Внимание заказчикам и участникам закупок! С 9 января 2018 года вступили в силу важные изменения в Закон о закупках № 223-ФЗ, которыми расширен перечень оснований для подачи жалобы в антимонопольный орган

Напомним, что в 2017 году Верховным судом РФ сформулирована правовая позиция, согласно которой обжаловать действия заказчика возможно только по закрепленным в части 10 статьи 3 Закона о закупках № 223-ФЗ основаниям. При этом, перечень оснований был ограничен и не обеспечивал надлежащую защиту интересов участников закупки.

 

С 9 января 2018 года вступили в силу изменения в Закон о закупках № 223-ФЗ, в том числе:  в части порядка рассмотрения антимонопольными органами жалоб на действия субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках № 223-ФЗ. Изменения коснулись и оснований обжалования, и субъектного состава лиц, которые могут обратиться в антимонопольные органы.

 

Перечень оснований для административного обжалования в действующей редакции Закона о закупках № 223-ФЗ включает в  себя:

 

- осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках № 223-ФЗ и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

- неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

- предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

- осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 Закона о закупках № 223-ФЗ, включая нарушение порядка применения указанных положений;

- неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

При этом, обратиться с жалобой в антимонопольный орган вправе любой участник закупки. Исключение составляет случай, когда обжалуемые действия (бездействие) совершены после окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке. Обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

 

Подать жалобу в антимонопольный орган также могут корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов РФ или созданные ими организации, в случаях, указанных в п. п. 1, 4 - 6 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках № 223-ФЗ, при условии, если обжалуемые действия (бездействие) нарушают права и законные интересы субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

Также обращаем внимание, что обжаловать можно действия (бездействие) не только заказчика, как было предусмотрено в ранее действующей редакции, но и закупочной комиссии, оператора электронной площадки.

                                                        

При этом, рассмотрение жалобы антимонопольным органом ограничивается только доводами, составляющими предмет обжалования.