Итоги: в 2018 году нарушители оплатили в бюджет штрафы на общую сумму 35 млн рублей

14 февраля в ИА «Интерфакс-Урал» состоялась пресс-конференция руководителя Челябинского УФАС России Анны Козловой об итогах, тенденциях и делах 2018 года. Также о деятельности ведомства сообщила заместитель руководителя Челябинского УФАС России Елена Рысева.

 

 

Общие итоги

В 2018 году Челябинским УФАС России рассмотрено 4458 (4447 – в 2017 году) обращений и заявлений хозяйствующих субъектов, физических лиц и органов власти и управления. Из них:

  • 965 (492) заявлений по признакам нарушения антимонопольного законодательства;
  • 169 (149) заявлений по нарушениям правил техприсоединения к энерго-, тепло-, водо- и газовым сетям;
  • 401 (329) заявление по признакам нарушения законодательства о рекламе;
  • 1714 (1931) заявлений и обращений по законодательству о контрактной системе;
  • 336 (366) жалоб на заказчиков при проведении различных торгов, рассматриваемых в порядке ст.18.1 Закона о защите конкуренции;
  • 14 (37) обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков по корпоративным закупкам и иным торгам;
  • 6 (8) ходатайств о предоставлении государственной и муниципальной преференций;
  •  2 (21) обращения на нарушения закона о торговой деятельности;
  • 0 (1) ходатайств по экономической концентрации;
  • 851 (1113) обращение на рост цен на продукты питания, нефтепродукты и услуги естественных монополий; обращений посредством электронных средств за разъяснениями по применению антимонопольного, рекламного законодательства и закона о торговле, а также по вопросам защиты прав потребителей при оказании услуг ЖКХ, транспорта и иных, которые не только направлены по подведомственности, но по ним даны разъяснения по поставленным вопросам.

Общее количество обращений стабилизировалось и составляет около 4,5 тыс. в год, в том числе через электронные средства.

При этом более чем наполовину выросло количество обращений по злоупотреблениям доминирующим положением - с 492 до 619, по 606 отказано ввиду отсутствия признаков, поскольку эти обращения не связаны с полномочиями антимонопольного органа, например, в сфере ЖКХ и тарифообразования, либо обращения касаются нарушений правил техприсоединения, которые не являются нарушениями антимонопольного законодательства.

Значительно сократилось количество обращений на действия и акты органов власти, ограничивающие конкуренцию- с 268 в 2017 году до 183 в 2018 году.

Увеличилось количество обращений на нарушения законодательства о рекламе с 329 в 2017 году до 401 в 2018 году.

Количество обращений по остальным направлениям контроля существенно не изменилось, а только перераспределились по сферам экономической деятельности. Прекратили поступать обращения по навязыванию дополнительных услуг по ОСАГО, сократилось количество обращений на рост цен на продукты питания, имеет место рост обращений на цены в сфере ЖКХ (неправильный расчет, нормативы, ненадлежащее качество услуг и т.д.), которые направлены по подведомственности в ГУ «Государственная жилищная инспекция Челябинской области».

       

  1. Антимонопольный контроль

На протяжении последних лет отмечалось снижение количества обращений в антимонопольный орган на нарушения антимонопольного законодательства, в 2018 году оно увеличилось вдвое - с 492 обращений в 2017 году до 965 в 2018 году, что связано с изменениями действующего законодательства и полномочий антимонопольного органа.

Незначительно сократилось количество возбужденных дел и вынесенных предписаний, но дела становятся более сложными. Так, в 2017 году всего возбуждено 71 дело, признано 65 фактов нарушений антимонопольного законодательства, в 52 случаях выданы предписания. В 2018 году возбуждено 66 дел, признано 52 факта нарушений, выдано 46 предписаний.

Более половины обращений составляют обращения на монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов (злоупотребление доминирующим положением, особенно в сфере деятельности естественных монополий: электроснабжение, водоснабжение, теплоснабжение и газоснабжение, ценообразование, антиконкурентные соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов и недобросовестную конкуренцию).

1.1. В 2018 году наблюдается значительное увеличение количества обращений по злоупотреблениям доминирующим положением - 619 (176 в 2017 году), большинство из которых завершилось отказом в возбуждении дела ввиду отсутствия доказательств нарушения либо самого нарушения, выполнения предупреждения, изменения действующего законодательства. Увеличение количества обращений не привело к увеличению количества возбужденных дел. В 2018 году возбуждено 9 дел (8 в 2017 году), признано, как и в прошлом году, 5 фактов, выдано 2 предписания (4 в 2017 году).

Положительно работает институт предупреждений, большинство из которых на территории Челябинской области исполняются. В 2018 году выдано 5 предупреждений по фактам злоупотребления доминирующим положением (11 в 2017 году), 4 из которых исполнены (9 в 2017 году).

