Обобщенные итоги Публичного обсуждения и ответы на поступившие вопросы

27 сентября в Законодательном Собрании Челябинской области состоялись Публичные обсуждения правоприменительной практики Челябинского УФАС России за 3 квартал 2019 года в сфере контроля антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства в сфере закупок.

 

Публичные обсуждения провела вр.и.о. руководителя Челябинского УФАС России Елена Рысева.

 

Основными темами Публичных обсуждений стали проблемы и задачи развития конкуренции, контроль антимонопольными органами соблюдения Закона о контрактной системе и Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

 

На момент публикации данной информации видеозапись мероприятия в социальной сети «ВКонтакте» посмотрели более 1 тысячи пользователей.

 

Согласно Методическим рекомендациям по проведению таких мероприятий в целях подведения итогов Публичных обсуждений Челябинское УФАС России размещает на сайте обобщенные результаты, ответы на указанные в специальных анкетах и поступившие до начала и во время мероприятия вопросы.

 

Анкеты на Публичных обсуждениях заполнили 27 человек. Средний бал по соответствию мероприятия ожиданиям участников составил 4,8 баллов из 5 возможных.

 

Участникам было предложено оценить по 5-бальной шкале проведенные Публичные обсуждения по нескольким позициям:

- по тематической направленности – 4,6;

- по программе – 4,7;

- по квалификации выступающих – 5;

- по организации мероприятия – 5.

 

Все заполнившие анкеты участники отметили, что считают необходимым введение в практику проведение подобных мероприятий, ответив положительно на данный вопрос анкеты.

 

Основные вопросы, интересующие участников и обозначенные в анкетах и в комментариях к трансляции публичных обсуждений, относятся к вопросам применения Закона о контрактной системе и Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, внедрения антимонопольного комплаенса, а также сферы водоснабжения и водоотведения. Участниками были обозначены следующие предложения:

 

1. Внести в Закон о контрактной системе изменения, ограничивающие право участников закупок подавать жалобы на положения документации о закупке в случае, если такими участниками не было реализовано право направить заказчику соответствующий запрос;

 

2. Упростить процедуру закупок, сократить сроки рассмотрения жалоб;

 

3. Организовать семинар по внедрению антимонопольного комплаенса органами местного самоуправления.

 

Также участниками были заданы следующие вопросы, на которые даны ответы представителями антимонопольного органа.

 

1. Возможно ли обязать передать (а для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами – принять) муниципальные контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов в целях их надлежащего обслуживания и содержания?

Для решения указанного Вами вопроса необходимо внесение изменений в действующее законодательство.

Соответственно, Вы вправе обратиться в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ с обращением о внесении изменений в действующее законодательство, в частности в Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), в указанной части.

Между тем, обращаем Ваше внимание, что изначально проект Правил обращения с твердыми коммунальными отходами включал в себя положения о  передаче региональному оператору контейнеров для твердых коммунальных отходов, находящихся в муниципальной и государственной собственности безвозмездно либо по цене, определенной в конкурсной документации по выбору регионального оператора либо на проведение торгов, условия проведения которых предварительно согласованы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Однако в данной редакции Правила не приняты, указанные положениях исключены.

 

2. Правомерен ли отказ регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от использования «пакетного» способа вывоза твердых коммунальных отходов в местах, где по требованиям СанПиН невозможно оборудовать площадку для сбора твердых коммунальных отходов?

В соответствии с пунктом 9 Правил № 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

Пунктом 10 Правил № 1156 также установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Таким образом, способ складирования отходов и место накопления отходов определяются договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Отказ регионального оператора от заключения договора на условиях применения такого способа складирования отходов как в пакеты, при отсутствии возможности складирования отходов иными способами, может содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства, если такие действия приводят или могут привести к недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

 

3. Расскажите об опыте ПП РФ № 99 при подтверждении государственными (муницпальными) контрактами, по которым не было неустойки; а также об обосновании дополнительными характеристиками по каталогу, если такие характеристики влекут ограничение количсетва участников.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по доводам Вашего обращения в части применения Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 878), а также по вопросу применения Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99), сообщает следующее.

В Вашем обращении поставлены вопросы, касающиеся толкования положений Постановления № 878 и Постановления № 99 в части рассмотрения вторых частей заявок при проведении закупки, вместе с тем у Челябинского УФАС России отсутствует правоприменительная практика по вопросам, указанным в обращении, в связи с чем Вы вправе обратиться с указанными вопросами в Министерство финансов Российской Федерации, которое в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» осуществляет нормативное правовое регулирование в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Кроме того, по вопросу применения Постановления № 878 в части использования при проведении закупок единого реестра российской радиоэлектронной продукции (далее - реестр) сообщаем, что в силу пункта 3 Правил формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции, утвержденных Постановлением № 878, формирование и ведение реестра осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации посредством принятия решений о включении радиоэлектронной продукции в реестр или об исключении радиоэлектронной продукции из реестра.

