Челябинское УФАС России передает информацию о раскрытом сговоре компаний на 63 млн рублей в правоохранительные органы

26 февраля Челябинское УФАС России установило, что ООО «Строительная компания», ООО «Гравитон и ООО «Теплогаз» заключили антиконкурентное соглашение при участии в 16 аукционах по строительству, ремонту и замене тепловых и газовых сетей в 2016-2017 годах.

 

Начальная цена контрактов составила более 63 млн рублей. Заказчиками закупок являются Администрации Миасского, Чебаркульского и Карабашского городских округов.

 

Целью заключения данного соглашения являлись имитация на торгах конкурентной борьбы и заключение контрактов по максимальной цене. При этом ООО «Строительная компания» и ООО «Гравитон» заранее договаривались о том, кто станет победителем. ООО «Теплогаз» же выполняло роль номинального участника, усиливающего разыгрываемую двумя участниками картеля псевдоконкуренцию на торгах.

 

Участники сговора применяли несколько антиконкурентных схем. При отсутствии на торгах иных добросовестных участников заявку подавал только один из хозсубъектов, фактически снижая начальную цену на 0,5%, второй же участник либо бездействовал, либо также минимально снижал цену.

 

При участии в закупках других компаний заранее определенные участники картеля намеренно занижали начальную цену контрактов, зная о последующем отклонении своих заявок по причине их несоответствия требованиям аукционной документации. Такая стратегия была направлена на устранение иных компаний из борьбы в связи с отсутствием экономического интереса дальнейшего участия в аукционах и, как и при применении первой антиконкурентной схемы, заключения контракта ООО «Строительная компания» или ООО «Гравитон» по наиболее высокой цене.

 

По словам руководителя Челябинского УФАС России Анны Козловой, указанная информация была получена в рамках взаимодействия управления и ГУ МВД России по Челябинской области. Кроме того, один из хозяйствующих субъектов добровольно сознался в своем участии в сговоре и представил службе информацию, подтверждающую нарушение антимонопольного законодательства.

 

По результатам рассмотрения дела ООО «Строительная компания», ООО «Гравитон и ООО «Теплогаз» признаны нарушившими п.2 ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции.

 

Согласно п.2 ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

 

Необходимо отметить, что действующим законодательством предусмотрено освобождение от административной ответственности юридического лица, первым сообщившим о своем участии в антиконкурентном соглашении. Однако данное условие не распространяется на юридическое лицо, являющееся организатором картеля. Эти обстоятельства будут изучены Челябинским УФАС России в рамках готовящихся к возбуждению дел об административных правонарушениях. За участие в картеле действующим законодательством установлены штрафы от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов.

 

В связи с тем, что заключение и участие в данном антиконкурентном соглашении привело к извлечению компаниями крупного дохода в размере более 50 млн рублей, антимонопольное ведомство готовит материалы дела для передачи в правоохранительные органы с целью изучения указанных действий на наличие признаков уголовного преступления.

 

Согласно ч.1 ст.178 Уголовного кодекса РФ ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере, - наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.