Челябинское УФАС России и предприниматели обсудили проблемы в сфере закупок по дорожному строительству

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

28 апреля в Челябинском УФАС России состоялся круглый стол по проблемным вопросам участия хозяйствующих субъектов в государственных и муниципальных закупках по содержанию, ремонту и капитальному ремонту дорог в г. Челябинске и Челябинской области.

 

 

Руководитель Челябинского УФАС России Анна Козлова сообщила, что в 2016 году в антимонопольную службу были поданы жалобы на 29 закупок, проведенных Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области.

 

При этом 9 закупок, как и предусмотрено действующим законодательством при выявлении серьезных нарушений, были отменены. По остальным 20 закупкам Челябинское УФАС России указало заказчику на недочеты, устранить которые возможно в процессе проведения торгов, без их отмены.

 

Анна Алексеевна отметила, что такая работа дала положительный эффект, и в 2017 году отсутствуют случаи выявления нарушений законодательства о контрактной системе в документации министерства.

 

Однако Челябинское УФАС России по-прежнему призывает к решению проблемы укрупнения лотов при проведении «дорожных» аукционов.

 

Показательным является пример, когда в 2017 году заказчик отменил аукцион на реконструкцию автомобильной дороги в Увельском муниципальном в связи с обстоятельствами непреодолимой силы. Цена контракта закупки, в которой участвовало 7 компаний, составляла 28 млн рублей и была снижена на 35%.

 

Однако после отмененной закупки заказчик вновь проводит аукцион, в лот которого помимо вышеназванной дороги включает еще 3 дороги. Цена данного контракта на реконструкцию автомобильных дорог в Саткинском, Увельском и Троицком районе и Южноуральском городском округе составила 413 млн рублей. В этой закупке подали заявки уже 2 участника, а на аукцион «вышел» только АО «Южуралмост».

 

Такое объединение дорог в один лот, к тому же не связанных территориально, привело к ограничению количества участников аукциона.

 

Анна Алексеевна добавила, что позиция территориальных органов ФАС России по разукрупнению лотов, в том числе и в дорожной отрасли, едина по всей стране.

 

Поэтому Челябинское УФАС России, призванное как и другие органы власти, способствовать развитию конкуренцию, предлагает решить спорный вопрос компромиссным путем - запуском «пилотного проекта». Реализация проекта предполагает проведение органами местного самоуправления определенного объема «дорожных» закупок специально для субъектов малого и среднего бизнеса.

 

Участие в таких закупках позволит компаниям, которые сейчас зачастую даже не имеют возможности побороться за контракт, продемонстрировать свои возможности и имеющиеся технологии. Кроме того, ожидаемая конкуренция на закупках для малого и среднего бизнеса может привести к экономии бюджетных средств.

 

Также Анна Алексеевна остановилась на вопросе картельных сговоров на государственных и муниципальных закупках. Для решения данной проблемы Челябинским УФАС России в Центральный аппарат ФАС России будет направлено предложение о внесении изменений в законодательство о включении участников картелей на торгах в Реестр недобросовестных поставщиков.

 

В ходе заседания на вопросы участников также ответили старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и охраны природы Прокуратуры Челябинской области Оксана Павлова и директор департамента права СРО «Союз строительных компаний Урала и Сибири» Наталья Разумова.

 

В заключение Анна Козлова отметила, что антимонопольная служба всегда готова к открытому диалогу и решению вопросов в правовом поле. Принятие в 2017 году Национального плана по развитию конкуренцию должно стать одним из векторов движения по комплексному и эффективному решению профильных задач органов власти и задачи по развитию конкуренции.

 

 

Статистика

2016 год

40 жалоб на действия Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области и комиссии по осуществлению закупок при проведении 29 закупок на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт автомобильных дорог, мостов, а также выполнение проектных работ.

21 жалоба признана полностью или частично обоснованной; 4 – необоснованными; 4 - необоснованными, но в ходе внеплановой проверки выявлены нарушения в действиях комиссии по осуществлению закупок или заказчика, 11 жалоб -  возвращены заявителям или по ним рассмотрение прекращено антимонопольным органом. Также проведено 3 внеплановые проверки, подтверждены нарушения законодательства о контрактной системе.

Выдано 18 предписаний об устранении нарушений законодательства о контрактной системе следующего содержания:

4 предписания – пересмотр заявок участников закупки и внесение изменений в проект контракта при его направлении участнику закупки;

2 предписания – внесение изменений в документацию о закупке или в проект контракта;

2 предписания – пересмотр заявок участников закупки;

9 предписаний – отмена закупки;

1 предписание – внесение изменений в проект контракта и проверка участника закупки на наличие допуска саморегулируемой организации.

 

1-ый квартал 2017 года

6 жалоб на действия Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области и комиссии по осуществлению закупок при проведении 4 закупок на реконструкцию автомобильных дорог.

5 жалоб признаны обоснованными.

Министерству выдано 5 предписаний об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, 4 из которых о пересмотре заявок участников закупок, 1 предписание об отмене решения заказчика об отмене определения подрядчика.