Управление муниципальным имуществом (подземными переходами) с 2013 года дважды попадало в поле зрения Челябинского УФАС России

В 2013 году Челябинское УФАС России в ходе рассмотрения антимонопольного дела в отношении Управления культуры города Челябинска выявило факт передачи МАУ «Кировка» подземных переходов Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска. Данное учреждение является подведомственным учреждением Управления культуры Администрации города Челябинска.

 

Установлено, что из муниципальной казны г. Челябинска на баланс указанного учреждения переданы подземные переходы на перекрестке пр. Ленина, ул. Кирова и ул. Цвиллинга (площадь - 1193,1 кв.м) и подземный переход на перекрестке пр. Ленина и ул. Цвиллинга (площадь - 1470,9 кв.м). 

 

Указанные подземные переходы, включающие более ста торговых павильонов розничной торговли товарами народного потребления и оказания бытовых услуг населению, являлись экономически привлекательными для хозяйствующих субъектов. При этом арендодателем указанного муниципального имущества выступало МАУ «Кировка». 

 

Учреждение самостоятельно определяло условия договора аренды данного имущества. В результате для организаций (индивидуальных предпринимателей) создавались различные условия конкуренции с использованием муниципального имущества. При этом арендные платежи за пользование данным имуществом и штрафные санкции по договорам аренды перечислялись на расчетный счет МАУ «Кировка».

 

В конце 2018 года Челябинское УФАС России по результатам рассмотрения антимонопольного дела установило, что данные подземные переходы переданы в оперативное управление МАУ «Городской сад им. А. С. Пушкина» в связи с реорганизацией МАУ «Кировка».

 

МАУ «Городской сад им. А. С. Пушкина» также является подведомственным учреждением Управления. 

 

Учреждением с использованием указанного имущества также осуществлялся предусмотренный Уставом вид деятельности – передача в аренду торговых павильонов и частей подземных переходов. В результате доход учреждения в 2016 году составит 12, 2 млн руб., в 2017 – 10, 4 млн руб., в 2018 году – 4, 1 млн руб. (по состоянию на 14.09.2018).

 

Установлено, что в апреле 2018 года Администрацией города МАУ «Городской сад им. А. С. Пушкина» согласовано заключение договора аренды подземных переходов без проведения торгов сроком на 4 года и 11 месяцев с ООО «Лоция». При этом нормативно-правового обоснования принятия Распоряжения Администрации о предоставлении ООО «Лоция» такой муниципальной преференции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства сторонами не представлено.

 

Стоит отметить, что в силу действующего законодательства, в частности Закона об автономных учреждениях, автономные учреждения создаются в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в определенных сферах, включая сферу культуры. Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ и должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность. Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в определённых сферах; основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе).

 

Применительно к рассматриваемой ситуации, из учредительных документов указанных муниципальных учреждений следует, что они созданы для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления города Челябинска в сфере культуры.

 

Однако предоставленные муниципальным автономным учреждениям подземные переходы с учетом их назначения непосредственно для оказания услуг в сфере культуры не используются, часть указанных сооружений в целях осуществления торговой деятельности хозяйствующими субъектами предоставляется им в аренду. 

 

Указанное обусловлено действиями Управления по включению в Уставы таких видов деятельности, как сдача имущества в наем.

 

Таким образом, при рассмотрении указанных дел антимонопольный орган пришел к выводу, что действия Управления по наделению функциями органа местного самоуправления муниципальных учреждений путем включения в Уставы видов деятельности, не несоответствующих целям создания автономного учреждения, являются нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Кроме того, Челябинское УФАС России по результатам рассмотрения дела 2018 года выдало Управлению предписание о прекращении нарушения, в том числе путем направления в Комитет ходатайства о прекращении права оперативного управления муниципальным имуществом, использование которого не соответствует предмету и целям деятельности МАУ «Городской сад им. А. С. Пушкина».

 

В настоящее время Управлением представлены документы, подтверждающие исполнение указанного пункта предписания.

 

В отношении виновных должностных лиц возбуждены дела об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ, за нарушение которой предусмотрено наложение административного штрафа от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.



* по материалам информации, опубликованной 04.07.2019 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте сети информационных порталов «74.ru» под заголовком «Тайны подземелья: кто и кому за копейки отдал в центре Челябинска переходы, приносящие миллионы» https://74.ru/text/gorod/66147664/?from=gorodonline_old