Озерский технический колледж злоупотреблял закупкой у единственного поставщика

Челябинское УФАС России возбуждает дело по признакам нарушения ГБПОУ «Озерский технический колледж» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

         Основанием для возбуждения дела стало поступившее в Челябинское УФАС России  заявление на действия образовательного учреждения, выразившиеся в осуществлении закупки горюче-смазочных материалов без проведения конкурентных процедур в соответствии с действующим законодательством.

Анализ имеющейся информации указывает на то, что учебным заведением в 2017-2018 годах заключены с ООО «ГарантОйл»  договоры купли-продажи горюче-смазочных материалов:

- от 01.01.2017 № 14-2017 на сумму 260 000 рублей,

- от 01.04.2017 № 42-2017 на сумму 150 000 рублей,

- от 01.07.2017 № 53-2017 на сумму 135 000 рублей,

- от 01.10.2017 № 62-2017 на сумму 318 050 рублей,

- от 09.01.2018 №  12-2018 на сумму 362 400 рублей,

- от 17.04.2018 № 44-2018 на сумму 290 000 рублей.

Все указанные договоры заключены без проведения торгов посредством размещения закупки у единственного поставщика.

Согласно части 1 статьи 17 Закон о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В силу пункта 3 статьи 3 Закона о закупках в Положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Иным способом закупки выступает, в частности, закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

При этом, как указано в обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного суда Российской Федерации 16 мая 2018 года, для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурентных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций).

В соответствии с пунктом 8.7 Положения о закупке  товаров, работ, услуг для нужд  ГБПОУ «Озерский технический колледж» закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – неконкурентный  способ закупки товаров, работ, услуг,  который осуществляется путем направления предложения о заключении договора  конкретному поставщику (подрядчику, исполнителю) либо принятия предложения о заключении договора от одного поставщика (исполнителя, подрядчика) без рассмотрения конкурирующих предложений, в случае отсутствия иных  поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также в случае пролонгации ранее действующего договора с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), как автоматически по условиям  договора, так и путем заключения дополнительного соглашения.

При этом в пункте 8.7 Положения о закупке  товаров, работ, услуг для нужд МДОУ ДС № 14 предусмотрены случая закупки у единственного поставщика, в том числе, если стоимость закупаемой заказчиком продукции не превышает 400 000 рублей с учетом НДС по одной сделке.

Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге. При осуществлении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.

Однако в рассматриваемом случае потребность заказчика в горюче-смазочных материалах  не ограничена сроком в один  квартал, стоимость данной услуги за год превышает 400 000 рублей.

Имея потребность в получении услуги значительно большей стоимости (фактически в 2017 году закупка горюче-смазочных материалов была произведена на сумму 863 450 рублей) и заключая при этом ежеквартально договор с одним поставщиком, учреждение создает ситуацию, когда формально закупка у единственного поставщика является законной.

Поставка горюче-смазочных материалов  может осуществляться различными хозяйствующими субъектами, оказывающими соответствующие услуги на рынке.