Влада Ливончик о закупках в дорожной и медицинской отраслях и при переселении из аварийного жилья

Влада Ливончик о закупках в дорожной и медицинской отраслях и при переселении из аварийного жилья

 

11 апреля в ИА «Интерфакс - Урал» состоялась пресс-конференция заместителя руководителя Челябинского УФАС России Влады Ливончик «Нарушения законодательства о контрактной системе в дорожной и медицинской сферах».

 

Публикуем основные итоги контроля соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении государственных и муниципальных закупок на территории Челябинской области.

 

 

Дорожная сфера

 

В марте 2017 года поступила жалоба на действия Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги Водопойка-Луговая, начальная цена которого составила 28 млн рублей. 

После рассмотрения первых частей 7 заявок и проведения аукциона, на котором снижение составило 35% и после направления оператором электронной площадки вторых частей заявок, заказчик отменил закупку, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы.

По данным Министерства закупка отменена в связи с тем, что за зимний период 2016-2017 гг. выпало аномальное количество осадков, что подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Комиссией Челябинского УФАС России предложено Заказчику представить документы, в том числе о количестве осадков в зимний период 2016-2017гг, на основании которых принято решение об отмене аукциона. Такие документы не представлены.

Следует отметить, что для климатической зоны, на которой расположена Челябинская область, в зимний период времени характерно наличие низких температур и выпадение снега. Указанное обстоятельство не является непреодолимой силой.

В качестве доказательств заказчиком приложено письмо ОГКУ «Челябинскавтодор», где указано, что работы по реконструкции щебеночных и грунтовых автомобильных дорог необходимо выполнять в летний период. При этом в соответствии с действующим законодательством летним периодом является промежуток с 10 апреля по 25 октября.

Из проекта контракта видно, что начало сроков выполнения работ приходится на дату заключения контракта, окончание — 25.10.2017. Таким образом, Подрядчик может выполнять работы в летний период, который включает в себя сроки исполнения обязательств по контракту.

У заказчика отсутствовали основания для принятия решения об отмене закупки, что является нарушением части 2 статьи 36 Закона о контрактной системе.

Челябинским УФАС России рассмотрены жалобы ООО «Еткульское ДРСУ», ООО «ДОРСТРОЙТЕХ-ЛИЗИНГ», ООО «СТРОЙКОНТИНЕНТ» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги село Каратабан - поселок Грознецкий. Начальная цена контракта - более 123 млн рублей.

Заявки заявителей признаны несоответствующими требованиям документации об аукционе ввиду наличия признаков антиконкурентного сговора между участниками закупки, а также ввиду наличия налоговой задолженности у одного из участников закупки.

При этом установление антиконкурентного сговора, в том числе факт указания на наличие признаков сговора в протоколе, не входит в полномочия аукционной комиссии и не предусмотрено законодательством о контрактной системе в качестве основания отклонения заявок участников закупки.

Представители заказчика на заседании Комиссии не подтвердили наличие сговора между участниками закупки, в том числе наличие налоговой задолженности общества, размер которой, как установлено на заседании Комиссии, не превышает допустимые пределы, предусмотренные законодательством о контрактной системе.

Таким образом, аукционная комиссия незаконно отклонила заявки данных участников закупки по основанию наличия признаков антиконкуретного сговора, как в нарушение положений документации о закупке, а также не указала обоснование отклонения указанных участников со ссылкой на положения документации и заявки участника закупки.

Челябинским УФАС России рассмотрена жалоба ООО «ДОРСТРОЙТЕХ-ЛИЗИНГ» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги Миасс-Карабаш-Кыштым, участок км 0 - км 25. Начальная цена контракта - более 231 млн рублей.

Аукционная комиссия также незаконно отклонила заявку общества по части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе, не обосновав причины отклонения ни в протоколе итогов, ни на заседании Комиссии.

 

 

Установка дорожных знаков

Челябинским УФАС России рассмотрены жалобы ООО «ОблДорСтрой» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по техническому обслуживанию и установке дорожных знаков на территории Верхнеуфалейского городского округа и на действия заказчика (Администрация Южноуральского городского округа) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по установке дорожных знаков.

Основные нарушения законодательства о контрактной, выявленные Комиссией Челябинского УФАС России системе при проведении внеплановых проверок по обеим закупкам:

1. отсутствие требования к участникам закупки о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства

2. отсутствие в документации об аукционе информации объективного описания объекта закупки, в том числе отсутствие информации о наименовании знака, типе пленки, сведений об адресных ориентирах участков дорог городского округа, на которых  необходимо выполнять указанные работы.

