Наталья Сапрыкина сообщила на пресс-конференции о предупреждениях и делах Челябинского УФАС России в отношении органов власти

 

28 сентября в пресс-центре «Интерфакс-Урал» состоялась пресс-конференция заместителя руководителя Челябинского УФАС России Натальи Сапрыкиной и начальника отдела контроля торгов и органов власти Марины Заводской «Нарушения антимонопольного законодательства органами власти».

В ходе пресс-конференции Наталья Владимировна рассказала о выявленных нарушениях Закона о защите конкуренции со стороны органов власти и выданных предупреждениях, направленных на оперативное устранение незаконных действий.

 

 

Пассажирские перевозки

Челябинским УФАС России рассмотрено обращение юридических лиц на неправомерные действия Управления транспорта Администрации города Челябинска, выразившиеся в предоставлении ООО «Общественный городской транспорт» права на обслуживание муниципальных маршрутов, в том числе сезонных (садовых), с нарушением антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения заявления установлено, что Управлением в отсутствие законных оснований предоставлена возможность отдельным организациям осуществлять пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам города Челябинска: ООО «Челябинский городской электрический транспорт» - по 36 муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам, ООО «Общественный городской транспорт» - по 44 муниципальным маршрутам города Челябинска по нерегулируемым тарифам и по 11 сезонным (садовым) маршрутам.

Так, Управлением выдавались временные свидетельства и карты маршрутов без проведения торгов, заключались временные договоры на выполнение работ, связанных с осуществлением перевозок, не принимались своевременные меры по организации транспортного обслуживания населения в соответствии с законодательством о контрактной системе (по регулируемым тарифам) и на конкурсной основе (по нерегулируемым тарифам).

В действиях Управления, выразившихся в необеспечении выполнения возложенных на него полномочий по созданию условий для предоставления транспортных услуг и организации транспортного обслуживания населения по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в соответствии с действующим законодательством, установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Так, ООО «Челябинский городской электрический транспорт» и ООО «Общественный городской транспорт» могли быть созданы преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности.

Челябинское УФАС России выдало Управлению предупреждение о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Управление до 15 декабря 2017 года должно принять меры по созданию условий для предоставления транспортных услуг и организации транспортного обслуживания населения по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в соответствии с действующим законодательством.

 

 

Благоустройство дворов

Челябинским УФАС России рассматриваются действия Администрации города Челябинска при предоставлении субсидий из бюджета города Челябинска в целях формирования современной городской среды на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов в г. Челябинске на предмет соответствия антимонопольному законодательству.

Распоряжением Администрации города Челябинска от 28.04.2017 № 5096 утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды в городе Челябинске на 2017 год».

Требования к муниципальным программам определены Постановлением Правительства РФ № 169 от 10.02.2017.

Так, муниципальная программа должна включать в себя в том числе:

а) перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2017 году, с перечнем видов работ, планируемых к выполнению, в том числе с включением не менее одной общественной территории, отобранной с учетом результатов общественного обсуждения, а также иные определенные органом местного самоуправления мероприятия по благоустройству, подлежащие реализации в 2017 году;

б) адресный перечень многоквартирных домов, дворовые территории которых были отобраны в соответствии с требованиями настоящих Правил и принятыми в соответствии с этими Правилами нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами и подлежат благоустройству в 2017 году. Включение дворовой территории в муниципальную программу на 2017 год без решения заинтересованных лиц не допускается.

Однако утвержденная муниципальная программа «Формирование современной городской среды в городе Челябинске на 2017 год» не содержит указанных сведений.

Указано, что перечень общественных территорий и адресный перечень многоквартирных домов, подлежащих благоустройству в 2017 году, утверждается Общественной комиссией города Челябинска для оценки и обсуждения проектов и предложений по благоустройству.

Такой перечень сформирован на основании протокола заседания указанной комиссии и размещен на сайте Администрации в разделе «Формирование городской среды».

Вместе с тем Челябинское УФАС России не располагает сведениями о порядке отбора МКД, дворы которых подлежат благоустройству в 2017 году.

Постановлением Администрации города Челябинска от 31.03.2017 № 131-п утвержден Порядок предоставления субсидии из бюджета города Челябинска в целях формирования современной городской среды на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов в городе Челябинске.

Порядком предусмотрено, что категориями для получения субсидии являются в том числе управляющие компании, обратившиеся с заявкой на получение субсидии для проведения благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов, включенных в адресный перечень дворовых территорий по муниципальной программе.

