Кассация признала законным штраф 650 тысяч рублей ООО «Прайс»

03 июля 2019 года Арбитражный суд Уральского округа подтвердил правомерность постановления Челябинского УФАС России о наложении на ООО «Прайс» штрафа в размере 650 тысяч рублей. Указанное административное наказание было назначено компании за нарушение антимонопольного законодательства при реализации сжиженного углеводородного газа в баллонах для бытовых нужд населения на газонаполнительной станции ООО «Прайс» в г. Челябинске.

 

Напомним, в июле 2017 года Челябинское УФАС России установило, что стоимость сжиженного углеводородного газа в баллонах для бытовых нужд населения на газонаполнительной станции ООО «Прайс» в г. Челябинске превышала предельно максимальную розничную цену.

 

Розничная цена на сжиженный углеводородный газ в баллонах для бытовых нужд населения у газонаполнительной организации, которая осуществляет свою деятельность через газонаполнительную станцию, подлежит государственному регулированию и утверждается Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области. Стоит отметить, что в настоящее время население не имеет возможности приобрести газ в баллонах по регулируемой цене на газонаполнительной станции, поскольку ООО «Прайс» отказалось от получения балансового газа.

 

Компания на протяжении 2016 года и января 2017 года на единственной газонаполнительной станции в г. Челябинске реализовывала сжиженный углеводородный газ по ценам, превышающим утвержденные министерством в 2015 году цены. При этом ООО «Прайс» не обращалось в тарифный орган с заявлениями об утверждении иной розничной цены на газ в баллонах, предназначенный для бытовых нужд населения.

 

ООО «Прайс» занимает доминирующее положение на рынке розничной торговли сжиженным углеводородным газом в баллонах для бытовых нужд населения по регулируемым государством ценам на территории г. Челябинска по итогам 2015 – 2016 годов и января 2017 года.

 

Например, обратившийся с заявлением в Челябинское УФАС России гражданин сообщил о приобретении газа в баллоне 5 л по цене 100 рублей. При этом допустимая розничная цена за указанный объем газа составляет порядка 45 рублей. Также на принадлежащем ООО «Прайс» сайте размещалась информация о ценах на газ, значительно превышающих установленные цены.

 

Основная часть газа реализовывалась ООО «Прайс» с участием других хозяйствующих субъектов. Так, газ реализовывался индивидуальными предпринимателями на АЗС под брендом «Price», предоставленных им в субаренду ООО «Прайс». За продажу газа на данных АЗС предприниматели получали комиссионное вознаграждение от компании.

 

Также ООО «Прайс» продавало газ по договору купли-продажи по регулируемой розничной цене организациям, которые затем перепродавали его, в том числе населению. При этом ООО «Прайс» обязано было реализовывать газ, который приобрело по регулируемой оптовой цене, только населению, а не другим хозсубъектам.

 

Антимонопольная служба в ходе рассмотрения дела установила, что граждане, использующее газ в баллонах для бытовых нужд, фактически столкнулись с отсутствием возможности его приобретения по регулируемой цене на газонаполнительной станции в г. Челябинске.

 

Кроме того, с конца 2016 года были установлены дополнительные барьеры для данных покупателей, заключающиеся в обязательном предоставлении ими ряда документов (копии паспорта с пропиской в определенных муниципальных образованиях и справки УК о газификации дома).

 

Недостаточная информированность населения о регулируемой цене на газ, по которой граждане вправе его приобретать, и неудовлетворительная организация снабжения населения газом в Челябинской области привели к отрицательному для потребителей газа результату, покупке его по завышенным ценам.

 

Челябинское УФАС России признало, что вышеназванные действия компании нарушают установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования и выдало предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 

ООО «Прайс» исполнило предписание Челябинского УФАС России.

 

Согласно п.10 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

 

Правомерность решения антимонопольной службы подтверждена судами трех инстанций. Ранее постановление о наложении штрафа было подтверждено Арбитражным судом Челябинской области и Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом.