Итоги мониторинга оценки реализации федеральными органами исполнительной власти механизмов открытости

Исследование (ВЦИОМ, Открытое Правительство) проведено по итогам 2016 года и направлено на оценку фактической информированности о деятельности органов власти и оценку реализации принципов и механизмов их открытости.

 

В исследовании участвовали 4 референтных группы:

1. Население;

2. Бизнес (руководители организаций с профильной деятельностью);

3. Исполнители (сотрудники региональных и муниципальных органов власти и руководители общественных объединений);

4. Эксперты (научные организации, вузы, аналитические центры, СМИ, Общественные советы).

 

По результатам исследования органы власти поделены на 4 группы по степени открытости

Безусловно открытые: МЧС России, Минобороны России и Россельхознадзор.

Скорее открытые: Роскомнадзор, Минкультуры России, МИД России, Минкомсвязь России, ФНС России, Минюст России, Ростехнадзор, МВД России, Минэнерго России, ФАС России, Минфин России, Минпромторг России, Росрыболовство и ФТС России.

Скорее закрытые: Минтруд России, Минздрав России, Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Росалкогольрегулирование, ФСИН России, Роструд, Минспорт России, Ространснадзор, Росимущество и Росаккредитация.

Закрытые: Роспотребнадзор, Минприроды России, Росздравнадзор, Минтранс России, ФССП России, Минкавказ России, Минсельхоз России, Минвостокразвития России, Росавтодор и Минстрой России.

При этом относительно ФАС России произошло снижение оценки открытости со стороны бизнеса и экспертов и повышение со стороны населения (по оценке этой группы ФАС Росии находится на 1-й строчке) и исполнителей. 

 

Причины неудовлетворительной оценки референтными группами органов власти

Население:

- Общее снижение информированности о деятельности, доступности и понятности информации;

- Ухудшение взаимодействия с населением, низкая информированность о деятельности Общественных советов.

 

Бизнес:

- Существенное снижение уровня доверия и оценок понятности транслируемой информации;

- Ухудшение взаимодействия с населением;

- Актуальный запрос на информацию: о расходовании средств, о фактах коррупции в ФОИВ и мерах по противодействию.

 

Исполнители:

- Отрицательная динамика по оценке информированности и взаимодействия с референтными группами, в том числе о текущей деятельности и планах работы ФОИВ, оперативности предоставления информации о принятых решениях, расходовании средств.

 

Эксперты:

- Неудовлетворительное взаимодействие ФОИВ и Общественного совета;

- Ухудшение информирования о работе с обращениями граждан и организаций.

 

Федеральной антимонопольной службой в 2017 году утвержден План по реализации мероприятий в области открытых данных, в который вошли такие направления деятельности, как работа с официальным сайтом, размещение и поддержание актуальной информации, сведений о бюджетных расходах, доходах служащих, государственных закупках, информации о противодействии коррупции, проводимых мероприятиях совершенствование работы с обращениями граждан, Общественным советом.

Кроме того, разработан и утвержден Ведомственный план по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2017 год. В плане содержатся такие ключевые механизмы, как информационная открытость ведомства (разработка нового сайта), Публичная декларация целей и задач службы и отчет о ее реализации, проведение Общественных и Экспертных советов, обсуждение ключевых вопросов деятельности ФАС России в социальных сетях, участие представителей ФАС в отраслевых и общественных мероприятиях, публикация обзоров обращений граждан, разработка сервиса для проведения оценки работы ФАС России с обращениями граждан, совершенствование процесса взаимодействия со СМИ, публикация плана противодействия коррупции ФАС России, проведение образовательного курса для журналистов и блогеров, Олимпиады для школьников, конкурса эссе для студентов.  

Также на сайте ФАС России опубликован Доклад к итоговому заседанию Коллегии ФАС России 1 марта 2017 года.

В данном докладе сообщается о наиболее значимых результатах работы по совершенствованию антимонопольного законодательства и правоприменительной практике. В частности, 5 января 2016 года вступил в силу «четвертый антимонопольный пакет», разработанный в рамках реализации системных мер «дорожной карты» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики».

Изменениями в антимонопольном законодательстве предусмотрен комплекс мер, направленных на либерализацию и совершенствование антимонопольного законодательства РФ:

- расширение сферы применения института предупреждений;

- введение института предварительного заключения комиссии антимонопольного органа об обстоятельствах дела;

- предоставление Правительству РФ права устанавливать в случаях нарушения антимонопольного законодательства РФ правила недискриминационного доступа к товарам на высококонцентрированных товарных рынках;

- расширение перечня лиц, которым направляется предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства за счет включения в него должностных лиц органов власти различных уровней;

- отмена нормы о возможности признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на определенном товарном рынке менее 35%, за исключением коллективного доминирования;

- признание картелем соглашений, заключенных между хозяйствующими субъектами – покупателями на товарном рынке;

- введение предварительного согласования с антимонопольным органом соглашений хозяйствующих субъектов о совместной деятельности;

- исключение уведомительного контроля сделок субъектов естественных монополий.

Кроме того, изменениями в антимонопольном законодательстве введены иммунитеты для определенной категории хозсубъектов. Так, не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, учредителем которого является одно физическое лицо, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозсубъекта не превышает 400 млн рублей.

Также внесены изменения в Закон о торговле, в соответствии с которыми положения статей 13 и 14 не распространяются на хозсубъектов, осуществляющих торговую деятельность, поставки продовольственных товаров, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает 400 млн рублей.

Введена новая статья 4.1.1. «Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением» КоАП РФ, направленная на снижение административной нагрузки на малый и средний бизнес. В установленных в данной статье случаях при совершении административного правонарушения впервые штраф заменяется предупреждением. 

 

Разработана и опубликована на сайте ФАС России Публичная декларация целей и задач ФАС России на 2017 год

 

1. Принятие Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2017-2019 годы.

 

2. Кардинальное реформирование стратегии тарифного регулирования, в том числе принятие Федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги)», а также разработка Стратегии стимулирующего тарифного регулирования.

 

3. Создание эффективных механизмов борьбы с ограничительными деловыми практиками транснациональных корпораций и нарушениями антимонопольного законодательства, носящих трансграничный характер.

 

4. Принятие планов мероприятий («дорожных карт»): «Развитие конкуренции в здравоохранении» и «Развитие конкуренции на рынке финансовых услуг» (совместно с Банком России) и утверждение планов развития конкуренции («дорожных карт») в соответствующих отраслях на 2017-2018 годы.

 

Отчет о реализации Публичной декларации также будет опубликован на сайте ФАС России.