Влада Ливончик о нарушениях законодательства о контрактной системе в медицинской и строительной сферах

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

25 августа в пресс-центре «Интерфакс-Урал» состоялась пресс-конференция заместителя руководителя Челябинского УФАС России Влады Ливончик по теме: «Нарушения законодательства о контрактной системе в медицинской и строительной сферах».

 

 

Закупки в медицинской сфере

В 1-м полугодии Челябинским УФАС России рассмотрено 90 жалоб и проведено 21 контрольное мероприятие по закупкам в сфере здравоохранения.

Претензии заявителей относятся как к закупкам лекарственным средствам, дезсредств, так и сложнейшего высокотехнологичного оборудования. В основном нарушения установлены при формировании заказчиками лота и установлению характеристик или условий, блокирующих возможность принять участие в закупках.

 

1. Рассмотрена жалоба ООО «САВ-Фарм» на действия аукционной комиссии при проведении совместного аукциона на поставку «Противоопухолевого средства-антиметаболита» для медицинских организаций Челябинской области на II полугодие 2017 года. Общая начальная цена контрактов - 648 тысяч рублей.

По результатам контрольного мероприятия в действиях организатора торгов, заказчиков выявлены нарушения Закона о контрактной системе. Установлено, что заказчикам ГБУЗ «ООД № 3» и МБУЗ ГКБ №8 требуются различные товары по различным объектам закупки.

Проведение совместного аукциона в отсутствие потребности у заказчиков в одних и тех же товарах является неправомерным и нарушает требования Закона о контрактной системе.

 

2. Рассмотрена жалоба ООО «Севастопольфармация» на действия ЧГБУЗ «Челябинская областная детская клиническая больница» при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата Тобрамицин. Начальная цена контракта - 897 тысяч рублей.

Антимонопольной службой установлено, что заказчику требуется лекарственный препарат с МНН «Тобрамицин» в форме раствора для ингаляций с дозировкой 4 мл. Данный препарат предназначен для лечения до конца года трех пациентов с циррозом печени, тяжелейшей поливалентной аллергией, нарушением функций почек, хронической колонизацией синегнойной инфекции.

На территории Российской Федерации зарегистрировано три торговых наименования препарата с МНН «Тобрамицин» в форме раствора для ингаляций: «Брамитоб», «Тоби» и «Тобрамицин Гобби».  

При этом лекарственный препарат с установленной в документации дозировкой в 4 мл выпускается единственной компанией «Кьези Фармацевтичи С.П.А.» (Италия) под торговым наименованием «Брамитоб».

В ходе рассмотрения жалобы выявлено, что дозировка препарата не является значимой для заказчика при лечении пациентов ингаляционным тобрамицином.

Потребности медицинского учреждения соответствует также препарат «Тоби» производства компании «Новартис Фарма АГ» (Швейцария), который имеет дозировку 5 мл. Однако указанный препарат не поставляется на территории России, а при применении препарата «Тобрамицин Гобби» у некоторых пациентов выявлена индивидуальная непереносимость.

Фактически у заказчика имеется потребность в конкретном препарате «Брамитоб» для лечения определенной категории пациентов. При этом при осуществлении закупки учреждением использован аукцион. Иные способы осуществления закупки не рассматривались заказчиком, ввиду сложности и специфичности проведения процедуры. 

 

3. Проведена внеплановая проверка по обращению ООО «Аргентум» на действия ГБУЗ «Челябинская областная детская клиническая больница» при проведении электронного аукциона на поставку кроватей металлических медицинских.

Начальная цена контракта по аукциону на поставку кроватей металлических медицинских составила 1,7 млн рублей. Договор на поставку товара заключен 31 мая 2017 года.

Согласно протоколу подведения итогов заявки трех участников закупки признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе. При этом всеми участниками закупки предложена кровать медицинская общебольничная с выдвижной дополнительной секцией «Медицинофф».

В составе заявок участников содержится регистрационное удостоверение, выданное на медицинское изделие «кровать медицинская функциональная механическая «Медицинофф» с принадлежностями», которое не содержит указание на наличие дополнительного ложа.

Однако наличие дополнительного ложа, в случае если оно является принадлежностью к кровати медицинской функциональной, должно находить отражение в регистрационном удостоверении.

Кровать медицинская общебольничная с выдвижной дополнительной секцией при отсутствии указания в регистрационном удостоверении на функциональную особенность – наличие выдвижной дополнительной секции - не будет являться медицинским изделием, разрешенным к обращению на территории Российской Федерации.

Челябинское УФАС России признало, что описание объекта закупки относительно указания на кровать медицинскую общебольничную с выдвижной дополнительной секцией не носит объективный характер, что противоречит Закона о контрактной системе. Участникам закупки невозможно поставить кровать, которая будет соответствовать требованиям заказчика и одновременно являться медицинским изделием, зарегистрированным в установленном порядке и разрешенным к обращению на территории Российской Федерации.

