Кассация признала законным решение по делу о нарушении законодательства при реализации газа населению

6 февраля Арбитражный суд Уральского округа оставил в силе решение Челябинского УФАС России в отношении ООО «Прайс», нарушившего антимонопольное законодательство при реализации сжиженного углеводородного газа в баллонах для бытовых нужд населения на газонаполнительной станции ООО «Прайс» в г. Челябинске.

 

Напомним, в июле 2017 года Челябинское УФАС России установило, что стоимость сжиженного углеводородного газа в баллонах для бытовых нужд населения на газонаполнительной станции ООО «Прайс» в г. Челябинске превышала предельно максимальную розничную цену.

 

Розничная цена на сжиженный углеводородный газ в баллонах для бытовых нужд населения у газонаполнительной организации, которая осуществляет свою деятельность через газонаполнительную станцию, подлежит государственному регулированию и утверждается Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области. Стоит отметить, что в настоящее время население не имеет возможности приобрести газ в баллонах по регулируемой цене на газонаполнительной станции, поскольку ООО «Прайс» отказалось от получения балансового газа.

 

Компания на протяжении 2016 года и января 2017 года на единственной газонаполнительной станции в г. Челябинске реализовывала сжиженный углеводородный газ по ценам, превышающим утвержденные министерством в 2015 году цены. При этом ООО «Прайс» не обращалось в тарифный орган с заявлениями об утверждении иной розничной цены на газ в баллонах, предназначенный для бытовых нужд населения.

 

ООО «Прайс» занимает доминирующее положение на рынке розничной торговли сжиженным углеводородным газом в баллонах для бытовых нужд населения по регулируемым государством ценам на территории г. Челябинска по итогам 2015 – 2016 годов и января 2017 года.

 

Например, обратившийся с заявлением в Челябинское УФАС России гражданин сообщил о приобретении газа в баллоне 5 л по цене 100 рублей. При этом допустимая розничная цена за указанный объем газа составляет порядка 45 рублей. Также на принадлежащем ООО «Прайс» сайте размещалась информация о ценах на газ, значительно превышающих установленные цены.

 

Основная часть газа реализовывалась ООО «Прайс» с участием других хозяйствующих субъектов. Так, газ реализовывался индивидуальными предпринимателями на АЗС под брендом «Price», предоставленных им в субаренду ООО «Прайс». За продажу газа на данных АЗС предприниматели получали комиссионное вознаграждение от компании.

 

Также ООО «Прайс» продавало газ по договору купли-продажи по регулируемой розничной цене организациям, которые затем перепродавали его, в том числе населению. При этом ООО «Прайс» обязано было реализовывать газ, который приобрело по регулируемой оптовой цене, только населению, а не другим хозсубъектам.

 

Антимонопольная служба в ходе рассмотрения дела установила, что граждане, использующее газ в баллонах для бытовых нужд, фактически столкнулись с отсутствием возможности его приобретения по регулируемой цене на газонаполнительной станции в г. Челябинске.

 

Кроме того, с конца 2016 года были установлены дополнительные барьеры для данных покупателей, заключающиеся в обязательном предоставлении ими ряда документов (копии паспорта с пропиской в определенных муниципальных образованиях и справки УК о газификации дома).

 

Недостаточная информированность населения о регулируемой цене на газ, по которой граждане вправе его приобретать, и неудовлетворительная работа органов местного самоуправления по организации снабжения населения газом привели к отрицательному для потребителей газа результату, покупке его по завышенным ценам.

 

Челябинское УФАС России признало, что вышеназванные действия компании нарушают установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования и выдало предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 

ООО «Прайс» исполнило предписание Челябинского УФАС России.

 

Согласно п.10 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

 

За нарушение антимонопольного законодательства Челябинское УФАС России оштрафовало компанию на 650 тысяч рублей. Правомерность постановления антимонопольной службы подтверждена Арбитражным судом Челябинской области.