Челябинское УФАС России и предприниматели обсудили проблемы в сфере закупок по дорожному строительству
28 апреля в Челябинском УФАС России состоялся круглый стол по проблемным вопросам участия хозяйствующих субъектов в государственных и муниципальных закупках по содержанию, ремонту и капитальному ремонту дорог в г. Челябинске и Челябинской области.
Руководитель Челябинского УФАС России Анна Козлова сообщила, что в 2016 году в антимонопольную службу были поданы жалобы на 29 закупок, проведенных Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области.
При этом 9 закупок, как и предусмотрено действующим законодательством при выявлении серьезных нарушений, были отменены. По остальным 20 закупкам Челябинское УФАС России указало заказчику на недочеты, устранить которые возможно в процессе проведения торгов, без их отмены.
Анна Алексеевна отметила, что такая работа дала положительный эффект, и в 2017 году отсутствуют случаи выявления нарушений законодательства о контрактной системе в документации министерства.
Однако Челябинское УФАС России по-прежнему призывает к решению проблемы укрупнения лотов при проведении «дорожных» аукционов.
Показательным является пример, когда в 2017 году заказчик отменил аукцион на реконструкцию автомобильной дороги в Увельском муниципальном в связи с обстоятельствами непреодолимой силы. Цена контракта закупки, в которой участвовало 7 компаний, составляла 28 млн рублей и была снижена на 35%.
Однако после отмененной закупки заказчик вновь проводит аукцион, в лот которого помимо вышеназванной дороги включает еще 3 дороги. Цена данного контракта на реконструкцию автомобильных дорог в Саткинском, Увельском и Троицком районе и Южноуральском городском округе составила 413 млн рублей. В этой закупке подали заявки уже 2 участника, а на аукцион «вышел» только АО «Южуралмост».
Такое объединение дорог в один лот, к тому же не связанных территориально, привело к ограничению количества участников аукциона.
Анна Алексеевна добавила, что позиция территориальных органов ФАС России по разукрупнению лотов, в том числе и в дорожной отрасли, едина по всей стране.
Поэтому Челябинское УФАС России, призванное как и другие органы власти, способствовать развитию конкуренцию, предлагает решить спорный вопрос компромиссным путем - запуском «пилотного проекта». Реализация проекта предполагает проведение органами местного самоуправления определенного объема «дорожных» закупок специально для субъектов малого и среднего бизнеса.
Участие в таких закупках позволит компаниям, которые сейчас зачастую даже не имеют возможности побороться за контракт, продемонстрировать свои возможности и имеющиеся технологии. Кроме того, ожидаемая конкуренция на закупках для малого и среднего бизнеса может привести к экономии бюджетных средств.
Также Анна Алексеевна остановилась на вопросе картельных сговоров на государственных и муниципальных закупках. Для решения данной проблемы Челябинским УФАС России в Центральный аппарат ФАС России будет направлено предложение о внесении изменений в законодательство о включении участников картелей на торгах в Реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе заседания на вопросы участников также ответили старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и охраны природы Прокуратуры Челябинской области Оксана Павлова и директор департамента права СРО «Союз строительных компаний Урала и Сибири» Наталья Разумова.
В заключение Анна Козлова отметила, что антимонопольная служба всегда готова к открытому диалогу и решению вопросов в правовом поле. Принятие в 2017 году Национального плана по развитию конкуренцию должно стать одним из векторов движения по комплексному и эффективному решению профильных задач органов власти и задачи по развитию конкуренции.
Статистика
2016 год
40 жалоб на действия Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области и комиссии по осуществлению закупок при проведении 29 закупок на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт автомобильных дорог, мостов, а также выполнение проектных работ.
21 жалоба признана полностью или частично обоснованной; 4 – необоснованными; 4 - необоснованными, но в ходе внеплановой проверки выявлены нарушения в действиях комиссии по осуществлению закупок или заказчика, 11 жалоб - возвращены заявителям или по ним рассмотрение прекращено антимонопольным органом. Также проведено 3 внеплановые проверки, подтверждены нарушения законодательства о контрактной системе.
Выдано 18 предписаний об устранении нарушений законодательства о контрактной системе следующего содержания:
4 предписания – пересмотр заявок участников закупки и внесение изменений в проект контракта при его направлении участнику закупки;
2 предписания – внесение изменений в документацию о закупке или в проект контракта;
2 предписания – пересмотр заявок участников закупки;
9 предписаний – отмена закупки;
1 предписание – внесение изменений в проект контракта и проверка участника закупки на наличие допуска саморегулируемой организации.
1-ый квартал 2017 года
6 жалоб на действия Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области и комиссии по осуществлению закупок при проведении 4 закупок на реконструкцию автомобильных дорог.
5 жалоб признаны обоснованными.
Министерству выдано 5 предписаний об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, 4 из которых о пересмотре заявок участников закупок, 1 предписание об отмене решения заказчика об отмене определения подрядчика.