Начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев подключился в онлайн-режиме к круглому столу Челябинского УФАС России

13 декабря в Челябинском УФАС России состоялся круглый стол «Картели: практика, проблемы, вызовы», модератором которого выступила руководитель управления Анна Козлова. Мероприятие прошло в рамках проекта Челябинского УФАС России «26 шагов на пути к честной конкуренции», направленного на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства.

 

 

Начальник Управления по борьбе с картелями в онлайн-режиме сообщил участникам круглого стола о деятельности ФАС России по выявлению картелей. В частности, Андрей Петрович отметил, что в 2016 году было раскрыто около 400 картелей, более 80% из которых были совершены на торгах. При этом спикер указал на необходимость ужесточения административной ответственности за рецидив нарушения требований антимонопольного законодательства, запрещающих участие в антиконкурентном сговоре.

 

Кроме того, Федеральной антимонопольной службой ведется работа по внесению иных изменений в действующее законодательство, направленных на борьбу с картелями. В частности, предлагается создать специальный реестр, по аналогии с Реестром недобросовестных поставщиков, в который будут включаться сведения об участниках картелей сроком на 5 лет. В результате хозяйствующие субъекты, состоящие в данном реестре, не смогут принимать участие в закупках на протяжении указанного периода.

 

Кроме того, необходимо увеличить срок давности рассмотрения дел о картелях с 3 до 10 лет, предусмотреть право сотрудников антимонопольных органов на получение банковской и налоговой тайны, результатов проведения оперативно-розыскных мероприятий правоохранительными органами, упростить систему освобождения от административной ответственности для хозяйствующих субъектов, сообщивших ФАС России или ее территориальным органам об участии в картеле, предусмотреть возможность изъятия документов и предметов при проведении проверок, ввести «оборотные штрафы» за воспрепятствование проведению проверки.

 

Также Андрей Петрович особо подчеркнул необходимость межведомственного взаимодействия с правоохранительными органами в целях привлечения участников масштабных картелей, представляющих серьезную опасность для экономики и конкуренции, к уголовной ответственности.

 

Согласно ч.1 ст. 178 Уголовного кодекса Российской Федерации ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере, - наказываются штрафом в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года или без такового, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 1 года либо без такового.

 

Руководитель Челябинского УФАС России Анна Козлова также отметила, что управлением ведется работа в этом направлении, материалы дел, в которых могут содержаться признаки нарушения ст. 178 УК РФ, передаются в правоохранительные органы.

 

Анна Алексеевна сообщила, что в 2017 году Челябинским УФАС России возбуждено 7 дел по картелям, по 4 из которых уже признан факт нарушения Закона о защите конкуренции. Управлением выявлен сговор на торгах по закупке медицинских изделий и оборудования, торгах по закупке технической соли, установлен, факт заключения антиконкурентного соглашения на аукционе по оказанию услуг по проведению технического обслуживания, диагностики и ремонта автомобилей для Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области, картель хозяйствующих субъектов при участии в аукционе на проектно-изыскательские работы в рамках реконструкции автомобильных дорог.

 

Заместитель руководителя Елена Рысева и начальник отдела антимонопольного контроля Станислав Копылов сообщили, что сейчас ведомством также рассматриваются дела по подозрению заключения картеля перевозчиками пассажиров на маршрутных такси в г. Магнитогорске и сговоре двух компаний при участии в более чем 150 аукционах на поставку расходных материалов для проведения операций по протезированию.

 

Кроме того, материалы возбужденного Челябинским УФАС России дела в отношении ООО «Нива», ООО «АВТОДОРМОСТПРОЕКТ» и ООО «ТЕКТОНИКА» и переданного в Удмурсткое УФАС России приобщены к материалам уголовного дела, возбужденного Следственным управлением Следственного Комитета РФ по Удмуртской области. Данные компании заключили антиконкурентное соглашение при участии в аукционах на проектно-изыскательские работы при строительстве транспортной развязки в Челябинской области и на разработку документации по планировке территории, инженерным изысканиям при строительстве проспекта им. М.Т. Калашникова в г. Ижевске.

 

По результатам круглого стола принято решение об участии сотрудников антимонопольных органов в разъяснительных мероприятиях по выявлению и пресечению картелей для сотрудников правоохранительных органов, органов местного самоуправления. Кроме того, представителям предпринимательских союзов и общественных организаций рекомендовано разметить на своих сайтах ссылку на сайт www.anticartel.ru.

 

Согласно ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) сокращению или прекращению производства товаров;

5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).