С 2016 года антимонопольными органами выдаются предупреждения по фактам недобросовестной конкуренции, а также по актам и действиям органов власти, ограничивающим конкуренцию.

Так, в 2018 году по фактам недобросовестной конкуренции значительно выросло количество мер предупредительного характера - выдано 47 (24 в 2017 году) предупреждений, большинство из которых (41) исполнено. По 6 фактам возбуждено дело по признакам недобросовестной конкуренции.

Наблюдается сокращение выданных предупреждений органам власти - с 93 в 2017 году до 60 в 2018 году. Большую часть предупреждений (37) исполнено, остальные находится в стадии исполнения. Только 12 не исполнено и возбуждено 12 дел по ст. 15 Закона о защите конкуренции. Большинство связаны с актами и действиями органов власти на рынке ритуальных услуг и с передачей сетей (водо- и теплоснабжения) хозсубъектам без торгов.

За злоупотребление доминирующим положением в 2018 году возбуждено 12 дел об административных правонарушениях в отношении юридических и должностных лиц (5 в 2017 году), выдано 11 постановлений о наложении штрафов (4 в 2017 году) на сумму 1,5 млн руб. (2,6 млн рублей в 2017 году), уплачено 2,3 млн руб. (1,8 млн руб. в 2017 году).

В 2018 году рассмотрено 169 обращений на нарушения Правил подключения к электрическим, газовым сетям, сетям тепло- и водоснабжения (149 в 2017 году), выявлено 67 нарушений (74 в 2017 году), выдано 52 постановления о наложении штрафов (61 в 2017 году) на сумму 8,7 млн руб. (9,3 млн руб. в 2017 году) уплачено штрафов на сумму 12,9 млн руб. (2, 7 млн руб. в 2017 году), 15 штрафов заменено субъектам малого и среднего бизнеса на предупреждение. Большую часть занимают обращения на нарушения правил присоединения к электрическим сетям.

       

1.2. Выявление и пресечение картельных соглашений является приоритетным направлением деятельности антимонопольных органов на ближайшие годы. Количество обращений растет, что связано с выявлением и пресечением Челябинским УФАС России сговоров на торгах и положительной судебной практикой, поддерживающей позицию антимонопольного органа. Так, в 2018 году поступило 48 обращений и возбуждено 7 дел (поступило 34 обращения, возбуждено 7 дел в 2017 году), признано 5 фактов (7 фактов в 2017 году) и выдано 15 (16 в 2017 году) предписаний.

По антиконкурентным действиям органов власти и хозяйствующих субъектов возбуждено три дела, признано три нарушения.

Возбуждено 56 дел об административных правонарушениях в отношении виновных юридических и должностных лиц (12 в 207 году), вынесено 52 постановления (11 в 2017 году) на сумму 18,5 млн руб. (1,1 млн руб. в 2017 году), уплачено 9,5 млн руб. (360 тыс. руб. в 2017 году). Значительная часть дел об административных правонарушениях окончена в 2018 году по делам прошлого года.

 

1.3. Количество обращений по фактам недобросовестной конкуренции выросло с 82 в 2017 году до 100 в 2018 году, и, соответственно, выросло – практически вдвое -  количество выданных предупреждений: с 24 в 2017 году до 47 в 2018 году, 41 (22 в 2017 году) из которых исполнено, то есть 41 факт недобросовестной конкуренции пресечен без возбуждения дела в новом предупредительном порядке.

Количество возбужденных дел и признанных фактов по недобросовестной конкуренции сократилось ввиду исполнения предупреждений. Так, количество возбужденных дел в 2018 году составляет 20 (в 2017 году - 30), принятых решений о признании факта – 16 (в 2017 году – 20), выдано 15 предписаний (в 2017 году – 12).

Возбуждено 30 дел об административном правонарушении за недобросовестную конкуренцию (42 в 2017 году) в отношении виновных должностных и юридических лиц, вынесено 30 постановлений о наложении штрафа (39 в 2017 году) на сумму более 1,5 млн руб. (2 млн руб. в 2017 году), уплачено 654 тыс. руб. (998 тыс. руб. в 2017 году).

 

1.4. В 2017 году значительно сократилось количество обращений на акты и действия органов власти, ограничивающие конкуренцию - со 150 в 2017 году до 120 в 2018 году. По 20 обращениям отказано ввиду отсутствия признаков нарушения. Значительно сократилось количество предупреждений - с 93 в 2017 году до 60 в 2018 году, количество возбужденных дел - с 15 в 2017 году до 12 в 2018 году и предписаний с 12 в 2017 году до 6 в 2018 году. Возбуждено в 2018 году 34 дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц органов власти (19 в 2017 году). Вынесено 29 постановлений о наложении штрафа (15 в 2017 году) на сумму 435 тыс. руб. (180 тыс. руб. в 2017 году) уплачено 314 тыс. руб. (277 тыс. руб. в 2017 году).