 

 

Совместные торги в здравоохранении

Челябинским УФАС России рассмотрены жалобы ООО «МЕРКУРИЙ+» на действия заказчика при проведении электронных аукционов на поставку «Расходного материала для гемодиализа и средств для дезинфекции» субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями для учреждений здравоохранения Челябинской области на IV квартал 2016 года.

Заказчиками закупки выступили два учреждения здравоохранения Челябинской области (МБУЗ ГКБ № 8 и МУЗ «Саткинская Центральная районная больница»), которые приобретают расходные материалы для гемодиализа на сумму более 2 млн рублей. Челябинское УФАС России установило, что у заказчиков отсутствовала потребность в приобретении одних и тех же товаров, что означает невозможность закупки данных товаров путем проведения совместного электронного аукциона.

Выявлены нарушения при проведении аукциона на поставку препарата «Омепразол» для медицинских организаций Челябинской области на I полугодие 2017 года Начальная цена контракта – более 2 млн рублей.

Заказчиками закупки выступили 64 учреждения здравоохранения Челябинской области. При этом не всем учреждениям здравоохранения требуются три позиции лекарственных препаратов. Три позиции препаратов требуются только одному лечебному учреждению - ГБУЗ «Областная больница г. Троицк». Большинству учреждений здравоохранения требуется комбинированная поставка препаратов по двум позициям.

Таким образом, в нарушение требований части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе заказчики заключили соглашение о проведении совместного электронного аукциона и провели совместный аукцион на различные объекты закупки.

 

Поставка расходных материалов

Челябинским УФАС России на основании обращения ИП проводится внеплановая проверка действий ГКУ Челябинской области «Центр организации закупок в сфере здравоохранения», заказчиков по соблюдению законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку «Расходных материалов для эндопротезирования тазобедренного сустава» для медицинских организаций Челябинской области на 2017 год. Начальная цена контрактов более 15 млн рублей.

Как считает заявитель, эндопротез является неделимой вещью и должен закупаться заказчиками цельным комплектом. Закупка эндопротезов по составляющим их расходным материалам приводит к ограничению конкуренции, а также к невозможности исполнения поставщиком контракта.

Исходя из анализа закупок, проведенных в 2016 году, следует, что все закупки имели такие наименования как «поставка эндопротезов», «поставка комплектующих для эндопротезов», «поставка компонентов эндопротеза». Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что описание объекта закупки не носит объективного характера, и приведет к неудовлетворению потребности заказчика.

 

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда

Проведение электронных аукционов на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений в рамках областной адресной программы «Переселение в 2013 - 2017 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области».

В начале этого года Челябинским УФАС России рассмотрено обращение ООО «Строительный комплекс» на действия заказчиков:

Администрация Сосновского муниципального района,

Администрация Увельского муниципального района;

Комитет по управлению имуществом Увельского муниципального района;

Администрация Чебаркульского муниципального района;

Комитет имущественных отношений администрации Катав-Ивановского муниципального района;

Администрация Ашинского городского округа;

Администрация Карталинского городского округа;

Администрация Миасского городского округа;

МБУ «Капитальное  строительство» г. Златоуст;

Администрация Симского городского поселения;

Администрация Кропачевского городского поселения;

Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Миньярского городского поселения.

Общая начальная цена контрактов по всем аукционам составила более 440 млн рублей.

Областная адресная программа предусматривает конкретные способы ее реализации:

- строительство многоквартирного дома;

- приобретение жилых помещений у застройщиков.

При этом областная программа не предусматривает такой способ ее реализации как приобретение жилых помещений путем инвестирования в строительство.

Указанный способ не позволяет предложить потенциальным участникам готовое жилье. При проведении внеплановой проверки в адрес более 30 строительных компаний направлены запросы о предоставлении сведений о наличии (отсутствии) возможности заключить контракты на условиях документации об аукционах. Большинство компаний не участвовали в аукционах в связи с низкой начальной ценой контракта за квадратный метр. Вместе с тем, АО «ЮУ КЖСИ» указало, что готово предоставить жилые помещения, соответствующие документации на территории 5 муниципальных образований Челябинской области.

На основании представленных документов Челябинское УФАС России пришло к выводу, что указание в документациях способа реализации программы как «приобретение путем инвестирования в строительство» привело к тому, что потенциальные участники аукциона не смогли предложить к поставке уже построенное жилье. Жилые помещения по цене квадратного метра, установленной заказчиками в документации об аукционах, возможно было предложить в муниципальных образованиях Челябинской области, из которых осуществляется переселение в г. Челябинск, что позволило бы создать конкурентную среду для хозяйствующих субъектов.

