Суд подтвердил решение Челябинского УФАС России по закупкам МУП «ЧКТС»

Арбитражный суд подтвердил нарушение Закона о защите конкуренции МУП «Челябинские коммунальные тепловые сети» при проведении запросов предложений, поскольку действия предприятия привели к ограничению выхода на товарный рынок хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по ремонту тепловых сетей и созданию преимущественных условий участия для ООО «ЮжУралТеплоПрибор».

Ранее Челябинское УФАС России установило, что предприятие провело запросы предложений на право заключения договоров оказания услуг по ремонту тепловых сетей на 2017 – 2021 годы, начальная цена которых составила 129 млн руб. и 242 млн рублей.

В связи с поступлением одной заявки от ООО «ЮжУралТеплоПрибор» закупка была признана несостоявшейся, и договоры заключены с единственным поставщиком.

Антимонопольной службой установлено, что заказчик необоснованно укрупнил предмет закупки в части срока оказания услуг (5 лет), не сформировал начальную цену договора в отношении всего периода действия договора, объединил в одну закупку услуги по обследованию и ремонту тепловых сетей.

Согласно ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Так, в документации запросов предложений указано, что стоимость оказания услуг подлежит изменению на каждый календарный год с учетом тарифных решений, установленных Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, и согласовывается сторонами в дополнительных соглашениях не позднее 31 декабря каждого календарного года в течение срока действия договора.

Данное описание начальной цены договора не позволяет определить стоимость договора с 2018 года по 2021 год включительно и, следовательно, препятствует потенциальным участникам закупки сформировать предложение, которое в том числе, будет оцениваться и по цене договора.

Также установлено, что услуги по обследованию тепловых сетей, по результатам которых должны оказываться услуги по ремонту тепловых сетей, являются частью предмета запросов предложений. Отсутствие в составе документации запросов предложений информации, характеризующей техническое состояние тепловых сетей и необходимой для оказания услуг по ремонту тепловых сетей, означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого договора, что лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.

С 2014 года ООО «ЮЖУралТеплоПрибор» проводит обследование тепловых сетей, устанавливая их техническое состояние, и, как следствие, определяет объем работ по ремонту тепловых сетей, который в дальнейшем и стал предметом запроса предложений. Таким образом, ООО «ЮжУралТеплоПрибор» является организацией, обладающей в приоритетном порядке информацией о состоянии тепловых сетей и объектов теплоснабжения, находящихся в хозяйственном ведении МУП «ЧКТС», что дает ему преимущество по сравнению с иными хозсубъектами.

Объединение в одну закупку услуг по обследованию и ремонту тепловых сетей приводит к тому, что исполнитель самостоятельно определяет объем ремонтных работ, в то время как это является обязанностью заказчика, что, в свою очередь, может привести к неэффективному расходованию заказчиком выделенных финансовых средств на проведение ремонтных работ на тепловых сетях. В связи с этим определение исполнителем объема работ может привести не только к неэффективному расходованию заказчиком финансовых средств, но и к необоснованному росту тарифа на услуги МУП «ЧКТС» для неопределенного круга потребителей.

Более того, проведение запросов предложений с указанием срока оказания услуг с 1 января 2017 года по 31 декабря 2021 года накануне перехода с Закона о закупках юридическими лицами на Закон о контрактной системе свидетельствует об уклонении заказчика от проведения конкурентных процедур на оказание соответствующих услуг с 2018 года по 2021 включительно в соответствии с Законом о контрактной системе.