Рассмотрение указанных документов органом местного самоуправления и принятие решения о предоставлении субсидии получателю субсидии и включении многоквартирного дома в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление субсидии, либо об отказе в предоставлении субсидии осуществляется в течение 30 рабочих дней с момента поступления документов главному распорядителю.

Условиями перечисления субсидии являются:

1) осуществление получателем субсидии деятельности по управлению (обслуживанию) многоквартирным домом, включенным в перечень, утвержденный руководителем главного распорядителя;

2) наличие договора о предоставлении субсидии из бюджета города Челябинска, заключаемого между главным распорядителем и получателем субсидии в течение 10 рабочих дней после утверждения перечня, в соответствии с типовой формой, установленной Комитетом финансов города Челябинска.

Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Челябинска представлена информация о том, что поступило 45 заявлений в целях получения субсидии, отказов в предоставлении субсидии не принималось.  

Размер расходов на благоустройство дворовых территорий составил 254 млн рублей. 

Так, например, для ООО УО «Ремжилзаказчик» размер субсидии из федерального и областного бюджетов составил 21, 2 млн рублей, ООО УО «Многоотраслевое жилищно-коммунальное объединение» - 5, 6 млн рублей, ООО УК «Альтернатива» - 3, 9 млн рублей, ООО УК ЖЭУ «Территория-2» - 1, 1 млн рублей, ООО УК «Новострой» 1, 4 млн рублей.

В связи с этим Челябинским УФАС России в настоящее время рассматриваются вопросы, связанные с соблюдением порядка определения перечня многоквартирных домов, подлежащих благоустройству в 2017 году, т.е. фактического определения перечня получателей субсидии, а также порядка принятия решения о предоставлении субсидии.

Также, по мнению Челябинского УФАС России, потребность в осуществлении закупки для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных муниципальной программой «Формирование современной городской среды в городе Челябинске на 2017 год», относится к муниципальным нуждам, обеспечение которых должно осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

Так, например, муниципальными заказчиками Кунашакского муниципального района, Карталинского городского поселения проводились торги для реализации мероприятий, предусмотренных муниципальными программами благоустройства дворовых территорий

Бездействие Администрации города Челябинска по невключению в муниципальную программу адресного перечня многоквартирных домов, а также принятие акта о предоставлении субсидии на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов может привести к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов, имеющих намерение претендовать на заключение контракта в целях обеспечения муниципальных нужд в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе, что не соответствует ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 N 169 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды.

Постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 N 349-П утверждена государственная программа Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации» в Челябинской области на 2014 - 2020 годы», подпрограммой которой является «Благоустройство населенных пунктов Челябинской области».

Постановлением Главы города Челябинска от 07.03.2017 № 84-п утвержден Порядок и сроки предоставления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории многоквартирного дома и наиболее посещаемой территории города Челябинска в муниципальную программу «Формирование современной городской среды в городе Челябинске на 2017 год».

 

Демонтаж волейбольной площадки

Челябинским УФАС России рассматривается заявление физических лиц по вопросу соблюдения требований антимонопольного законодательства при осуществлении демонтажа волейбольной площадки, расположенной на земельном участке в парке им. Ю.А. Гагарина за памятником им. Курчатова, и строительства на таком земельном участке уличного спортзала с установкой тренажеров.

Из заявления следует, что указанная общественная территория включена в перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2017 году, а работы выполнялись за счет субсидии в целях благоустройства общественной территории.

Необходимо отметить, что благоустройство дворовых и общественных территорий в городе Челябинске реализовывается в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды в городе Челябинске на 2017 год», утвержденной Распоряжением Администрация города Челябинска № 5096 от 28.04.2017.

В целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения указанного заявления Челябинским УФАС России направлены запросы в Администрацию города Челябинска, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, Управление по физической культуре, спорту и туризму Администрации города Челябинска, Управление культуры Администрации города Челябинска о предоставлении необходимых документов и информации.

Срок рассмотрения заявления - до 24 октября 2017 года.