Для рассмотрения по существу вопроса заявителя по формированию начальной (максимальной) цены контрактов по аукционам обращение направлено в адрес Главного контрольного управления Челябинской области. По результатам проведения внеплановой проверки ГКУ Челябинской области установлено, что начальная цена контракта определена неверным способом, вследствие чего цена занижена. Указанные нарушения привели к тому, что многие строительные компании, осуществляющие строительство на территории г. Челябинска, не смогли принять участие в данных аукционах, поскольку цена 1 кв.м, установленного заказчиками в документациях об аукционах значительно ниже средней цены квадратного метра жилья на территории г. Челябинска.

Однако, в первую очередь, в затраты на выполнение строительных работ включается стоимость арендуемого или приобретаемого земельного участка для осуществления строительства многоквартирных домов.

В связи с тем, что ООО «Никс» земельный участок выделен без проведения торгов для реализации масштабного инвестиционного проекта по цене, которая значительно ниже цены аренды аналогичных земельных участков, то затраты ООО «Никс» на строительство будут гораздо ниже, чем затраты других хозяйствующих субъектов, которые будут вынуждены приобретать или арендовать земельные участки. Таким образом, только ООО «Никс» имело возможность предложить жилые помещения по ценам, которые установлены в документациях об аукционах. Таким образом, действия Заказчиков привели к ограничению конкуренции.

Также представители заинтересованного лица ООО «КПД-Заказчик» указали, что земельный участок, на котором компания осуществляет строительство, выделено без проведения торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов. В данном случае реализация программы переселения не является масштабным инвестиционным проектом.

Таким образом, ООО «Никс» созданы преимущественные условия, поскольку земельный участок сдан в аренду ООО «Никс» по цене ниже, чем цены на аналогичные земельные участки.

Кроме того, представленный ООО «Никс» в составе заявок договор аренды земельного участка в г. Челябинске не соответствует договору краткосрочной аренды, размещенному на официальном сайте ООО «Никс». Несмотря на одинаковый предмет договора — земельный участок с кадастровым номером 74:36:0000000:54828, договоры имеют различные реквизиты и разные даты заключения. Указанный факт будет дополнительно проверяться.

Заявитель отметил, что некоторые закупки осуществлялись в соответствии с кодом по ОКПД 2 68.10.11.000 «Услуги по покупке и продаже жилых зданий и занимаемых ими земельных участков», однако, содержание аукционных документаций свидетельствует о наличии подрядных отношений, следовательно, закупки должны осуществляться по коду 41.20.10 «Здания и работы по возведению зданий. Здания жилые». С учетом указанного обстоятельства, а также с учетом того, что начальная (максимальная) цена контрактов превышает 10 млн. рублей, заказчики в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 обязаны установить дополнительные требования к участникам закупки. 

Некоторые заказчики, полагая, что данные контракты являются договорами поставки, установили не соответствующий код ОКПД 2, что привело к тому, что дополнительные требования к участникам не установлены.

По результатам проведения внеплановой проверки Челябинское УФАС России пришло к выводу, что настоящие контракты являются договорами подряда. При этом неопределенность объекта закупки привела к тому, что во всех контрактах гарантийный срок на жилье составил 2 года, а не 5 лет, как это предусмотрено законом к новостройкам.

В силу статьи 89 ЖК РФ заказчики при описании объекта закупки должны установить требование о том, что площадь предоставляемых жилых помещений должна быть не менее общей площади ранее занимаемого гражданами жилого помещения.

Все заказчики имели списки переселяемых граждан с указанием площади занимаемого помещения, но не установили требования к площади каждого приобретаемого жилого помещения, что может привести к тому, что цель, установленная программой переселения, не будет достигнута, поскольку в результате гражданину может достаться жилое помещение меньше по площади ранее занимаемого помещения.

В силу части 1 статьи 26 Закона об энергосбережении Заказчики обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями энергетической эффективности. Требования энергетической эффективности определены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221. В силу пункта 7 ПП РФ № 1221 к первоочередным требованиям энергетической эффективности относится наличие класса энергетической эффективности не ниже первых двух наивысших классов.

