Неделя конкуренции в Челябинской области стартовала с обсуждения реализации Нацплана развития конкуренции и нацпроектов

14 октября руководитель Челябинского УФАС России Анна Козлова открыла VI Неделю конкуренции в Челябинской области проведением круглого стола «Реализация Национального плана развития конкуренции в РФ и Национальных проектов РФ».

Анна Алексеевна сообщила о пятом «цифровом» антимонопольном пакете, призванном обеспечить соответствие инструментария антимонопольного регулирования эпохе цифровой экономики.

Кроме того, в настоящее время ФАС России внесены в Правительство Российской Федерации законопроекты о реформировании естественных монополий; об основах государственного регулирования цен (тарифов); об использовании результатов интеллектуальной деятельности без согласия патентообладателя в интересах жизни и здоровья; об антимонопольном комплаенсе; о повышении эффективности выявления и пресечения картелей. Также внесен в Государственную Думу и принят в первом чтении законопроект о запрете на создание унитарных предприятий на конкурентных рынках.

В Челябинской области в рамках реализации Нацплана утверждены 33 рынка по развития конкуренции, разработаны и реализуются соответствующие мероприятия. В конце октября запланировано совещание по реализации на территории региона Нацплана с участием заместителя руководителя ФАС России А.В. Доценко и губернатора Челябинской области А.Л. Текслера.

Анна Алексеевна обратила внимание участников мероприятия на приоритетное направление деятельности антимонопольных органов - предупреждение и пресечение картелей. Сейчас к самым картелизированным рынкам относятся стройка (прежде всего дорожное строительство), рынки лекарств и медицинских изделий, продуктов питания.

Эффективной борьбе с картелями способствует взаимодействие с правоохранительными органами. Так, Правительством РФ утверждена межведомственная программа по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на 2019-2023 гг. МВД РФ и Следственным комитетом РФ возбуждено и расследуется 46 уголовных дел об ограничении конкуренции, из них 23 по ст.178 УК РФ. 

ФАС России для выявления и пресечения картелей реализуется проект «Большой цифровой кот». Это программное обеспечение (веб-сервис), установленное на ПК сотрудников Управления по борьбе с картелями, позволяющее в автоматическом режиме по закрытым каналам связи получать объем данных (ЭТП, ФНС, интернет) и анализировать его на предмет соответствия заданным критериям. Посредством этого выявляются картели (или иные антиконкурентные соглашения), формируется доказательственная база и в автоматическом режиме формируется шаблон итогового документа.

Также одной из задач реализации Нацплана является снижение нарушений нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти. К 2020 году они должны сократиться минимум в 2 раза. Так, на территории РФ количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти снизилось на 14%, а за последние 3 года - на 40%. В Челябинской области в настоящее время такого серьезного снижения нарушений не наблюдается.

В заключении своего выступления Анна Алексеевна сообщила, что работа по реализации Национального плана развития конкуренции в РФ направлена на повышение благополучия граждан.

Заместитель руководителя Челябинского УФАС России Елена Рысева выступила с докладом «Реализация на территории Челябинской области Национального плана развития конкуренции в РФ». Елена Григорьевна рассказала об анализе порядков предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, проведенном антимонопольным органом.

Челябинским УФАС России выявлены несоответствия отдельных положений порядков требованиям действующего законодательства.

Так, к типичным нарушениям относится отсутствие в порядках четких сроков заключения такого соглашения или событий, позволяющих их рассчитать, претендентам невозможно установить их соответствие данному требованию.

Способы и порядок отбора организаций по указанным критериям порядки не содержат. В итоге установление данных критериев не позволяет получить субсидии хозяйствующим субъектам, которые ранее не получали средства из бюджета области или не начали реализовывать проект на дату подачи заявки, что может привести к безосновательному ограничению круга хозяйствующих субъектов, имеющих право на получение субсидии.

Челябинским УФАС России проанализированы итоги рассмотрения заявок претендентов, выявлены факты неправомерного принятия решения о предоставлении субсидии хозяйствующем субъектам, которые не предоставили документы в полном объеме либо их обоснование не содержит сведения, позволяющие сделать вывод о соответствии цели проекта порядку предоставления субсидии. В ряде случаев претенденты доносили недостающие документы за пределами сроков, установленных порядком.

Антимонопольным ведомством информация о выявленных нарушениях направлена в адрес губернатора Челябинской области.

Заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Влада Ливончик в своем докладе сообщила о контроле соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении закупок в рамках реализации нацпроектов. Большинство нарушений законодательства о контрактной системе выявлено при проведении закупок по нацпроектам «Безопасные и качественные дороги», «Экология», «Здравоохранение».

Кроме того, Влада Анатольевна рассказала о мерах реагирования по закупкам в рамках федерального проекта «Культурная среда». Так, для сельского населения Челябинской области к 2020 году планируется к приобретению 23 передвижных многофункциональных культурных центра (автоклуба). Так, до 31.12.2019 запланирована закупка 2 автоклубов, в течение 2020 года – 4 автоклубов, в течение 2023 года – 5 автоклубов, в 2024 году - еще 5 автоклубов.

На сегодняшний день в Челябинской области проведено 3 электронных аукциона на закупку передвижных многофункциональных культурных центров (автоклубов), 2 из которых признаны несостоявшимися в связи с тем, что до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе не поступило ни одной заявки. По результатам проведения третьего электронного аукциона заключен контракт с единственным участником – ООО «Мытищинский приборостроительный завод».

Челябинским УФАС России установлено, что муниципальные заказчики при осуществлении закупок формируют описание объекта закупки на основе письма Министерства культуры Российской Федерации, направленного руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры.

Согласно указанному письму паспорт приобретаемого транспортного средства должен быть зафиксирован как автоклуб. Производителю необходимо иметь соответствующую лицензию, одобрение типа транспортного средства и опыт в производстве данного вида техники, что, по мнению Челябинского УФАС России, не соответствует Закону о контрактной системе.

По факту выявленных нарушений Челябинским УФАС России в адрес Федеральной антимонопольной службы направлено письмо с просьбой дать оценку действий Министерства культуры Российской Федерации по составлению письма с рекомендациями по проведению закупок многофункциональных культурных центров (автоклубов) требованиям антимонопольного законодательства.

Нарушение правил описания объекта закупки приводит к ограничению количества участников ввиду невозможности поставить товар, соответствующий потребности заказчика, но не соответствующий требованиям документации о закупке.

По данному факту Челябинским УФАС России также направлено письмо в адрес губернатора Челябинской области.

Также с докладом «О деятельности Главного контрольного управления Челябинской области по реализации Национального плана развития конкуренции в РФ и национальных проектов РФ» выступил начальник Главного контрольного управления Челябинской области Дмитрий Агеев, с докладом «О деятельности Главного контрольного управления Челябинской области по реализации Национального плана развития конкуренции в РФ и национальных проектов РФ» - начальник управления инвестиционного развития Министерства экономического развития Челябинской области Елена Раевская, с докладом «О практике прокурорского надзора в сфере реализации национальных проектов» - Ольга Чумакова.

По итогам мероприятия его участники приняли решение о проведении отдельных рабочих групп с министерствами и ведомствами по конкретным нацпроектам.

Руководитель Челябинского УФАС России Анна Козлова и заместитель руководителя - начальник отдела контроля государственных и муниципальных закупок Челябинского УФАС России Влада Ливончик также провели брифинг по вопросу реализации в Челябинской области Национального плана развития конкуренции в РФ, проблемных вопросах развития конкуренции в Челябинской области и нарушениях в госзакупках при реализации нацпроектов.