Челябинский бизнес-омбудсмен собрал рабочую группу для создания типовых правил размещения наружной рекламы

Первое заседание рабочей группы, созданной для разработки типовых рекомендаций по размещению рекламных конструкций на территориях муниципалитетов, собрал Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров.

 

 

В состав рабочей группы вошли: заместитель руководителя Челябинского УФАС России Татьяна Соболевская, депутат Челябинской городской Думы Александр Вышегородцев, начальник Управления наружной рекламы и информации администрации г.Челябинска Диана Ярулина, прокурор отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей Прокуратуры Челябинской области Мария Киртянова, представители Минэкономразвития Челябинской области, председатель Ассоциации рекламных компаний и агентств г.Челябинска Олег Гришанков и другие представители профессионального сообщества.

«Вопрос по размещению наружной рекламы важный и можно сказать, даже перезревший. В антимонопольную службу поступают обращения от предпринимателей, рекламные конструкции которых муниципальные власти по каким-то причинам решают демонтировать. «Несоответствие архитектурному облику сложившейся застройки», которое приводится в качестве обоснования, за настоящую причину принять сложно, поскольку в нормативно – правовой базе это понятие не описано. Значит, решение о демонтаже принимается должностным лицом произвольно, можно даже сказать – по произволу. В то же самое время, реклама нужна, с этим никто не спорит. Но она должна соответствовать современным требованиям, которые предъявляет нам общество. Необходимо найти способы, чтобы урегулировать ситуацию, прийти к компромиссному варианту, который бы устроил и бизнес, и власть, и граждан. Особо отмечу, что разработанные нами рекомендации будут обязательными для всех муниципальных образований Южного Урала», - обозначил принципы работы бизнес-омбудсмен Александр Гончаров, открывая заседание.

Цель деятельности рабочей группы – создать типовые рекомендации по размещению рекламных конструкций на территориях южноуральских муниципалитетов, с учетом выявленных УФАС нарушений и судебной практики. Речь идет о единообразии в области правоприменения, поскольку с учетом отсутствия некоторых понятий на уровне законодательства (в частности «архитектурного облика сложившейся застройки») и правовых пробелов, муниципалитеты предоставлены сами себе и универсальные подходы и критерии отсутствуют. Такая ситуация отрицательно сказывается на ведение предпринимательской деятельности, в первую очередь, в сфере размещения наружной рекламы.

Между тем, согласно принятым 29.12.2017 г. изменениям в закон «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» (131-ФЗ),  определение внешнего вида зданий и сооружений закреплено за муниципальными органами власти. Это должно в будущем облегчить применение типовых рекомендаций по размещению рекламных конструкций (РК).

По словам заместителя Уполномоченного Ольги Казаковой, при разработке методрекомендаций имеет смысл учитывать позицию ФАС России о том, что при проведении торгов необязательно демонтировать РК, но при наличии определенных условий (например, если торги проводятся до окончания срока аренды). Также антимонопольная служба обозначила разграничение понятий «вывеска» и «реклама».

Помимо этого целесообразно внести поправки в закон «О рекламе» в части определения условий проведения торгов на право заключения договоров на размещение, установку и эксплуатацию рекламных конструкций, и внести изменения в постановления российского правительства по усилению информированности участников при организации и проведения соответствующих торгов.

Еще одним ключевым моментом является уточнение определения «архитектурного облика сложившейся застройки», в отсутствии которого невозможна прозрачная и понятная работа ни местной власти, ни операторов наружной рекламы.

В свою очередь заместитель руководителя Челябинского УФАС России Татьяна Соболевская сообщила, что основная часть предпринимательских обращений в антимонопольный орган связана с отказом местных властей включать наружную рекламу в Схему размещения рекламных конструкций. Другие жалуются на то, что, даже включив конструкции в Схему, муниципалитет внезапно решает отказать предпринимателю в размещении РК или направить уведомление об их демонтаже.