 

1.5. Активно предпринимателями используется механизм короткого обжалования действий организаторов торгов, заказчиков и комиссий при проведении различных обязательных торгов, рассматриваемых в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Однако ввиду изменений действующего законодательства и судебной практики в 2018 году сократилось количество  жалоб по обязательным торгам. Так, в Челябинское УФАС России в 2018 году поступило 336 жалоб (366 жалоб в 2017 году), однако, почти 40% - 141 жалоба (157 в 2017 году) возвращены заявителям в связи с отсутствием подписи и несоответствием оснований обращений с жалобой части 10 статьи 3 Закона о закупках, или перенаправлена по подведомственности, а также отозваны заявителем. Рассмотрено 195 жалоб (223 в 2017 году), признаны обоснованными 69 (95 в 2017 году). Таким образом, около 30% жалоб являются обоснованными.

В отношении виновных юридических и должностных лиц, нарушающих Закон о закупках возбуждено 67 дел об административных правонарушениях (77 в 2017 году), вынесено постановлений о наложении штрафа 62 (66 в 2017 году) на сумму 413 тыс. руб. (298 тыс. руб. в 2017 году), уплачено штрафов на сумму 290 тыс. руб. (412 тыс. руб. в 2017 году).

При этом не сокращается количество жалоб на органы власти, являющиеся организаторами торгов, заказчиками, на нарушения порядка проведения торгов. Наиболее часто обращались с жалобами на торги по отбору концессионера, выбору перевозчика, аренде и продаже земельных участков, торги по продаже арестованного имущества и банкротству предприятий.

В 2018 году рассмотрено 77 жалоб в отношении заказчиков, организаторов торгов - органов власти (83 в 2017 году), около 40% признаны обоснованными – 33 (32 жалобы в 2017 году). Возбуждено 147 дел об административных правонарушениях по статье 7.32.4 КоАП РФ в отношении виновных лиц за нарушения порядка организации и проведения торгов (78 в 2017 году). Выдано 112 постановлений о наложении штрафа (73 в 2017 году) на сумму почти 2 млн руб. (1, 1 млн руб. в 2017 году), уплачено около 1 млн руб. (400 тыс. руб. в 2017 году).

Такая активность предпринимателей объясняется тем, что в 2012 году вступила в силу статья 18.1 Закона о защите конкуренции, которая дала право антимонопольному органу в укороченной процедуре (всего 7 дней плюс еще 7 дней) рассматривать жалобы на различные торги, организатором которых выступает любой заказчик, и принимать меры реагирования вплоть до аннулирования торгов. В Челябинской области немало интересных и прецедентных решений, связанный с продажей и передачей в аренду без торгов государственного и муниципального имущества, концессионных соглашений, земельных участков, выбора управляющих компаний и т.д., которые прошли судебную проверку.

Челябинским УФАС России за 2018 год подготовлено два обобщения судебной практики по обжалованию решений антимонопольных органов в судах и выпущен сборник совместно с ЧФ РАНХиГС, который будет полезен широкому кругу предпринимателей. Сборник размещен на сайте Челябинского УФАС России. 

 

1.6. Несмотря на активное адвокатирование конкуренции Челябинским УФАС России, большинство обращений по признакам нарушений антимонопольного законодательства (как полагают заявители), завершается отказом в возбуждении дела, перенаправлением по подведомственности либо разъяснением порядка обращения по обжалованию в сфере тарифного регулирования. Это связано с незнанием гражданами и предпринимателями законодательства и полномочий антимонопольного органа, а также непониманием различий в полномочиях антимонопольного органа и Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области и ГУ «Государственная жилищная инспекция Челябинской области».

Около 10 % устраняется до возбуждения дела путем исполнения предупреждения, выданного антимонопольным органом по признакам нарушения.

 

        Справка:

«Четвертым антимонопольным пакетом» внесены и вступили с начала 2016 года поправки, исключающие из полномочий антимонопольных органов рассмотрение обращений граждан, не связанных с предпринимательской деятельностью. Антимонопольным органом рассматриваются обращения граждан-потребителей на действия хозсубъектов, занимающих доминирующее положение, которые нарушают  права неопределенного круга потребителей.

Кроме того, в связи с передачей полномочий по ценовому регулированию естественных монополий и некоторых других сфер экономической деятельности антимонопольному органу граждане могут обращаться по вопросам нарушения установленного действующим законодательством порядка ценообразования на регулируемые виды деятельности, товары и услуги в Центральный аппарат ФАС России.                       