На основании изложенного, по вопросу применения указанного реестра, в том числе в случае отсутствия в нем функциональных, технических, эксплуатационных характеристик радиоэлектронной продукции, Вам необходимо обратиться в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

 

4. Какие тенденции существуют в настоящее время в сфере урегулирования составления технического задания? Проекты НПА, позволяющие добиться наиболее грамоттно составленных ТЗ.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из пункта 4  Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила № 145) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Таким образом, одним из способов унификации описания объекта закупки является использование заказчиком при составлении технического задания каталога товаров, работ, услуг.

Кроме того, частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов.

Так, в типовых контрактах, типовых условиях контрактов также содержатся рамочные требования к техническому заданию при проведении закупок в определенных сферах (на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок, на поставку кресел-колясок для инвалидов, на поставку лекарственного(-ых) препарата(-ов) для медицинского применения и в других сферах).

По вопросу принятия нормативных правовых актов, связанных с формирование объекта закупки, Вы вправе обратиться в Министерство финансов Российской Федерации, которое в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» осуществляет нормативное правовое регулирование в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 

5. Контроль за соответствием специализированной техники оператра по вывозу ТКО использованию в городской застройке требованиям по критерию тяжеловесности (нагрузки на ось) в связи с нарушением мусоровозами благоустройства дворовых проездов.

Антимонопольный орган в соответствии с возложенными на него полномочиями рассматривает вопросы, связанные с защитой конкуренции и эффективным функционированием товарных рынков, а также действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на каком-либо товарном рынке, в том числе, связанные с передачей государственного и муниципального имущества и (или) прав на него без проведения конкурентных процедур либо с нарушением антимонопольных требований к торгам.

Вопрос, изложенный вами в обращении, не относится к компетенции антимонопольного органа, так как не связан с контролем в указанной сфере.

Дополнительно сообщаем, что по факту нарушения специализированной техникой оператора по вывозу твердых коммунальных отходов критериев тяжеловесности, вы можете обратиться в отдел МВД по Коркинскому району Челябинской области.

Благодарим Вас за обращение и сообщаем, что более подробную информацию о деятельности ФАС России и Челябинского УФАС России Вы можете получить на официальных интернет-сайтах: www.fas.gov.ru и http://chel.fas.gov.ru/.

 

6. Будет ли являться нарушением, если поставщик заменил лампы, которые идут на столбы, но столбы из сметы были убраны, так как выделенная сумма была намного меньше, на лампы, которые устанавливаются над подьездами (место установки - дворовая территория).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы», Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) Челябинское УФАС России не наделено полномочиями по официальному разъяснению положений законодательства о контрактной системе.

В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Согласно части 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.

Частями 1-3 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, позволяющих изменить существенные условия контракта по соглашению сторон.

Согласно части 7 статьи 95 Закона о контрактной системе при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 Закона о контрактной системе) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

Таким образом, законодательство о контрактной системе не предусматривает возможность изменения предмета контракта за исключением возможности поставки товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.

Кроме того, изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 4 статьи 7.32 Кодекса об административных правонарушениях, который влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.

Сообщаем, что Вы вправе обратиться с вопросом, указанным в обращении, в Министерство финансов Российской Федерации, которое в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» осуществляет нормативное правовое регулирование в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 

7. Для контрактов, заключенных по результатам конкурентных процедур, где были установлены требования о предоставлении обеспечения гарантийных обязательств, нужно ли считать контракт исполненным после приемки и оплаты работ и переводить его в ЕИС в стадию исполнения или оставлять его в неисполненных до истечения срока гарантии. Нужно ли при формировании Плана закупок и Плана-графика для таких закупок увеличивать срок действия контракта с учетом срока гарантии.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы», Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) Челябинское УФАС России не наделено полномочиями по официальному разъяснению положений законодательства о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 103 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов).

Частью 2 статьи 103 Закона о контрактной системе установлены документы и информация, которые включаются в реестр контрактов.

В силу части 6 статьи 103 Закона о контрактной системе порядок ведения реестра контрактов устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 утверждены, правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками.

Дополнительно сообщаем, что Вы вправе обратиться с вопросом, указанным в обращении, в Федеральное казначейство, которое в соответствии с пунктом 5.24.1 Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе» ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам осуществления закупок.

 

8. Какова эффективность введения мер по антимонопольному комплаенсу в организациях (насколько уменьшилось количество нарушений, выявленных в рамках госнадзора в связи с введением подобных мер)?

