурсов газа.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Челябинским УФАС России установлено, что ООО «Челябинскрегионгаз» (далее - Общество) необоснованно затягивало сроки выдачи ходатайства о наличии ресурсов газа заявителю, мотивируя свои действия тем, что на момент обращения заявителя Общество не обладало дополнительными объемами газа, а как только изыскало свободные ресурсы для заявителя, направило ему ответ на обращение о выдаче Ходатайства. Однако указанные доводы не нашли своего подтверждения в материалах дела.

Вместе с тем, нерассмотрение Обществом в разумный срок обращения хозяйствующего субъекта о выдаче Ходатайства ущемило (могло ущемить) интересы последнего по следующим основаниям:

- отсутствие ответа в письменной форме от Общества (ходатайства либо отказа в его выдаче) препятствует реализации хозяйствующим субъектом своего права на обращение к иному продавцу газа за получением указанного ходатайства, а также в ОАО «Газпром» с заявлением о получении Согласования на использование природного газа в качестве топлива потребителем, чем ущемляется его право на доступ к данному природному ресурсу;

- затягивание вопроса с получением разрешения на использование природного газа в качестве топлива препятствует осуществлению хозяйственной деятельности потребителя и его выходу на соответствующий товарный рынок – на рынок, в географически и товарных границах которого хозяйствующий субъект планирует осуществлять свою хозяйственную деятельность.

До вынесения решения Общество устранило нарушение антимонопольного законодательства (Ходатайство было выдано). При рассмотрении дела в апелляционной инстанции ООО «Универсальный магазин «Школьник» по непонятным причинам изменил свою позицию и утверждал, что никаких нарушений антимонопольного законодательства ООО «Челябинскрегионгаз» допущено не было, а ООО «Универсальный магазин «Школьник» своевременно было уведомлено Обществом об отсутсвии на тот момент времени ресурсов газа. Несмотря на это, судебный орган призналООО «Челябинскрегионгаз» нарушившим антимонопольное законодательство.  

 

Челябинское УФАС России отмечает, что это не первый факт нерассмотрения в разумный срок заявлений хозяйствующих субъектов о выдаче Ходатайства со стороныООО «Челябинскрегионгаз».

Ранее, аналогичное решение Челябинского УФАС России было обжаловано в Арбитражном суде Челябинской области, который поддержал позицию управления и оставил в силе решение и предписание. 

 

Справочно: Согласно п. 4 Правил поставки газа в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 05.02.98 № 162) для использования газа в качестве топлива покупатель должен иметь разрешение.

Порядок получения такого разрешения установлен постановлением Правительства РФ от 29.10.92 № 832 «О порядке установления вида топлива для предприятий и топливопотребляющий установок», в соответствии с которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право по согласованию с ОАО «Газпром» и местными газоснабжающими и газотранспортными организациями устанавливать для расположенных на их территории хозяйствующих субъектов такой вид топлива как природный газ.

 

Такое же положение содержится и в Порядке оформления решений об установлении видов топлива для предприятий и топливопотребляющих установок, утв. приказом Минэкономразвития России, Минэнерго России и ОАО «Газпром» от 15.10.02 № 333/351/101 (абз. «б» п.п. 1.1. п. 1).

 

Обязанности потребителя газа получить согласование ОАО «Газпром» корреспондирует право ОАО «Газпром» разработать и утвердить порядок такого согласования.

 

Заместителем председателя Правления ОАО «Газпром» Л. Н. Рязановым 13.05.2003 года было утверждено Положение о рассмотрении в ОАО «Газпром» вопросов по использованию газа и выдачи согласований (далее - Положение).

 

В соответствии с п. 4.1. Положения потребитель обращается в соответствующую региональную компанию по реализации газа и выясняет ситуацию с ресурсами газа. Согласно разъяснениям ОАО «Газпром», потребитель вправе обратиться к любому хозяйствующему субъекту по реализации газа (из ресурсов которого он планирует его получать) для получения ходатайства о наличии соответствующих ресурсов.

 

Согласно п. 4.3. Положения обращение потребителя в ОАО «Газпром» должно быть оформлено письменно с указанием наименования, полного почтового адреса заявителя, местонахождения объекта, годового объема газопотребления с указанием года начала использования и выхода на проектную мощность, наименования резервного (аварийного) вида топлива. К письму должно быть приложено в том числе и ходатайство pегиональной компании по реализации газа (или иного продавца, транспортирующего газ по ЕГС) при наличии свободных ресурсов газа в регионе.

 

Несмотря на то, что Положение не является нормативным правовым актом, однако исполнение указанных в нем требований, в том числе о представлении Ходатайства газоснабжающей организации, является необходимым условием для получения потребителем согласования ОАО «Газпром» для использования газа в качестве топлива.