       

  1. Контроль за соблюдением рекламного законодательства

Значительную долю обращений в антимонопольный орган составляют заявления по признакам нарушений рекламного законодательства. Количество обращений выросло с 329 в 2017 году до 401 в 2018 году. Возбуждено 118 дел по признакам нарушения рекламного законодательства (131 в 2017 году), признано 95 фактов нарушений (117 в 2017 году), выдано 51 предписание (77 в 2017 году).  Обжаловано в суд 7 решений, отменено 1 (11 в 2017 году, отменено 3).

Возбуждено 135 дел (134 в 2017 году) об административном правонарушении, вынесено 51 постановление о наложении штрафа (52 в 2017 году) на сумму 1,5 млн руб. (1,1 млн руб. в 2017 году), уплачено 1,2 млн руб. (650 тыс. руб.  в 2017 году). Обжаловано 6 постановлений о наложении штрафа (2 в 2017 году), отменено 1 полностью и 2 по малозначительности правонарушения (1 по малозначительности правонарушения в 2017 году).

Более половины дел об административных правонарушениях завершается заменой штрафа на предупреждение ввиду принятия статьи 4.1.1 КоАП РФ в 2016 году, обязывающей правоприменителя (антимонопольный орган) заменить штраф на предупреждение в случае, если субъектом правонарушения является субъект малого и среднего предпринимательства либо его должностное лицо, при нарушении рекламного законодательства впервые. Всего в 2018 году в 71 случае (в 63 случаях в 2017 году) антимонопольный орган заменил штраф на предупреждение.

 

        3.Контроль соблюдения законодательства о контрактной системе

Незначительно сократилось общее количество обращений в антимонопольный орган на нарушения законодательства о контрактной системе.  Так, в 2018 году поступило всего обращений 1714 (1931 в 2017 году), из них жалоб участников закупки – 784 (920 в 2017 году), из которых отозвано или возвращено 221 жалоба (204 в 2017 году), рассмотрено жалоб 563 (642 в 2017 году). Из 563 рассмотренных 246 (250 в 2017 году) жалоб признаны обоснованными. За время применения законодательства о госзакупках процент обоснованных жалоб составлял от 48 до 51%, в 2015 - 2017 годах – 39 - 40%, в 2018 году - 44%.

По результатам рассмотрения жалоб выдано 275 (332 в 2017 году) предписаний. Сократилось более чем на треть количество внеплановых проверок – с 274 в 2017 году до 172 в 2018 году.

Значительно выросло количество дел об административных правонарушениях за нарушения законодательства о контрактной системе. Так, в 2018 году в отношении 634 должностных лиц заказчика возбуждены дела об административном правонарушении (461 в 2017 году), вынесено 571 постановление о наложении штрафа (366 в 2017 году) на сумму почти 7 млн руб. (5,1 млн руб. в 2017 году), уплачено 5,7 млн руб. (3,2 млн руб. в 2017 году).

Таким образом, увеличилось количество должностных лиц, привлеченных к административной ответственности в виде штрафа и вынесено 47 устных замечаний, что составляет около 13 % от возбужденных дел.

 

        4.Административная практика

Всего Челябинским УФАС России в 2018 году, в т.ч. в результате рассмотрения заявлений, проведения проверок возбуждено производство по 1023 (1288 в 2017 году) делам о нарушениях антимонопольного, рекламного законодательства, законодательства о закупках и о торговой деятельности, в результате рассмотрения которых выдано 506 (579 в 2017 году) предписаний и 112 (133 в 2017 году) предупреждений.

За нарушение рекламного, антимонопольного законодательства, законодательства о закупках и о торговой деятельности рассмотрено 1266 (916 в 2017 году) дел об административных нарушениях, по итогам рассмотрения которых вынесено 990 (705 в 2017 году) постановлений о наложении штрафа на сумму более 43,1 млн руб. (более 70 млн руб. в 2017 году), взыскано штрафов на сумму почти 35 млн руб. (более 15 млн руб. в 2017 году), выдано предупреждений 113 (64 в 2017 году).

Из них обжаловано в суд 267 (142 постановления в 2017 году), отменено полностью всего 13 (4 в 2017 году), 67 штрафов заменено на устное замечание (52 в 2017 году, в основном, по нарушениям законодательства о контрактной системе).

Количество возбужденных дел об административных правонарушениях и вынесенных постановлений выросло на треть по сравнению с прошлым годом, почти вдвое выросло количество предупреждений за нарушения рекламного законодательства субъектами малого бизнеса и законодательства, регулирующего порядок проведения торгов и порядок техприсоединения к различным сетям - 113 (вынесено в 2017 году 63 предупреждения).

Представители Челябинского УФАС России приняли участие в 973 заседаниях Арбитражного суда (1064 в 2017 году).