Предупреждение Челябинского УФАС России по организации ярмарок правомерно

Арбитражный суд Уральского округа признал законным выданное антимонопольным органом в марте 2018 года предупреждение Администрации г. Челябинска.

 

Челябинское УФАС России по заявлению индивидуального предпринимателя установило признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях органа местного самоуправления по предоставлению МАУ «Привокзальная площадь» возможности организации и проведения ярмарок.

 

Так, Администрацией в 2009 году для оказания услуг в сфере культуры создано МАУ «Привокзальная площадь», учредителем которого является Управление культуры Администрации г. Челябинска. Управление культуры наделило учреждение функциями, которые не могут быть отнесены к сфере культуры (организация и проведение культурно-массовых, спортивных, оздоровительных, театрализованных, просветительских мероприятий, праздников, гуляний, концертов, ярмарок, зрелищно-развлекательных мероприятий, организация мест стоянок для посадки-высадки пассажиров легкового такси, автопарковок, автостоянок на территории города), а также функциями органа местного самоуправления по распоряжению муниципальным имуществом, организации торговли.

 

В связи с этим учреждению были предоставлены в бессрочное пользование земельные участки, в том числе в целях организации, проведения и эксплуатации ярмарок. Для реализации этих целей Администрация ежегодно принимала распоряжения «О разрешении на проведение ярмарки МАУ «Привокзальная площадь», фактически разбивая год на отдельные периоды.

 

Согласно Положению, устанавливающему порядок организации ярмарок на территории Челябинской области, ярмарка – это самостоятельное рыночное мероприятие, имеющее временный характер, организованное в установленном месте, вне пределов розничных рынков и на установленный срок, в целях продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) участниками ярмарки.

 

Однако на предназначенной для проведения ярмарки территории размещались нестационарные торговые объекты, в которых осуществлялась торговля молочной и колбасной продукцией, фруктами и иными товарами. При этом указанные торговые объекты находились на данных земельных участков в нарушение Закона о торговле и муниципальных актов, поскольку не были включены в схему размещения НТО в г. Челябинске.

 

Кроме того, согласно заявкам МАУ «Привокзальная площадь» целью организации ярмарки должна являться реализация пенсионерами-садоводами собственной продукции, выращенной в личных подсобных хозяйствах, продукции растениеводства и цветоводства, продукции питания, изделий народного промысла. При этом в изданных Администрацией распоряжениях информация о таких целях проведения ярмарок отсутствовала.

 

Установлено, что учреждение на предоставленной для организации ярмарок территории - на бульваре по ул. Воровского от ул. Худякова до ул. Образцова - непрерывно на протяжении нескольких лет предоставляло на платной основе право размещения объектов мелкорозничной торговой сети и объектов оказания услуг населению: павильонов и магазинов модульного типа, торговых киосков, киосков бытового обслуживания, торговых лотков, витрин, стеллажей.

 

Указанные обстоятельства подтверждаются информацией об итогах проведения ярмарок, предоставляемой МАУ «Привокзальная площадь» в адрес Администрации. Сведения о предоставлении мест на ярмарках для реализации изделий народного промысла, а также собственной продукции пенсионеров-садоводов в отчетах учреждения отсутствуют.

 

Кассация указала, что организация и размещений торговых объектов МАУ «Привокзальная площадь» под законодательное понятие «ярмарка» не подпадают. Кроме того, такая деятельность не относится к уставной деятельности МАУ «Привокзальная площадь» - деятельности в сфере культуры.

 

Таким образом, ведомство правомерно предупредило Администрацию о необходимости прекращения действий, содержащих признаки нарушения требований ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, в том числе об отмене принятых распоряжений. Кроме того, Управлению культуры выдано предупреждение о прекращении наделения МАУ «Привокзальная площадь» функциями органа местного самоуправления, в том числе путем исключения из его Устава функций по распоряжению муниципальным имуществом, организации торговли, обеспечению безопасности на территории, на которой предоставляются муниципальные услуги.

 

Необходимо отметить, что Администрация и Управление не исполнили предупреждения Челябинского УФАС России, в связи с чем ведомством было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства. По итогам рассмотрения указанного дела Администрация и Управление признаны нарушившими Закон о защите конкуренции и Закон о торговле.

 

Согласно ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

 

Согласно ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов.

 

Управлению выдано предписание о прекращении нарушения законодательства – приведении Устава в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства.