Об изменениях в Законе о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
31 декабря 2017 года был опубликован Федеральный закон N 505-ФЗ от 31.12.2017, который внес масштабные изменения в Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Об изменениях в данном законе в рубрике «Проверено практикой» на радио Business FM Челябинск рассказала заместитель руководителя Челябинского УФАС России Елена Рысева.
Одной из основных целей нововведений – это существенно упростить процедуру закупок, сделать ее максимально понятной и единообразной для потенциальных участников. Поправки направлены на электронизацию и поддержку малого и среднего предпринимательства на закупках естественных монополий и госкомпаний. Перевод закупок на электронные площадки – один из важнейших шагов в этом направлении, благодаря которому все сложности закупочного процесса можно погрузить в функционал информационных систем, сделав закупки для пользователя проще.
Большая часть поправок вступит в силу 1 июля 2018 года, однако среди них и есть такие, которые уже действуют с конца 2017 года.
Важно отметить, что всем заказчикам необходимо будет существенно изменить свои Положения о закупке не позднее 1 января 2019 года.
Изменения в части процедур наиболее существенны. К примеру, с 1 июля 2018 года начинают действовать новые правила осуществления всех закупок.
Вводится ведомственный контроль в сфере закупок, новые основания для обжалования закупок в антимонопольном органе, вступают в силу нормы о типовых положениях о закупке и о возможности к ним присоединится заказчикам. Устанавливаются обязанность заключения договоров в электронной форме, новые правила описания предмета договора и многое другое.
Уже с 31 декабря 2017 года можно обжаловать действия или бездействия не только заказчика, но и закупочной комиссии, оператора электронной площадки. Кроме того, теперь в 223-ФЗ предусмотрено, что можно обратиться в антимонопольный орган с жалобой, если заказчик при проведении закупки нарушил закон и (или) положение о закупке.
Появилась норма, согласно которой, если обжалуемые действия совершены после окончания срока подачи заявок, обжаловать их может только участник закупки, подавший заявку.
Установлено правило о том, что антимонопольный орган при рассмотрении жалобы ограничен только доводами, составляющими предмет обжалования.
В 223-ФЗ теперь закреплено, что он распространяется на закупки для целей коммерческого использования. Таким образом, ранее высказанная Минэкономразвития точка зрения получила законодательное подтверждение. Т.е. закон распространяется на всю хозяйственную деятельность организаций и исключениями должно быть то, что прямо поименовано в 223-ФЗ.
ри этом расширен перечень отношений, на которые не распространяется действие Закона. В список вошли, в частности, закупки, связанные с заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством об электроэнергетике. И, например, закупки у юрлиц, которые согласно Налоговому кодексу РФ являются взаимозависимыми с заказчиком.
Законодательное закрепление получило типовое положение о закупках.
Как сообщила Елена Рысева, ведомство надеется, что новый институт будет реализован на территории Челябинской области, поскольку такой документ повысит открытость, доступность к закупкам, установит единые и прозрачные правила игры. Принятие таких документов управление будет добиваться как на региональном, так и на муниципальном уровнях. В связи с этим направляются соответствующие предложения к Губернатору Челябинской области и Совету муниципальных образований Челябинской области.
Принять этот документ и установить круг заказчиков, которые должны его применять при утверждении или изменении собственных положений о закупках, может орган власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения. Также это может сделать орган власти или организация, выполняющие функции собственника имущества унитарного предприятия.
Стал больше перечень закупок, сведения о которых заказчик вправе не размещать в ЕИС. В него добавили:
- закупки финансовых услуг, в том числе услуг по размещению депозитных вкладов и получению кредитов и займов;
- закупки, которые связаны с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды, субаренды, договоров управления государственным или муниципальным имуществом, а также иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования недвижимостью.
Начала действовать норма о ведомственном контроле. Этот вид контроля вправе проводить, например, органы власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих учреждений.
с 1 июля 2018 года грядут серьезные изменения в закупочном процессе.
В положении о закупке будут предусматриваться конкурентные и неконкурентные способы закупок. Конкурентные закупки необходимо проводить в электронной форме, если иное заказчик не закрепит в положении о закупке.
Конкурентные закупки можно проводить в виде конкурсов, аукционов, запросов предложений, запросов котировок. Заказчик будет вправе предусмотреть иные конкурентные способы в своем Положении о закупке, если они будут соответствовать положениям 223-ФЗ.
Участники смогут направлять запросы о разъяснении положений документации. В течение трех рабочих дней с даты их поступления заказчик должен будет дать ответ на них. Заказчик сможет отменить конкурентную закупку до окончания срока подачи заявок. По истечении этого срока и до заключения договора - только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
Отдельно будут установлены особенности закупок с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.
В положении о закупке надо будет установить способы проведения неконкурентных закупок, а также порядок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика.
Будут закреплены правила описания предмета закупки. В частности, в документации надо будет указать функциональные, технические и качественные характеристики закупаемой продукции. Если в описании предмета закупки используется товарный знак, то его указание необходимо будет сопровождать словами «или эквивалент». Однако имеются и исключения из этого правила, например, закупка запчастей к используемому оборудованию.
В извещении, документации вместо сведений о начальной (максимальной) цене договора можно будет установить цену единицы товара, работы или услуги и максимальную цену договора или формулу определения цены договора и ее максимальное значение.