 

 

Нестационарные торговые объекты

Челябинским УФАС России по результатам рассмотрения заявления гражданина установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска по:

- необеспечению учета нестационарных торговых объектов по адресному ориентиру: г. Челябинск, ул. Агалакова, 29 и контроля за осуществлением предпринимательской деятельности с их использованием,

- фактическому предоставлению индивидуальному предпринимателю права размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов по адресному ориентиру: г. Челябинск, ул. Агалакова, 29 посредством заключения соглашений о возмещении суммы неосновательного обогащения,

- непринятию мер по выявлению незаконного размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов по адресному ориентиру: г. Челябинск, ул. Агалакова, 29, их демонтажу и взиманию (взысканию) с хозяйствующих субъектов платы за право размещения нестационарного торгового объекта, в результате чего отдельными хозяйствующими субъектами осуществляется предпринимательская деятельность с использованием нестационарных торговых объектов в нарушение требований действующего законодательства, что привело (могло привести) к созданию необоснованных преимуществ осуществления деятельности указанным хозяйствующим субъектам по розничной торговле хлебо-булочными изданиями, молочными, мясными и иными продуктами питания, печатной продукцией, табачными изданиями, и дискриминационных условий осуществления деятельности с использованием нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска, поскольку ставят их в неравные условия по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность, направленную на получение прибыли.

Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска выдано предупреждение, в том числе в части принятия мер по демонтажу в срок до 30.09.2017 незаконно размещенных нестационарных торговых объектов по адресному ориентиру: г. Челябинск, ул. Агалакова, 29 и взиманию (взысканию) за право их размещения и эксплуатации с хозяйствующих субъектов платы.

В рамках исполнения предупреждения Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска проведено обследование земельных участков, в результате которого на указанной территории выявлены незаконно установленные временные нестационарные объекты: киоск «Овощи-фрукты», павильон «Продукты», киоск «Мясо и полуфабрикаты», киоск «Шашлык», киоск «Хлеб», павильон «Славянский», киоск «Табак», киоск «Таврия», киоск «Куры, яйцо», киоск «Люкс вода», киоск «Хлеб», киоск «Первый вкус», павильон «Шаурма», торговые лотки. В связи с чем в адрес МБУ «Служба демонтажа и землеустройства» направлены уведомления о демонтаже незаконно установленных НТО в целях принятия мер по демонтажу указанных незаконно установленных НТО и незаконно установленных киоска «Ремонт обуви», павильона «Цветы», павильона «Овощи-фрукты» в срок до 25.09.2017.

Вместе с тем, Комитетом подано в арбитражный суд заявление о признании предупреждения незаконным.

 

 

Газоснабжение

Челябинским УФАС России по заявлениям Прокуратуры Челябинской области, физического лица рассматриваются дела по признакам нарушения Администрацией Златоустовского городского округа, МБУ «Капитальное строительство», ООО «Златоустгазстрой» п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.

Из материалов дела следует, что муниципальные контракты на выполнение проектных и строительных работ по газоснабжению г. Златоуста заключались без проведения конкурентных процедур на основании решении комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, которой такие работы признаны как неотложные и чрезвычайные.

Однако в рассматриваемом случае выполнение указанных работ осуществляется не в целях устранения результатов аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, а обосновано иными обстоятельствами, которые не являются чрезвычайной ситуацией либо влиянием непреодолимой силы в том смысле, в котором данные понятия используются в целях реализации Закона о контрактной системе.

Кроме того, проектирование и строительство объектов газоснабжения не относится к аварийно-спасательным и другим неотложным работам, проводимым при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленным на спасение жизни и сохранение здоровья людей и др.

Соответственно, указанные контракты не могут быть заключены с единственным подрядчиком, т.е. без проведения конкурентных процедур.

Таким образом, в указанных действиях Администрации, МБУ «Капитальное строительство» и ООО «Златоустгазстрой» усматривается достижение запрещенного Законом о защите конкуренции соглашения, исполнение которого привело к созданию обществу преимущественных условий осуществления деятельности с получением дохода от осуществления работ по муниципальным контрактам и ограничению доступа к выполнению данных работ для муниципальных нужд иным хозяйствующим субъектам.

Челябинским УФАС России по результатам рассмотрения жалобы ОАО Строительная компания «Челябинскгражданстрой» в 1 полугодии 2017 года принято решение о признании ее обоснованной и признании в действиях Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области при принятии решений об отказе в осуществлении государственного строительного надзора при строительстве объектов капитального строительства «Жилой дом № 1 (стр.) со встроенными помещениями (II, III этапы) в микрорайоне № 49-А жилого района № 11 Краснопольской площадки № 1», по адресу: по улице Александра Шмакова в Курчатовском районе города Челябинска Челябинской области нарушения, установленного действующим законодательством.