 

4. Рассмотрена жалоба на действия ГБУЗ «Челябинская областная клиническая больница» при проведении электронного аукциона на поставку комплекса медицинского оборудования для проведения эндоваскулярных процедур. Антимонопольным органом установлено, что описание закупаемого оборудование не отвечает требованиям объективности и полноты. Начальная цена контракта  – 55 млн рублей. 

Как следует из извещения и документации о закупке, предметом закупки является поставка комплекса медицинского оборудования для проведения эндоваскулярных процедур.

При этом заказчиком представлены нормативные документы, а также даны пояснения, что фактически ему требуется закупка, в том числе ангиографического оборудования (рентгеновского).

При этом термин «комплекс медицинского оборудования для проведения эндоваскулярных процедур» не указан ни в одном из подзаконных нормативных правовых актов, представленных заказчиком, а также отсутствует в реестре медицинских изделий, ведение которого осуществляет Росздравнадзором РФ.

С учетом изложенного, из документации о закупке не следует, что медицинское оборудование для проведения эндоваскулярных процедур представляет собой ангиографическое оборудование, то есть фактически в документации о закупке отсутствует наименование одного из изделий медицинского назначения, являющегося предметом контракта.

 

Закупки по приобретению квартир

Челябинским УФАС России рассмотрено 9 жалоб, проведено 15 проверок.

1. В июне 2017 в Челябинское УФАС России рассмотрены жалобы гражданина на действия Комитета по управлению имуществом и земельными отношениями Каслинского муниципального района и Администрация Каслинского муниципального района. Начальная цена контракта каждого из 4-х аукционов по приобретению квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составила 817 тысяч рублей.

Заказчиком установлено требование о наличии в жилом помещении газоснабжения и газовой плиты. Челябинское УФАС России пришло к выводу, что содержание действующего законодательства свидетельствует о том, что отсутствие в жилом помещении газовой плиты не является основанием для признания помещения нежилым и неблагоустроенным. Данное требование не позволяет потенциальным участникам аукционов предложить к поставке жилые помещения, в которых отсутствует газоснабжение, а вместо газовой плиты установлена электрическая плита.

Например, указанные действия заказчика привели к отклонению заявки участника, который предложил к поставке жилое помещение, которое не оборудовано именно газовой плитой, но при этом площадь жилого помещения, предложенных участниками закупки, значительно больше площади иных квартир.

 

Закупки в строительной сфере

Челябинским УФАС России рассмотрено 110 жалоб и проведено 32 внеплановых проверки

1. По результатам рассмотрения жалоб на действия муниципальных заказчиков при проведении подрядных торгов (строительство, реконструкция, капитальный ремонт) антимонопольным органом установлено, что в документациях об аукционах не устанавливаются требования о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

В ряде случаев заказчиками устанавливается данное требование, но с нарушением градостроительного законодательства,

Указанные нарушения установлены:

- при рассмотрении жалобы на действия Администрации Акбашевского сельского поселения при проведении электронного аукциона на строительство подводящего газопровода к д. Акбашева Аргаяшского района Челябинской области, 1 очередь. Начальная цена контракта – 25,1 млн рублей.

- при рассмотрении жалобы на действия ГБУ СПО «Техникум-интернат инвалидов имени И.И. Шуба» при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт кровли корпуса учебно-производственных мастерских, производственного корпуса; Начальная цена контракта – 3,8 млн рублей.

- при проведении внеплановой проверки ФКУ Упрдор «Южный Урал» в ходе электронного аукциона на выполнение работ по объекту «Расходы на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Установка осевого барьерного ограждения на автомобильной дороге М-5 "Урал" - от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска на участке км 1844+000 - км 1871+037, Челябинская область». Начальная цена контракта – 57,2 млн рублей.

 

2. По результатам рассмотрения жалоб на действия заказчиков при проведении подрядных торгов (строительство, реконструкция) установлено, что в документациях об аукционах не предусматриваются условия исполнения контракта о самостоятельном выполнении работ подрядчиком без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570.

Указанные нарушения установлены:

- при рассмотрении жалобы на действия Администрации Акбашевского сельского поселения при проведении электронного аукциона на строительство подводящего газопровода к д. Акбашева Аргаяшского района Челябинской области, 1 очередь. Начальная цена контракта – 25,1 млн рублей.

- при проведении аукциона МП «Горэлектросеть» на выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции. Начальная цена контракта - 34 млн рублей.

- при рассмотрении жалобы на действия Управления строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Карталинского муниципального района при проведении электронного аукциона на строительство распределительного газопровода среднего и внутриквартальных газопроводов низкого давления п. Джабык Карталинского муниципального района Челябинской области. Начальная цена контракта – 3,5 млн рублей.