В приложении 1 к документациям об аукционах заказчиками указана ссылка на Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221, Приказ Минэкономразвития РФ от 04.06.2010 № 229, которая не свидетельствует о надлежащем исполнении требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку она не конкретизирует требования к приобретаемым жилым помещениям, средствам измерений, используемым для учета электрической энергии (мощности), смесителям и кранам для умывальников, рукомойникам, мойкам, раковинам, предназначенным для подачи холодной и/или горячей воды, поступающей из централизованных систем водоснабжения, а также не определяет потребность Заказчика в части классов энергетической эффективности в отношении бытовых энергопотребляющих устройств.

 

Работы по инженерной подготовке территории с элементами благоустройства оз. Смолино

После этой проверки поступили еще материалы, согласно которым Управление дорожного хозяйства Администрации города Челябинска (заказчик) и ООО «Строительная компания «Спецрегионстрой» (подрядчик) заключили договор подряда на выполнение работ по инженерной подготовке территории с элементами благоустройства оз. Смолино г. Челябинск 27 декабря 2016 года на сумму более 39 млн рублей.

Заказчиком представлен акт, в соответствии с которым в связи с непреодолимой силой и с целью предупреждения затопления близлежащей инфраструктуры города Челябинска заказчиком принято решение заключить договор с ООО «Строительная компания «Спецрегионстрой». Сведения о произошедшей аварии или о возникшей чрезвычайной ситуации в указанном акте отсутствуют.

Таким образом, Закона о контрактной системе заказчиком неправомерно заключен контракт с единственным подрядчиком ввиду отсутствия обстоятельств, являющихся основанием для заключения контракта по указанному основанию.

 

Основные сферы, по которым поступают жалобы и обращения на нарушения законодательства о контрактной системе при проведении закупок

 

 

№ п/п

Сфере закупок

Количество жалоб

Количество внеплановых проверок

1

Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования

 

72

15

2

Лекарственные средства и изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства

 

129

19

3

Оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

 

33

2

4

Газоснабжение (строительство газопроводов)

 

26

2

5

Приобретение квартир для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, переселяемых из ветхо аварийного жилья

 

17

19

6

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт объектов капитального строительства

 

42

12

 

В 2016 году Челябинским УФАС России было рассмотрено 43 жалобы на 31 закупку по содержанию и ремонту дорог, проводимых Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, отменено 10 закупок. При этом согласно плану-графику на 2016 год в указанной сфере Министерством проведено 53 закупки. В 2017 году поступило 7 жалоб на 5 закупок, отмененнных закупок нет, выявлены нарушения законодательства о контрактной системе при проведении 3 закупок, выданы предписания о внесении изменений в документацию, отмене протоколов итогов закупок.

 

Сведения о результатах деятельности Челябинского УФАС России в сфере контроля законодательства о контрактной системе

 

1 квартал 2017

1 квартал 2016

Количество предписаний

1 квартал 2017/1 квартал 2016

выдано предписаний по отношению к рассмотренным 1 квартал 2017/ 1 квартал 2016

2016

2015

Количество предписаний

2016/2015

выдано предписаний по отношению к рассмотренным 2016(2015)

Жалобы

Поступило

131

174

54/

52

53%/

46%

888

885

346/

423

55%/

65%

Рассмотрено

101

113

624

648

обоснованные

47

45

255

259

необоснованные

54

68

369

389

Проверки

53

47

15/

22

28%/

47%

253

316

105/

196

41,5% (62%)

Согласования

отказано

3

3

 

 

16

1

93

16

 

Отказано в

6% (17%)

РНП/вкл

25/19

54/29

 

Включено в

76%/54%

168/ 76

138/

51

 

Включено в

45% (37%)

 

Административная практика

 

Всего

1 квартал 2017

Всего

1 квартал 2016

штрафы

1 квартал 2017

штрафы

1 квартал 2016

Всего

2016

Всего

2015

штраф

2016

штраф

2015

привлечено к административной ответственности

 

38

 

145

 

34

 

100

 

516

 

908

 

381

 

499

сумма штрафов

Начислено

331 тыс. руб.

Начислено

1,1 млн руб.

Оплачено 953 тыс. руб.

Оплачено 570 тыс. руб.

Начислено

4,6 млн руб.

Начислено

5,03 млн руб.

Оплачено

2,8 млн руб.

Оплачено

3,1 млн руб.

 

Решения по арбитражным судам

 

всего обжаловано

оставлено в силе

отменено

 

 

всего обжаловано

оставлено в силе

отменено

1 квартал 2017

19

79%

21%

 

2016

49

86%

14%

1 квартал 2016

22

77%

24%

 

2015

60

95%

5%