«По закону «О рекламе» органы МСУ утверждают Схему. Это некий документ, содержащий указания на типы и виды конструкций, которые должны размещаться в определенных местах, но мы видим, что акта, который бы регулировал порядок включения в Схему, нет. Поэтому и идут произвольные отказы предпринимателям», - отмечает Т.Соболевская. - «В законе указано, что Схема должна соответствовать документам территориального планирования, создание которых находится исключительно в полномочиях органов МСУ. И если конструкция уже включена в Схему, значит, муниципалитет уже посмотрел, что она соответствует всем документам и внешнему архитектурному облику, (который непонятно как определяется). Следовательно, последующий отказ предпринимателю в размещении РК не соответствует законодательству».

Представители профсообщества также сделали ряд замечаний и предложений. Глава Ассоциации рекламных компаний и агентств г.Челябинска Олег Гришанков высказал обеспокоенность в связи с тем, что в 2019 году появится новая Схема размещения РК и в связи с усилением тренда на сокращение наружной рекламы, не понятно сколько будет выделено мест для размещения соответствующих конструкций.

Председатель Челябинской областной ассоциации операторов наружной рекламы и информации (ЧОАОНРИ) Александр Юдин говорил о бесправии рекламщиков в рамках договоров на размещение рекламных конструкций, составляемых муниципалитетами. «В реальности все зависит от позиции главы города. Если он примет определенное решение, рекламу убирают. Так произошло совсем недавно в Карталах и в Копейске. К тому же данная сфера деятельности очень закрыта. Новичок в сфере наружной рекламы не сможет даже узнать, когда будут проводиться торги на размещение РК. Информации просто нет», - сообщил А.Юдин.

Директор ГК «Элефант» Михаил Смирнов обратил внимание на большое негативное влияние нелегальной рекламы. Также он призвал представителей администрации Челябинска и Челябинской городской Думы проявлять осторожность в заявлениях и комментариях при разработке понятия «архитектурного облика». «Порядка 70% всех денег, вращающихся на рынке наружной рекламы, приходит от федеральных рекламных агентств. Они же пользуются рейтингом городов, который составляет федеральная профессиональная ассоциация. Челябинск в данном рейтинге серьезно просел после громких заявлений о том, что центральные улицы города нужно освободить от стандартной рекламы. Как следствие, деньги с нашего рынка «наружки» ушли примерно на полгода. То же самое произошло из-за шумихи вокруг муниципального транспортного предприятия. Кто от этого выиграл? Никто», - сообщил М.Смирнов

Со своей стороны, представители органов местной власти согласились и с доводами предпринимателей и с рекомендациями УФАС, рассказав при этом о своих сложностях

По словам начальника Управления наружной рекламы и информации администрации г.Челябинска Дианы Ярулиной, к разработке понятия «архитектурного облика» управление совместно с депутатами Гордумы подходило неоднократно, но в силу сложности и учета многих факторов, работа так и не была завершена.

Депутат Челябинской городской Думы Александр Вышегородцев отметил, что взаимодействие с бизнес-сообществом и аппаратом Уполномоченного сыграло большое значение при разработке Положения о наружной рекламе. При проведении оценки регулирующего воздействия документа в конце прошлого года, были  учтены замечания и бизнес-омбудсмена и профсообщества. Депутат также указал на необходимость разработки интерактивной карты размещения наружной рекламы, как основного элемента открытости, и на отсутствие денег в городском бюджете на данный проект. Однако самой большой трудностью в данный момент является отсутствие актуального Генерального плана развития Челябинска, основного документа территориального планирования, без которого невозможна полноценная деятельность.

В итоге обсуждений, участники рабочей группы пришли к выводу о целесообразности вести работу и создавать соответствующие рекомендации на трех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. В ближайший месяц в аппарате Уполномоченного будут аккумулировать предложения и замечания, а также готовить общий проект рекомендаций к следующему заседанию рабочей группы.

Справочно. В данный момент в Челябинске, по экспертным оценкам, насчитывается порядка 4 тысяч рекламных конструкций, которые приносят в городской бюджет около 180 миллионов рублей в год.

Пресс-служба Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области