Челябинское УФАС России в конце 2017 году вышло с инициативой к нескольким крупным компаниям Челябинской области, являющимся субъектами естественных монополий, об оказании содействия в разработке и внедрении антимонопольного комплаенса. Антимонопольная служба провела комплексное информирование предпринимательского сообщества о преимуществах комплаенса, в том числе локальное взаимодействие с хозяйствующими субъектами, имеющими антимонопольные риски.

ОАО «МРСК Урала» заинтересовалось предложением антимонопольного органа и с начала 2018 года начало прорабатывать вопрос о внедрении комплаенс-системы в своей организации, в том числе, направленной на актуализацию знаний сотрудников в сфере антимонопольного законодательства и Правил техприсоединения.

Комплаенс, представляющий собой внутреннюю систему предупреждений нарушений антимонопольного законодательства, направлен прежде всего на снижение рисков нарушений антимонопольного законодательства. Кроме того, на федеральном уровне сейчас обсуждается вопрос о применении стимулирующих механизмов в виде использования действующей процедуры комплаенса как одного из смягчающих обстоятельств при решении вопроса о сумме штрафа в случае выявления нарушения антимонопольного законодательства и Правил техприсоединения к электрическим сетям.

Комплаенс-система является важным элементом государственной политики по развитию конкуренции. Именно поэтому антимонопольное ведомство способствует внедрению данной системы внутреннего контроля и трансляции опыта таких компаний среди бизнес-сообщества.

ОАО «МРСК Урала» одно из первых внедрило комплаенс в свою деятельность в результате взаимодействия с антимонопольным ведомством на территории Челябинской области и разъяснительной работы службы. Антимонопольная политика действует на всей территории деятельности компании - не только в филиале ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго», но и в «Пермэнерго» и в «Свердловэнерго».

Разработанная ОАО «МРСК Урала» комплаенс-система предусматривает наделение ответственного подразделения обязанностью управления антимонопольными рисками, внедрение внутренних механизмов и процедур по их ликвидации и минимизации, проведение обучающих мероприятий для сотрудников по повышению антимонопольных знаний, в также содержит информацию об основных правилах и запретах в сфере антимонопольного законодательства и Правил техприсоединения к электрическим сетям.

Кроме того, антимонопольная политика ОАО «МРСК Урала» направлена на формирование внутренней заинтересованности и личной ответственности сотрудников в соблюдении антимонопольного законодательства.

Отметим, что в последние годы основное количество нарушений со стороны данного хозяйствующего субъекта совершалось при осуществлении техприсоединения к электрическим сетям. Однако в результате принятия комплаенса количество нарушений при осуществлении техприсоединения к электрическим сетям со стороны ОАО «МРСК Урала» снижается. Так, в 2018 году Челябинским УФАС России в отношении компании было вынесено 39 постановлений о наложении штрафа за нарушение Правил техприсоединения на сумму 10,5 млн рублей, взыскано 11,1 млн рублей (в том числе за иной период). На 1 октября 2019 года вынесено 19 постановлений на сумму 3 млн рублей, взыскано 2,4 млн рублей.

 

9. Существует ли возможность гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения (с действующим статусом и тарифом) отказатья от оказания услуг водоотведения в части без выводв объектов водоотведения из эксплуатации в установленном законом порядке) со ссылкой на отсутствие балансовой принадлежности данных объектов предпринятию?

Согласно части 2 статьи 12  Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

При этом, исходя из буквального толкования данной нормы не следует, что объекты холодного водоснабжения и водоотведения должны находиться на балансе у гарантирующей организации, обязательным условием для присвоения статуса гарантирующей организации является присоединение к эксплуатируемым данной организации сетям водоснабжения и водоотведения наибольшего количества потребителей.

Статьей 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» закреплен порядок и условия временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказа от исполнения обязательств по договору водоснабжения и (или) водоотведения.

В данной норме законодатель закрепил закрытый перечень случаев, в которых организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, отказаться от исполнения договора водоснабжения и водоотведения, среди которых не предусмотрено прекращение оказания услуг водоснабжения и водоотведения по причине отсутствия объектов коммунального хозяйства на балансе организации.

Таким образом, отказ гарантирующей организации от оказания услуг  водоснабжения и водоотведения по причине отсутствия балансовой принадлежности данных объектов у гарантирующей организации, является неправомерным. Указанные действия хозяйствующего субъекта могут содержать признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Уклонения гарантирующей организацией от заключения договора водоснабжения и водоотведения является нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При наличии указанных фактов, Челябинское УФАС России рекомендует обратиться в соответствующим заявлением в антимонопольный орган.