Анатолий Голомолзин: Доля расходов на авиатопливо в структуре расходов авиакомпаний снижается, перевозки растут

По итогам 1 квартала 2018 года доля затрат на авиаГСМ вструктуре расходов авиа компаний составила около 20%

Воздушный кодекс РФ предоставляет перевозчикам право на установление платы за воздушные перевозки. В целом авиакомпании ориентированы на долгосрочную продажу авиабилетов, они открывают продажи билетов на регулярные направления не менее чем за 180 дней – время сезонной навигации. Авиаперевозчики при выборе тарифа руководствуются своей рыночной стратегией с учетом условий спроса и предложений (определяющее значение имеет сезонный фактор, объемы и интенсивность перевозок по маршрутам следования), действий конкурентов, а также расходов.

«В структуре расходов авиакомпаний сокращается доля затрат на авиаГСМ, которая составляет по итогам 1 квартала 2018 года около 20% (снизившись с 27% в 1 квартале 2014 года). Наибольшую величину составляют расходы на аренду и лизинг воздушных судов – около 27% (доля возросла с 15% в 2014 году), аэропортовые расходы 15% (снизилась по сравнению с 2014 годом – 16%), технической обслуживание 11%, заработная плата с налогами около 8%», - привел данные официальной статистики зам руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.

«Снижение в структуре расходов доли авиатоплива произошло за счет того, что раньше нефтеперерабатывающие компании не напрямую поставляли топливо авиакомпаниям, а через цепочку посредников. По результатам рассмотрения серии дел о нарушениях антимонопольного законодательства в 2010 – 2015 годах непроизводительные посредники ушли с рынка, а цены снизились до 30%. Среднегодовые цены на авиакеросин за последние три года менялись с темпами, близкими к темпам инфляции, в отдельные периоды опережая ее, в отдельные периоды отставая»,- рассказал Анатолий Голомолзин.

Он также подчеркнул, что в России созданы институциональные условия для обеспечения устойчивости ситуации на рынках авиатоплива и авиатопливообеспечения:

«В крупных аэропортах работают два-три альтернативных топливно-заправочных комплекса. Топливо хранится и используется авиакомпаниями в соответствии с принятыми Правительством РФ в 2009 году Правилами недискриминационного доступа. У авиакомпаний есть возможность приобретать топливо на бирже, применять при этом механизмы хеджирования рисков от колебаний цен. Большая часть поставок топлива обеспечивается в рамках прямых контрактов с нефтяными компаниями на срок до 1 года. Авиакомпании получают возмещение из бюджета по уплачиваемым акцизам на топливо».

Также в России создана система регулярно публикуемых прозрачных индикаторов цен на топливо, рассказал заместитель руководителя ФАС России:

«Биржевые цены на авиакеросин со средины декабря 2017 года по март 2018 года снизились в 1,13 раза. Со средины апреля 2018 по конец мая 2018 года имел место рост в 1,17 раза. Рост пикового значения биржевых котировок декабря 2017 года к пиковому значению мая 2017 года составил 3%».

 

«Основной объем топлива закупается авиакомпаниями во внебиржевом сегменте по прямым договорам с нефтяными компаниями по ценам, которые, как правило, ниже биржевых котировок (по состоянию на начало июня на 2200 рублей за тонну)», - отметил Анатолий Голомолзин. «Снижение внебиржевого индекса цен со средины января 2018 года до марта 2018 года составило 1,13 раза. Рост внебиржевого индекса цен с апреля 2018 года по конец мая 2018 года составил 1,15 раза. Рост пикового значения внебиржевого индекса января 2018 года к пиковому значению мая 2018 года составил 2%».

Рис. Территориальный индекс Европейской части России на авиатопливо (СПбМТСБ)

По информации, представленной авиакомпанией «Аэрофлот», в апреле (перед весенне-летней навигацией) топливный сбор, дополнительно взимаемый с пассажиров при полете на внутренних линиях, был увеличен на 350 рублей и составил 1850 рублей. В ближайших планах авиакомпании пересмотр этого сбора в строну повышения не планируется.

Подводя итог сказанному А.Н. Голомолзин отметил, что

«с учетом всей совокупности влияющих факторов в целом в 2018 году продолжается положительная динамика авиаперевозок. В 2017 году пассажиропоток вырос на 18,6% по сравнению с 2016 годом (на 10,9% внутренние линии и на 32,1% на международных линиях). За первые 4 месяца 2018 года рост пассажиропотока составил в целом 12,4% (на внутренних линиях на 11,1%, на международных линиях на 14,5%) по сравнению с 2017 годом».