- при рассмотрении жалобы на действия Управления строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Карталинского муниципального района при проведении электронного аукциона на строительно-монтажные работы по объекту «Челябинская область, Карталинский муниципальный район. Распределительный газопровод по улицам Полевая, Мира, Северная, Гоголя, п. Новокаолиновый для газоснабжения 54 жилых домов». Начальная цена контракта – 3 млн рублей.

 

Внеплановая проверка по 8 аукционам по оснащению школы в Курчатовском районе

Челябинским УФАС России проводится внеплановая проверка действий Управления капитального строительства Администрации г. Челябинска при проведении 8 электронных аукционов:

- оказание услуг по оснащению средствами обучения и необходимым оборудованием модуля гуманитарного направления для объекта: «Строительство школы в микрорайоне № 54 жилого района № 12 Краснопольской площадки № 1 в Курчатовском районе г. Челябинска» с начальной ценой контракта 9,5 млн рублей.

- оказание услуг по оснащению средствами обучения и необходимым оборудованием модуля информационных технологий и робототехники для объекта: «Строительство школы в микрорайоне № 54 жилого района № 12 Краснопольской площадки № 1 в Курчатовском районе г. Челябинска» с начальной ценой контракта 21 млн рублей.

- оказание услуг по оснащению средствами обучения и необходимым оборудованием модуля начальной школы для объекта: «Строительство школы в микрорайоне № 54 жилого района № 12 Краснопольской площадки № 1 в Курчатовском районе г. Челябинска» с начальной ценой контракта 46, 3 млн рублей;

- оказание услуг по оснащению средствами обучения и необходимым оборудованием модуля естественно-математического направления для объекта: «Строительство школы в микрорайоне № 54 жилого района № 12 Краснопольской площадки № 1 в Курчатовском районе г. Челябинска» с начальной ценой контракта 35,7 млн рублей;

- оказание услуг по оснащению средствами обучения и необходимым оборудованием модуля технологии для объекта: «Строительство школы в микрорайоне № 54 жилого района № 12 Краснопольской площадки № 1 в Курчатовском районе г. Челябинска» с начальной ценой контракта 8,7 млн рублей;

- оказание услуг по оснащению средствами обучения и необходимым оборудованием модуля доступной среды для людей с ограниченными возможностями для объекта: «Строительство школы в микрорайоне № 54 жилого района № 12 Краснопольской площадки № 1 в Курчатовском районе г. Челябинска» с начальной ценой контракта 1,1 млн рублей);

- оказание услуг по оснащению средствами обучения и необходимым оборудованием кабинетов музыки и изобразительного искусства для объекта: «Строительство школы в микрорайоне № 54 жилого района № 12 Краснопольской площадки № 1 в Курчатовском районе г. Челябинска» с начальной ценой контракта 2,5 млн рублей;

- оказание услуг по оснащению средствами обучения и необходимым оборудованием модуля эстетического воспитания для объекта: «Строительство школы в микрорайоне № 54 жилого района № 12 Краснопольской площадки № 1 в Курчатовском районе г. Челябинска» с начальной ценой контракта 2,3 млн рублей.

В своих обращениях заявители полагает, что заказчик неправильно определил предмет закупки: оказание услуг. По мнению Заявителя, фактически осуществляется поставка товара, который должен быть установлен и смонтирован.

Кроме того, заявители считают, что в состав лота включены технологически и функционально несвязанные товары. Например, в один лот включены моноблок и портреты композиторов, в другой лот - комплект демонстрационных учебных таблиц по литературному чтению для начальной школы и интерактивный программно-аппаратный комплекс с наличием встроенного программного обеспечения.

Заседание Комиссии состоится 6 сентября в 11.00.

 

Результаты деятельности Челябинского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе за 1 полугодие 2017 года

 

1 полугодие 2017 года

1 полугодие 2016 года

Предписания в 1 полугодии

2017 года

Предписания в 1 полугодии 2016 года

Жалобы:

поступило

 

рассмотрено

 

обоснованные

 

необоснованные

 

393

 

300

 

131

 

169

 

470

 

337

 

139

 

180

 

 

 

197

 

 

 

179

 

Проверки

 

162

120

 

37

61

 

Обращений по РНП/Включено

105/82

76/38

 

 

 

Административная ответственность

 

1 полугодие 2017 года

1 полугодие 2016 года

Привлечено к административной ответственности должностных лиц

 

174

 

265

Начислено

1,4 млн руб.

2 млн руб.

Оплачено

1,5 млн руб.

1 млн руб.

 

Обжалование решений и предписаний в суде

 

всего обжаловано

оставлено в силе

отменено

1 полугодие 2017 года

44

81,8%

18,2%

1 полугодие 2016 года

32

93,8%

6,2%