Из материалов жалобы следует, что обществом в адрес Министерства направлены извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Однако застройщику выдано распоряжение об отказе в осуществлении регионального государственного строительного надзора в связи с тем, что отдельные работы по строительству объекта начаты до выдачи разрешения на строительство, другие работы - до подачи извещения о начале строительства.

Таким образом, в установленный действующим законодательством срок (7 рабочих дней) Министерство не приступило к проведению проверки государственного строительного надзора, чем нарушило сроки осуществления процедуры проведения проверок.

По результатам рассмотрения жалобы Челябинским УФАС России выдано предписание о принятии решений об отмене распоряжения об отказе в осуществлении регионального государственного строительного надзора и указано приступить к проведению проверок. Предписание исполнено в полном объеме.

В настоящее время арбитражным судом рассматривается заявление Министерства об оспаривании решения и предписания.

Челябинским УФАС России также рассмотрено заявление ОАО Строительная Компания «Челябинскгражданстрой» на неправомерные действия Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области, выразившиеся в нарушении действующего законодательства в сфере государственного строительного надзора.

Из заявления следует, что Министерством приняты решения об отказе в выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов от 21.04.2017 № 79, 80 на объекты капитального строительства - жилого дома № 1 (стр.) со встроенными помещениями (II, III этап) в микрорайоне № 49-А жилого района № 11 Краснопольской площадки.

Основанием принятия таких решений послужило то, что в процессе выполнения основных видов работ, влияющих на несущую способность и безопасность объекта капитального строительства (фундамента, несущие конструкции с 1-го по 8-ой этажи) государственный строительный надзор не осуществлялся, произвести оценку соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации не представляется возможным.

При этом, наименование, статьи (пункты) технического регламента, нормативного правового акта и проектной документации, требования которых обществом нарушены на дату проведения проверки в решениях об отказе Министерством, не указаны, что не соответствует требованиям действующего законодательства и не позволяет обществу устранить выявленные нарушения с учетом конструктивных и других особенностей объектов капитального строительства и соответственно получить разрешение на ввод объектов в эксплуатацию, ограничивает доступ на товарный рынок.

Кроме того, в заявлении указано, что данные действия Министерства приведут к невозможности осуществления обществом строительства на Краснопольской площадке микрорайона 49-а, поскольку нарушение обязательств перед дольщиками по предоставлению квартир в жилом доме № 1 повлечет убытки общества в виде неустоек и штрафов, создают преимущественные условия строительства в данном микрорайоне, в частности ООО «Трест Магнитострой», АО «ЮУ КЖСИ», что приводит или может привести к ограничению и устранению конкуренции.

В связи с наличием в указанных действиях Министерства признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Челябинским УФАС России выдано предупреждение Министерству о необходимости прекращения действий путем отмены решений об отказе в выдаче заключения и принятия решения о выдаче заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Данное предупреждение исполнено Министерством в полном объёме.

Челябинским УФАС России по результатам рассмотрения жалобы ООО «РА-НЕО» принято решение о признании ее обоснованной и признании в действиях Администрации Миасского городского округа при принятии решений об отказе в выдаче разрешения на строительство объектов капитального строительства нарушения части 10 статьи 51 ГрК РФ.

Из материалов жалобы следует, что в июле 2017 года ООО «РА НЕО» обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства -трансформаторной подстанции.

Администрацией в адрес Общества направлен отказ в выдаче разрешения на строительство ввиду необходимости:

- уточнения местоположения инженерных коммуникаций,

- для инженерных коммуникаций предусмотреть охранные зоны в соответствии с нормами, либо перенести сети из пятна застройки;

- предоставления технических условий на подключение к сетям инженерно-технического снабжения;

- предоставления заключенного договора на технологическое присоединение к электрическим сетям.

Вместе с тем, в рамках осуществления процедуры получения разрешения на строительство не предусмотрено предоставление технических условий на подключение к сетям инженерно-технического снабжения, уточнение местоположения инженерных коммуникаций, предоставление договора на технологическое присоединение к электрическим сетям.

Фактически Администрацией на общество возлагается обязанность предоставить документы и сведения, и соответственно осуществить процедуры, не предусмотренные исчерпывающим перечнем процедур в сфере строительства объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 Кв.

По результатам рассмотрения жалобы Челябинским УФАС России выдано предписание о принятии решений об отмене уведомлений об отказе в выдаче разрешений на строительство и повторного рассмотрения заявления общества о выдаче разрешения на строительство. В настоящее время Администрацией подано заявление в арбитражный суд об оспаривании решения и предписания.